ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОО СОШ №86
Северо-Западного окружного управления образования
Департамента Образования г. Москвы
2010 – 2013 год.
Содержание
| Наименование раздела
| Стр.
|
| Пояснительная записка ………………………...…..…...
|
| 1 ЧАСТЬ
| Обязательная часть Программы ……………………...
|
| 1.1.
| Организация режима пребывания детей в дошкольном отделении ГБОО СОШ №86
|
| 1.1.1.
| Гибкий режим организации жизни и деятельности детей ……………………………………………………….
|
| 1.1.2.
| Проектирование воспитательно-образовательного процесса …………………...……………………………….
|
| 1.2.
| Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей …………….…
|
| 1.3.
| Содержание коррекционной работы …………….…..
|
| 1.3.1.
| Комплексирование программ и технологий в соответствии с направлением коррекции ….................…
|
| 1.3.2.
| Работа педагога-психолога …………………….……....…
|
| 1.3.3.
| Работа учителя-логопеда (логопункт) ….………………..
|
| 1.4.
| Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ……………………………..
|
| 1.5.
| Система мониторинга ……………………………….….
|
| 2 ЧАСТЬ
| Региональный компонент ……………………………...
|
| 2.1.
| Направления работы педагогического коллектива по региональным проектам г. Москвы …………...…..
|
| 2.2.
| Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста ……….…….….
|
| 2.3.
| Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста ……………………………………………….….
|
| 2.4.
| Особенности организации образовательного процесса в структурном подразделении «Семейный детский сад» ………………………………
|
| 2.5.
| Особенности организации образовательного процесса в структурном подразделении «Консультативный пункт» ………………….…….…….
|
| 2.6.
| Особенности организации образовательного процесса в структурном подразделении «Центр игровой поддержки ребёнка» ………………….…..….
|
| 2.7.
| Особенности организации образовательного процесса в структурном подразделении «Служба ранней помощи» ………………….………………….….
|
| 2.8.
| Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ……………………………………………...
|
| 2.8.1.
| Управление реализацией программы ……………………
|
| 2.8.2.
| Создание и обновление предметно-развивающей среды
|
| 2.8.3.
| Инновационная и экспериментальная работа …………..
|
| 2.8.4.
| Основы сотрудничества детского сада и семьи ………...
|
| 2.8.5.
| Преемственность в работе детского сада и школы ……..
|
| 2.8.6.
| Взаимодействие ГОУ с другими учреждениями ………..
|
|
|
|
| Приложение 01
| Базисный план образовательной работы дошкольного отделения ГБОО СОШ №86
|
| Приложение 02
| Дополнительное образование.
|
| Приложение 03
| Система развлечений.
|
| Приложение 1
| Реализация образовательной области «Физическая культура» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 2
| Реализация образовательной области «Здоровье» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 3
| Реализация образовательной области «Безопасность» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 4
| Реализация образовательной области «Социализация» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 5
| Реализация образовательной области «Труд» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 6
| Реализация образовательной области «Познание» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 7
| Реализация образовательной области «Коммуникация» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 8
| Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 9
| Реализация образовательной области «Художественное творчество» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
| Приложение 10
| Реализация образовательной области «Музыка» /электронные материалы «На пути к ФГТ»/
|
|
* Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №86
Приказу № 655 Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Методическим рекомендациям к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения /Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, Московский городской психолого-педагогический университет/;
электронным материалам «На пути к ФГТ» /Московский институт открытого образования и др./
Пояснительная записка Государственное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1200 (далее - ГОУ № 1200) СЗОУО ДО (далее ГБОО СОШ №86 дошкольное отделение)г. Москвы расположено по адресу: улица Маршала Катукова, дом 12, корпус 2; тел. (495) 750 1500; (495) 758 4064.
Детский сад открыт в 1980 г.
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – Программа) в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном отделении.
В дошкольном отделении функционируют 9 групп общеразвивающей направленности:
ясельная группа - с 1,5 до 3 лет;
младшая группа - с 3 до 4 лет;
средняя группа - с 4 до 5 лет
старшая группа - с 5 до 6 лет;
подготовительная к школе группа - с 6 до 7 лет;
а также специальное образовательное подразделение (новые формы дошкольного образования):
структурное подразделение «Семейный детский сад».
Планируем открыть специальные образовательные подразделения (новые формы дошкольного образования):
структурное подразделение «Консультативный пункт»;
структурное подразделение «Центр игровой поддержки ребёнка»;
структурное подразделение «Служба ранней помощи».
Основная часть воспитанников имеет I группу здоровья, однако ежегодно наблюдается рост количества детей, имеющих хронические заболевания. Приоритетные направления деятельности дошкольного отделения по реализации Программы
обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
создает условия для
реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
социальной адаптации и ранней социализации детей.
Основными целями по направлениям деятельности образовательного учреждения являются:
в дошкольном образовании – реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе;
в дополнительном образовании детей – создание условий для продуктивного использования ресурса детства в целях получения образования, адекватного творческой индивидуальности личности и социализации.
Цели и задачи деятельности дошкольного отделения по реализации Программы
Целью воспитания ставится: всестороннее формирование и целостное развитие личности ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей с превышением выполнения Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Необходимо отметить, что цели и задачи деятельности ГОУ № 1200 по реализации Программы определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится ГОУ № 1200. Особенности осуществления образовательного процесса
Выявлены следующие особенности осуществления образовательного процесса в ГОУ № 1200:
содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с комплексной программой Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. – М.: Карапуз, 2001.;
выделены образовательные области: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью;
решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
ГБОО СОШ №86/4 находится в отдельно стоящем двухэтажном здании, проектная мощность учреждения – 9 групп, 175 детей.
функционирует в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 7-00 до 19-00, 5-дневной недели.
Сведения о квалификации педагогических кадров /на 30.08.2010 г./
Педагогический коллектив в основном стабильный, работоспособный, творческий, инициативный.
Образование педагогических кадров:
высшее – 20 чел.;
среднее специальное – 12 чел.
Квалификация педагогических кадров:
высшая категория – 9 чел.;
I квалификационная категория – 18 чел.;
II квалификационная категория – 4 чел.;
без категории – 1 чел.
Контингент родителей в основном однороден, характеризуется средним уровнем жизни и доходов, социального и образовательного статуса. Социально-неблагополучные семьи ежегодно составляют от 5% до 10%. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 1 ЧАСТЬ. Обязательная часть Программы 1.1. Организация режима пребывания детей
1.1.1. Гибкий режим организации жизни и деятельности детей Режим дня разработан с учётом следующих принципов:
• соблюдение режима дня в ГОУ в соответствии с функциональными возможностями ребенка, его возрастом и состоянием здоровья;
соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;
наличие времени для самостоятельной (нерегламентированной и свободной) деятельности ребёнка;
организация гибкого режима пребывания детей в ГОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде и пр.);
проведение мероприятий по профилактике утомления отдельных детей;
использование гибкого графика работы сотрудников (чередование «длинных» и «коротких» смен).
Примерный режим дня в детском саду на холодный период года представлен в табл. 1.1.
Примерный режим дня в детском саду на холодный период года для группы раннего возраста (ясельная группа) представлен в п. 2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста.
Таблица 1.1
Режимные моменты
| Младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготов. группа
| Утренний приём и осмотр, игры. Самостоятельная деятельность детей
| 7.00-8.00.
| 7.00-8.15.
| 7.00-8.20
| 7.00-8.20
| Подготовка к завтраку, дежурство
| 8.00-8.20
| 8.15-8.25
| 8.20-8.30
| 8.20-8.30
| Завтрак
| 8.20-8.55
| 8.25-8.55
| 8.30-8.55
| 8.30-8.50
| Подготовка к занятиям
| 8.55.-9.20
| 8.55.-9.10
| 8.55.-9.00
| 8.50-9.00
| Занятия
| 9.20.-10.00
| 9.10.-9.50
| 9.00.-10.35
| 9.00-11.05
| Сок (2-ой завтрак)
| 10.00-10.05
| Игры, подготовка к прогулке
| 10.00-10.20
| 9.50.-10.10.
| 10.35-10.45
| 11.05-11.15
| Прогулка (игры, наблюдения)
| 10.20-11.50
| 10.10-11.50
| 10.45-12.15
| 11.15-12.30
| Возвращение с прогулки, игры
| 11.50- 12.10
| 11.50-12.20
| 12.15-12.35
| 12.30-12.40
| Подготовка к обеду, дежурство
| 12.10-12.20
| 12.20-12.30
| 12.35-12.40
| 12.40-12.45
| Обед
| 12.20-12.50
| 12.30-12.55
| 12.40-13.10
| 12.45-13.10
| Подготовка ко сну, водные процедуры
| 12.50-13.00
| 12.55-13.10
| 13.10-13.20
| 13.10-13.20
| Дневной сон
| 13.00-15.10
| 13.10-15.00
| 13.20-15.00
| 13.20-15.00
| Подъём, воздушные и водные процедуры, игры
| 15.10-15.20
| 15.00-15.20
| 15.00-15.25
| 15.00-15.25
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.20-15.50
| 15.20-15.40
| 15.25-15.40
| 15.25-15.40
| Игры, самостоятельная художественная деятельность
| 16.00-16.30
| 15.40-16.30
| 15.40-16.20
| 15.40-16.30
| Подготовка к прогулке
| 16.30-16.50
| 16.30-16.50
| 16.20-16.30
| 16.30-16.45
| Прогулка, уход домой
| 16.50-19.00
| 16.50-19.00
| 16.30-19.00
| 16.45-19.00
|
Примерный режим дня в детском саду на летний оздоровительный период представлен в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Режимные моменты
| Младший дошкольный возраст
| Старший дошкольный возраст
| Утренний прием, игры на воздухе
| 7.00 – 8.30
| 7.00 – 8.30
| Завтрак
| 8.30 – 9.10
| 8.30 – 9.00
| Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки (игры, тематические прогулки, развлечения)
| 9.10 – 12.30
| 9.00 – 12.50
| Подготовка к обеду, вводные процедуры, обед
| 12.30 – 13.10
| 12.50 – 13.20
| Дневной сон
| 13.10 – 15.10
| 13.20 – 15.00
| Постепенный подъем, водные процедуры, игры
| 15.10 – 15.30
| 15.00 – 15.35
| Полдник
| 15.30 – 16.00
| 15.35 – 15.55
| Игры, досуги, кружки, развлечения
| 16.00-16.40
| 15.55-16.40
| Прогулка (игры, досуги, кружки, развлечения)
| 16.40 – 19.00
| 16.40 – 19.00
| Уход домой
| до 19.00
| до 19.00
|
Режим предполагает специально отведенное время, названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины» помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки. 1.1.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса Структура учебного года в ГОУ
Даты начала и конца соответствующих периодов в каждом учебном году могут незначительно изменяться.
с 01.09 по 15.09 – адаптационный, диагностический период;
с 16.09 по 11.11 – учебный период;
с 12.11 по 16.11 – неделя игры и игрушки;
с 17.11 по 25.12 – учебный период;
с 26.12 по 10.01 – новогодние каникулы;
с 11.01 по 20.02 – учебный период;
с 21.02 по 28.02 – неделя зимних игр и забав;
с 01.03 по 15.05 – учебный период;
с 16.05 по 30.05 – диагностический период.
Адаптационный период – это время привыкания детей к детскому саду (особенно младшего возраста).
Диагностический период – «аттестационный» период, во время которого педагоги выявляют уровень знаний, умений и навыков, а также проблемы развития детей. Структура образовательного процесса
Учебный день делится на три блока:
1) утренний образовательный блок с 7.00 до 9.00 включает в себя:
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
самостоятельную деятельность детей;
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
2) развивающий блок с 9.00 до 11.00 представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также организованное обучение в форме занятий (игр-занятий);
3) вечерний блок с 15.30 до 19.00 включает в себя:
самостоятельную деятельность детей;
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В течение дня должны реализовываться все образовательные области ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка") /п. 1.2/. Схема взаимодействия специалистов
Руководитель связывает, объединяет, гармонизирует все усилия педагогов, специалистов и воспитателей.
Руководитель проекта:
координирует работу педагогов и специалистов, а также разработку педагогической документации;
координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.
Образовательные
области
| Ответственные
специалисты
| Индивидуальное
взаимодействие
| Групповое
взаимодействие
| Информационное
взаимодействие
| Физическая культура
| Воспитатель по ФИЗО
ПДО по ФИЗО
Воспитатель
| Попарное взаимодействие каждого с каждым.
Связь с другими образовательными областями /п. 1.2/
| Формы самоуправления.
Работа в общественных объединениях, творческих группах, способствующих повышению эффективности работы ГОУ:
Педагогический совет
Наставническая группа
Творческие группа по раннему возрасту
Творческая группа по физическому развитию детей
| Создание информационной базы ГОУ.
Формирование банка инноваций по художественно-эстетическому и физическому развитию детей, а также раннему возрасту.
| Здоровье
| Старшая медсестра
Медсестра-диетсестра
Воспитатель
| Безопасность
| Воспитатель
Педагог-психолог
| Социализация
| Старший воспитатель
Воспитатель
Педагог-психолог
| Труд
| Воспитатель
| Познание
| Воспитатель
| Коммуникация
| Воспитатель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
| Чтение художественной литературы
| Воспитатель
| Художественное творчество
| Воспитатель
| Музыка
| Музыкальный руководитель
Воспитатель
| Взаимодействие по работе с педагогами
| Взаимодействие по работе с детьми
| Взаимодействие по работе с родителями
| |