Скачать 213.78 Kb.
|
Консультация воспитателя старшей группы Голик Л. С. «Утренняя гимнастика в детском саду» Увлекательные упражнения для дошкольников 2012 год Консультация «Утренняя гимнастика в детском саду» Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом анатомо – физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье. Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение. Варианты проведения утренней гимнастики. - Традиционная гимнастика с ОРУ. - Гимнастика игрового характера. - С использованием полосы препятствий. - С использованием простейших тренажёров. - С включением оздоровительных пробежек. - Ритмическая гимнастика. Структура утренней гимнастики. Вступительная часть: - построение; - два-три вида ходьбы; - один вид бега. В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ. Основная часть: - дыхательные упражнения и упражнения для мышц рук и плечевого пояса; - мышц туловища; - брюшного пресса и ног. Заключительная часть: - ходьба, хороводы и т. д. Планирование утренней гимнастики. Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учётом требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и подготовленности каждого ребёнка, а так же с учётом места проведения (в помещен или на участке), сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря. Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы он описывается подробно: - названия упражнений; - исходные положения; - число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения. Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений. Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ. Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений. Условия проведения утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д.), в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма. Методика проведения утренней гимнастики. В методику проведения входят: - организация детей (построение их для выполнения упражнений); - подготовка, раздача пособий; - методы и приёмы обучения движениям. Расстановка, раздача, сбор предметов. Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов: - воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения), стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику; - воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них; - воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их; - дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках; - дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны; - дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток); - предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному. Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений. Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей. Методы обучения физическим упражнениям. Практические: - повторение упражнений без изменений; - с изменениями; - обучение в игровой форме; - в соревновательной форме. Словесные: - название упражнения; - его описание; - объяснение, как правильно его выполнить; - указания, распоряжения, команды; - вопросы к детям; - рассказ, беседа. Наглядные: - показ; - использование наглядных пособий; - имитация; - звуковые сигналы; - зрительные ориентиры. Требования к физкультурному оборудованию. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса – согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетику интерьера, удобны для использования в работе с детьми. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяются воспитателем перед занятием. Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря. Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики), достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятия. Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснение и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Моторная плотность на утренней гимнастике достигается: - специальным подбором упражнений; - их повтором, дозировкой; - темпом; - использованием подвижных игр, бега; - физкультурных пособий; - правильной организацией детей; - местом проведения (на воздухе); - музыкальным сопровождением.
Контроль. Старшая медсестра контролирует состояние мест для занятий физическими упражнениями на площадке, в помещении (проведение влажной уборки, проветривание), физкультурного инвентаря, чистоту костюмов, обуви. Во время утренней гимнастики она измеряет пульс, следит за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки, если нужно, страхует воспитанников. Реакцию на физическую нагрузку можно определить по внешним признакам: - цвету кожи лица (покраснение, побледнение, посинение); - потливость (лица, лба); - дыхание (через рот, одышка); - работе сердца (усиление сердцебиения); - поведению (снижение внимания и интереса к занятиям, рассеянность, недисциплинированность, неусидчивость, излишняя подвижность, чрезмерная активность, вялость); - ухудшению качества выполняемых упражнений (нарушение координации движений, потеря ритмичности, снижение скорости); - осанке.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики. - Выполнение гигиенических условий и время проведения. - Наличие трёх частей утренней гимнастики. - Соответствие ОРУ возрасту детей. - Продолжительность утренней гимнастики. - Использование физкультурного инвентаря. - Дозировка упражнений. - Приёмы регулирования дыхания. - Использование музыкального сопровождения. - Самочувствие детей и их настроение. Работа с родителями. Утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника детского сада, но каждого члена семьи дошкольника. Как правило, в ДОУ дети охотно выполняют упражнения, потому что заниматься вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день. Педагогический коллектив должен вести работу с родителями, разъяснять важность утренней гимнастики, консультировать по вопросу её организации дома. Это может происходить на родительских собраниях, «показательных выступлениях» детей, консультациях воспитателя, в индивидуальных беседах. Педагоги могут оформить специальные «Уголки для родителей», где размещаются статьи о проведении утренней гимнастики дома, комплексы упражнений, которые проводятся в данной группе в настоящее время. С самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня. Совместные усилия работников ДОУ и родителей, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья. Увлекательные упражнения для дошкольников. Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение. Такие упражнения – своеобразный мостик, переход от одного вида деятельности или активности к другому. Они улучшают способность ЦНС перестраиваться, приспосабливаться, подстраиваться к новым условиям и ритму деятельности, а также ослабляют негативные эмоции, особенно у гиперактивных детей. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза. «Циркачи»
«Добрая кошка»
«Сердитая кошка»
«Обхвати плечи»
«Наруби дров»
«Разгоняем тучи»
«Силач»
Упражнения, активизирующие и объединяющие двигательные и речевые центры мозга. Эти упражнения своеобразная зарядка для нервной системы, помогающая сбросить напряжение. Помимо этого, они – хорошее средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Каждое упражнение выполняется по 3 – 4 раза. «Весёлый паровоз»
«Домашние птицы»
«Эхо»
«Воздушный шарик»
«Насекомые»
Упражнения, способствующие профилактике мышечной слабости. Введение в структуру физкультурных занятий упражнений с элементами акробатики носит игровой, сюжетный характер. Выполняются они с положительной эмоциональной составляющей и должной силовой нагрузкой после ОВД, когда мышцы уже разогреты. При выполнении упражнений воспитатель оценивает у каждого ребёнка уровень развития тех или иных мышечных групп, тем самым индивидуализируя амплитуду и количество повторений. Каждое упражнение выполняется в течении двух недель с постепенным усложнением по 3 – 4 раза. «Рыбки»
Силовое упражнение Относится к силовой части нагрузок, улучшает структурные характеристики мышц задней и передней поверхности тела. «Акробаты»
Упражнение для мышц спины и живота. Активизирует волевые двигательные качества тела. «Лягушки»
На усиление функции мышц сгибателей – разгибателей. Повышает их выносливость. «Достань тучку»
На координацию движений и для укрепления мышц ног. Улучшают эластичность сосудов и нормализуют мышечный тонус. «Бусинки»
Для укрепления мышц рук, ног, спины; на гибкость и координацию движений. Улучшает работу вестибулярного аппарата. «Паровоз»
Для мышц спины, живота, ног. Усиливает приток крови к грудной клетке, стимулирует работу двигательной системы. «Умный ёжик»
Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота. «Добрый слон»
Для мышц спины, ног, ягодиц. Улучшает работу кишечника и органов малого таза. «Скамеечка» Лечь на спину, не отрывая плеч и ступней от пола, приподнять туловище на 3 – 4 сек. Упражнение на укрепление мышц тазобедренного сустава. Способствует укреплению мышц тазобедренного сустава, подколенных связок, мышц области голеностопного сустава, усиливает каркасные мышцы спины с изменением функций мышц плечевого пояса. «Ладошки»
Для коррекции осанки. «Весёлые медвежата»
Для мышц ног. Укрепляет мышцы ног и улучшает координацию движений с переносом веса тела на одну опорную ногу. «Самолёт»
Упражнения на релаксацию. Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться, независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини-сюжет, задействовать только слуховые анализаторы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, - одно из направлений восстановительной терапии. Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. «Сон котёнка»
«Лентяй и лежебока барсук»
«Прогулка в лес»
«Сон на берегу моря»
«Тихое озеро»
«Плывём в облаках»
Литература: «Инструктор по физкультуре» №3/2012г. |