Важным направлением в организации физического воспитания является врачебный контроль.
Все учащиеся образовательных учреждений должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в течение учебного года. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития они распределяются для занятий физической культурой на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
подгруппа А – обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.
подгруппа Б – обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).
Дети второй и третьей группы здоровья, которые составляют специальную медицинскую группу, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп. Несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащимися СМГ, регулярные занятия физкультурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении. Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания.
Оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся нельзя. Для специальной медицинской группы в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной формой физического воспитания учащихся специальных медицинских групп являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Посещение их учениками обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего уроки физкультуры, или классного руководителя.
Зачеты обязаны сдавать все учащиеся выпускных классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной медицинским группам. Освобождаются от непосредственной сдачи зачетов учащиеся специальной медицинской группы, а также те, кто перенес перед зачетом какое-либо заболевание.
Эти школьники занимались, достигли определенных положительных результатов: нередки случаи перехода из СМГ сначала в подготовительную, а затем и в основную медицинскую группу. Этих учащихся необходимо привлекать ко всем физкультурным мероприятиям, проводимых школой, включая и зачеты по физкультуре.
Перечень вопросов и практических занятий для аттестации выпускников основной и средней (полной)
общеобразовательной школы по физической культуре,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Вопросы:
Что такое «здоровый образ жизни»?
Что значит «рациональный режим питания»?
Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?
Чем характеризуется здоровый досуг?
Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?
Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
Как сформировать правильную осанку?
Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой?
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?
Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
Какие ты знаешь основные физические качества?
Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?
Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Виды практических заданий (выполняются при отсутствии противопоказаний):
Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
Комплекс упражнений для развития силы рук (ног, спины, брюшного пресса).
Комплекс упражнений для развития координации движений.
Комплекс упражнений для развития быстроты.
Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
Комплекс упражнений для развития гибкости.
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений ) и выполнить его.
Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.
Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.
Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски меча в баскетбольное кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п.).
Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).
|