Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 248.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации05.12.2013
Размер248.03 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3
Конспект лекций по культурологии
Понятие культуры.

1) Сущность человека : соотношение природного и культурного начал.

2) Основные научные теории, интерпретирующие понятие культуры в 19 – 20 вв.



Культура ( латин. «взращивание», « возделывание», « обработка»; с\х слово у римлян).

Цицерон (2-1 вв. до н.э.) перенёс это слово в философию: « культура души». Изменение изначально данного природного состояния и создания искусственно среды, в которой может существовать человек.

Вэнь – кит. «украшение», « узор»

Чжи – кит. «грубый», « неотёсанный», « необработанный»)

Две фундаментальные теории о сущности человека:

  1. Религиозная. Человек есть образ и подобие Божие, венец творения, нечто уникальное и несводимое ни с каким природным существом или процессом.

  2. Дарвиновская. Человек- вершина эволюции (высшее в природном ряду).

Зигмунд Фрейд (австрийский философ): « Начало культуры(человека) совпадает с появлением запретов ( на удовлетворение неких базовых инстинктов)». Например, запрет на анцест ( кровосмешение). Когда человек в своём существовании и в своём социальном бытии начинает определяться не одним только природным механизмом, но и сверхприродными принципами и нормами, тогда и возникает момент называемый культурой.

Культура - Базовая способность человека. Способность к идеации (некая способность к абстракции, выведению общих понятий)

Только у человека присутствует чувство времени и пространства до предметов и вещей (ориентация в мире).

Животное ↔ мир

Человек ↔ мир ↔

Животному дано сознание, а человеку ещё дано и самосознание. Человек способен сделать содержание своего сознания предметом изучения, анализа.

Человеческий мозг, нервная система человека сформировались в процессе эволюции таким образом, что человек оказался способен к абстрактному и символическому мышлению. Процесс развития культуры есть процесс «выключения» биологической эволюции, биологического приспособления.

Лесли Уайт: « Сверх предметов и явлений, зависящих от символической способности человека и существующие во вне природном контексте назыв. Культурой».

Символы.

Любой объект, имеющий вторую структуру значения, является символом. Т.е. всё, что имеет значение (для хранения информации).

Знаки.

Знак отличается от символа тем, что в рамках одной и той же культуры знак имеет одно единственное значение. А символы многозначны. Х + Y = Z

Базовая символьная основа культуры – язык. Человек не изобрёл язык. Способность к речи является врождённой.

  1. Культура – это совокупность способов и техник, с помощью которых передаётся социально значимый способ выживания и эффективного удовлетворения базовых человеческих потребностей.

Разница в передаче опыта заключается в том, что у животных природный опыт являет собой наследование врождённых признаков.

Культура есть научаемое поведение.

Ральф Линтон : « Культура есть совокупность конфигураций усвоенного поведения, которая разделяется и передаётся всеми членами данного сообщества на определённых хронологических промежутках».

Культура – реакция на стандартные поступки.

Функции культуры:

  1. подчинение природы, господство над природой ( внешней и внутренней)

  2. Передача опыта (язык, тексты и т.д.)

  3. Коммуникация, общение

  4. Символическая ( знаковая) , т.е. трактует значения, прикрепляет ярлычки)


Цивилизация и цивилизационный подход к изучению культуры


  1. История понятия цивилизация. Его основные значения, принятые в современной науке.

  2. Принципы цивилизационного подхода к изучению культуры. Влияние картины мира ( типы мировосприятия) на образ типа культуры.


Цивилизация (латин. «civilis» - городской, гражданский)

Де Мирабо (1757 г.: трактат «Друг законов») ввёл в научный оборот это слово.

«Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов в общественной жизни».

Боссюэ: « Цивилизационный человек был никем иным как добрым гражданином, который всегда считал себя членом государства, который давал законам управлять собой и совместно с ними содействовал общественному благу, ни на кого не посягая».

Просветители классифицировали всё общество, существовавшее в истории с точки зрения из отношения к законам.


.
В 1819 году (историк Балланш) использовал слово «цивилизация» во множественном числе:

Цивилизация, как городское сообщество. Цивилизация, как качество, отделяющее город от окружающей среды и нецивилизованного сообщества, на основе разделения труда и формирование государственной политической власти.

Цивилизация как современный тип высокоразвитого общественного устройства, характерный в первую очередь для высокоразвитых стран запада и других регионов, которые достигли передового уровня технологического развития, в той или иной степени внедрили гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие общества, поддержание его стабильности и самостоятельности личности.

Цивилизация – это качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории с присущим им своеобразием социальной и духовной жизни, базовыми ценностями и принципами жизнеустройства, т.е. самобытности.

Цивилизация как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства.

Цивилизационный подход сформировался во второй половине 19 века как реакция на господствующий в гуманитарных науках революционизм.

Основы подхода:

  1. Человеческое общество развивается в направлении некоторой цели.

  2. Эволюция человеческого общества происходит от простого к сложному

  3. Человечество представляет собой некое единое целое, стремящееся к определённой цели.

Основателем эволюционного подхода был Н.Я. Данилевский. Он ввёл понятие историко-культурного типа.

Другие учёные и философы использовали другие понятия. Например,

О. Шпенглер – высокая культура

А.Тойнби – цивилизация

П. Сорокин – суперсистема

Базовым критерием выделения историко-культурного типа было языковое родство.

Остальные предположения использовали тип мировоззрения. ???

Шпенглер « Закат Европы» (1918 г.)

Прасимвол

Животное: длина и ширина

Человек: + глубина (способ переживания различен для каждой культуры)

Способ переживания глубины – Прасимвол

Греческая культура – замкнутое в себе тело

Европейская культура – бесконечное пространство

Русская культура – бесконечная равнина

?? К.мира ?? – способ, которым человек того или иного общества перерабатывает хаос внешних впечатлений в осмысленное, упорядоченное целое.



Возникновение Мировых городов (там смешались все языки, культуры и т.д. ( в последствии вытекает деградация общества)).

Культурно-исторический тип или цивилизация представляет собой социокультурное образование, хронологические и географические рамки существования которой превышают в пространственном и временном отношении границы существования отдельных народов, наций и государств, и которые существуют на основе некой системы сверхлокальных ценностей.
Мифологический тип культуры


  1. Миф как форма мышления и способ мировосприятия

  2. Функции мифа в культуре


Миф (греч. «слово», « сказание», «предание»)

Евгемер: мифические персонажи – это обожествлённые правители и герои древности.

18 в. : Миф – невежество, низкий уровень развития

Миф – способ мышления о мире.

Джанбатиста Вико («Новая наука» 18в.).

«Миф – специфическая форма мышления, которая состоит в том, что в древних обществах отсутствовали абстрактные понятия, которые заменялись символами. Символ – основная единица мифа».

Судьба (вавил.) – птицы-ласточка

Мойры (богини судьбы в др. Гр.)

Власть (шумеры) – жизнь большого человека

Имущество – вещь , руки

Освобождение – возвращение к матери

Тотем

Логическое мышление основано на нескольких основных принципах:

Закон исключённого третьего: предмет не может одновременно содержать в себе противоположные качества. Мифическое мышление может соотносить несоотносимые принципы (превращение вещей). Мифическое мышление основано на принципе партиципации (сопричастность): все в природе взаимосвязано, человек – не уникальное существо, а «часть» мира. Магия (взаимосвязь частей тела).

Микрокосм (человек).

Мифологический текст рождается на основе метафоры. Метафора – перенос свойств одного предмета или явления на другой на основании общего признака. Пример: бронза мускулов, Гор-Сокол (солнце в зените).

Миф не является донаучным мышлением.

Миф - эмоциональное мировосприятие. Наука – логическое.

Миф – главная форма передачи знаний и опыта.

Боги – некие идеалы культуры.

Мифический тип ориентирован на некие начальные образы (в последствие образцы).

Миф сплачивает общество, создаёт смысл его существования.

Политическое общество – идеология современной культуры.

Циклическое восприятие времени (мифическое восприятие)

Смена времён года – мифическое восприятие.


Миф – универсальная схема человеческого существования, миф отражает основные ситуации, в которых может оказаться человек.

Пётр 1 – антихрист (очень плохой человек)

Пётр 1 = антихрист (откровение Иоанна Богослова)

Петербург – Петроград – Ленинград – Петербург
Возникновение первых цивилизаций на Древнем Востоке


  1. Предпосылки и основные этапы развития

  2. Образ Божественного правителя и его влияние на развитие древневосточных цивилизаций.

  3. Мифология Древнего Востока и религия осевого времени


Неолит (новый каменный век) – изобретение методов одомашнивания животных и растений – 12 тыс. лет назад. Регион: зона плодородного полумесяца (Ирак, Иран, Сирия, Палестина и Турция). Возникновение первых древних городов. Пример:

Город Иерихон – 12 тыс. лет (Израиль) , Чатал-Гуюк (Турция)

Город основывался на специализации (разделении труда) и на возникновении институтов политической религиозной и военной власти.

Первое государство – Египет - 4 тыс. лет до н.э.

Карл Виттфогель: ирригационная гипотеза ( в бассейнах великих рек).

Сформировалась элита, главной задачей которой было планирование, контроль за выполнением работ, и распределением ресурсов (прообраз государственного аппарата). Элита формировалась на основе владения знаниями (астрономия). Солнечный календарь в Египте. Письменность (Шумеры) 3100 г. до н.э. Пиктограмма (рисованное письмо) – идеограмма (иероглифы) – фонетический алфавит (13 век до н.э.)- Город Библ (современный Ливан).

Грамматность – профессия, а не навык.

Ж.Ф. Шампольон расшифровал египетские иероглифы в 1824 году

Фигура правителя была крайне важна (сверхъестественное происхождение, воплощение Бога). ГОР (правитель-фараон) ---- Осирис (умерший фараон) ---- Сет (засуха, хаос)

Всё находилось под ответственностью правителя.

Л. Мамфорд : Изобретение машины из людей -- правители Др. Востока

Карл Ясперс : «Осевое время» с 800 до 200 гг. до н.э. – это ось времени, где возникает современное представление о роли личности (интеллектуальная революция).

В разных частях земного шара в этот период (Китай, Индия, Иран, Греция и т.д.) появляются люди, которые формируют новое сознание о человеке (Конфуциё, Лао Цзы и т.д.). Существуют явные противоречия между земным и божественным священным порядком.

Упанишады : Атман есть Брахман

Они обращались к любому человеку (существу) это были предпосылки для возникновения науки (универсальной).

Культура античности


  1. Социально-политические и духовные ценности античного города-государства.

  2. Категория космоса в античной культуре и её отображение в социально-политической и духовной сферах.


Античный («древний») – понимается как «культура Древней Греции и Древнего Рима». 8-7 вв. до н.э.

476 г. Н.э. –падение Римской Империи

Центры : о-в Крит, город Микены (Крито-Микенская цивилизация) :

3-ье тысячелетие до н. э. – середина 1-ого тысячелетия до н. э.

Морская цивилизация

Арнольд Тойнби : теория «Вызова и ответа».

Вызов : природный, военный, экономический и т.д.

Полис – город-государство

Гомер «Илиада», «Одиссея» 8 век до н. э. (период царей).

Аристократия - потомственная элита

Олигархия - власть «денежных мешков»

Демократия - власть народа

Тирания - единоличное правление
Афины : экономический кризис – переориентировка экономики (торговля оливками).

Отсутствие узкой специализации, умение переключаться.

Поэт Гесиод : поэма «Теогонии», «Труды и дни».
Пайдея (культура)

Политический кризис (ар. ↔ народ).

Солон – 6 в. До н. э. – Афины

реформы

Ликург - Спарта

Правительственный закон (Номос) - фиксирован и записан

Представительство во власти : 2/1 ; 3/2 ; и т.д.

Со временем пропорция составила 1/1.

Разделение года по 37 дней (правила 1 группа).

Символ власти – круг.

Алфавит с гласными из 24 букв.

В античной Греции письменность из профессионального навыка переходит в личный навык.

Последствия :

  1. доступ к знаниям, законам

  2. запись и передача знаний и мыслей

  3. определённый тип мировоззрения. М. Мак-Люэн

а) визуальность выходит на первый план, а не слух (теория созерцания, видения)

б) идея однородности пространства (по форме)

в)причина следственной связи
Сфера проецируется на природу и получается космос (изначальный город-полис).

Софросине – благоразумие, идеал меры, середина.

Гибрис – жадность, безумие

Космос лучше человека, он разумен, он строится на принципе гармонии

Гармония – скрепы (доски скреплялись на кораблях).

Гармония не даёт распасться целому.

Апатеия – бесстрастие, отсутствие аффектов, человек способен владеть собой

Космос – идеал античного человека.

Античный театр.

Бог Дионис (культ почитания) – трагическая смерть; сатиры пели дифирамбы (горестные песнопения)

Эсхил (5 в.) вводит диалог, а не песню.

При просмотре человек освобождается от негативных эмоций (человек переживает вместе с героем).

Мотив рока, судьбы: Эдип – царь г. Фив

Катарсис – очищение
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск