Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Карабашская средняя общеобразовательная школа»
Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский р-он, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130
karabash_school@mail.ru
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № _____
от ______________2013 г
Руководитель ШМО____________А.А.Пономарева
| Согласовано
Руководитель ЦДО
______________2013 г ____________ Ю.С.Чикишева
| Утверждено
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2013 г
Директор МАОУ____________ Н.С. Максименко
|
Рабочая программа
кружка «Развивайте дар слова!» для 11 класса Составитель: Харланова Наталья Михайловна
2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Программа рассчитана на 1 год. Всего 68 занятий (2 часа в неделю). Цели:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задачи:
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения Прогнозируемый результат
К концу изучения курса учащиеся должны:
• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения I. Программа кружка по предмету «Русский язык» в 11 классе «Развивайте дар слова!» 1. Учебно-тематический планирование Ип/н
| Тема
| Кол-во часов
| Дата проведения
| I. Введение
| 11-2
| Как писать сочинение. Основные требования к сочинению.
| 2
|
| II. Вы пишете сочинение
| 33-4
| Тема сочинения, организация материала при помощи плана. Цитирование в сочинении, композиция сочинения.
| 2
|
| 55-6
| Работа над сочинением и его редактирование. Ошибки в сочинении.
| 2
|
| III. Эссе как вид творческой работы
| 77-8
| Знакомство с эссе как жанром литературного произведения
| 2
|
| 99-10
| Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)
| 2
|
| 111-12
| Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание
| 2
|
| 113-19
| Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ
| 7
|
| 220-21
| Эссе, написанные учениками и их анализ
| 2
|
| IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
| 9 22-23
| Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. План и основные части сочинения. Вступление. Виды вступлений.
| 2
|
| 224-25
| Сформулировать проблему? Без проблем!. Как выявить проблему текста? Виды проблем.
| 2
|
| 226-32
| Практическая работа с текстами
| 7
|
| 333-35
| Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Учимся комментировать. Что такое комментарий? Как оформить комментарий?
| 3
|
| 336-42
| Практическая работа с текстами
| 7
|
| 443-44
| Позиция автора. Аргументация собственной позиции. Типы аргументов. Естественные доказательства. Искусственные доказательства.
| 2
|
| 445-50
| Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений
| 6
|
| 551-53
| Выполнение задания части С - написание сочинения на морально-этические темы
| 3
|
| 554-59
| Практическая работа. Сочинение на экологические темы
| 6
|
| 660-65
| Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ
| 6
|
| 666-68
| Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку
| 3
|
|
| Всего: 68 часов
|
|
|
1.Содержание программы
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного. Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Список использованной литературы 1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.
5. Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008
6. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008
7. Программно-методические материалы. Русский язык. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 1999.
8. Программно-методические материалы. Литература. 5–11-е классы. М.: Дрофа, 1999.
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783).
10.Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки. Аргументы. Комментарии.М.: «Просвещение» 2010г.
11. Скиргайло Т.О., Волкова О.В. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку, Казань.2010
12. Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Русский язык ЕГЭ-2010.Трудно? Легко!Учебно-методическое пособие. Москва.2010.
13. Волкова О.В., Алексеева Я.В.ЕГЭ по русскому языку- без ошибок!Казань.2010.
|