Скачать 56.27 Kb.
|
МДОУ «Краснополянский детский сад «Тополек» Конспект занятия по теме «Малые фольклорные формы» для детей 6-7 лет Конспект составила: воспитатель Поспелова Татьяна Давыдовна Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой для детей 6-7 лет Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, частушки, скороговорки, мирилки, колыбельные) Задачи: • Закрепить малые фольклорные формы; • Учить детей загадывать загадки, построенные на описании; исполнять колыбельные, частушки; рассказывать потешки; • Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом; • Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Методы, используемые на занятии: Беседа, игра, художественное слово, практический - метод упражнения. Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств. Предварительная работа: Посещение музея. Разучивание загадок, частушек с детьми. Продолжительность: 30 минут Материалы: фартук, платок, очки; игрушки: петушок, курочка; платочек; фонограмма с частушками. Оборудование: уголок в группе, оформленный под избу: со столом, скамейками, посудой, самоваром, люлькой. План занятия: - вступительное слово ( разъяснение темы) - «дорога к бабушке» (гимнастика для язычка) - встреча с бабушкой (сюрпризный момент) - знакомство с потешками, игры-потешки - знакомство с друзьями (загадывание загадок) - знакомство со скороговорками, игра «Быстро и правильно» - рассказ небылицы и беседа - игра «Волшебный платочек» (пение частушек) - мирилка для петушка и курочки - колыбельная для друзей - «дорога в детский сад» - итог занятия. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что же это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему народное? (Потому, что их народ сочиняет). Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. А поедем мы на лошадках (дети выстраиваются за воспитателем). «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке - цокаем язычком и произносим слова: По дорожке ровной, гладкой Скачут быстрые лошадки: Чок, чок, чок, чок- Скачет резвый табунок. Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. ( Дети стучат в домик, воспитатель уходит за домик и надевает платок и юбку) Бабушка: -Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье - бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки? Дети: Это веселые стишки. Бабушка: Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте: Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает: Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка. - Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей) Как ласково называют вас ваши мамы? -Ребята, а вы любите играть? Дети: Да, любим! Бабушка: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так… Подходит к любому ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения: Идет коза рогатая Идет коза бодатая Глазками хлоп, хлоп Ножками топ, топ Кто каши не ест, Кто молочко не пьет Забодаю, забодаю. - Ребята, а вы знаете потешки? (дети играют с куклами) - Детки, я совсем заболталась и забыла вас познакомить со своими друзьями. А кто это угадайте сами. Я загадаю вам загадки. Кстати, а что такое загадка, вы знаете? Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. И она тоже относится к малым фольклорным формам. Загадки: Клохчет- квохчет, деток созывает Всех под крыло собирает. Дети: Курица Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Дети: Петушок Бабушка: Молодцы! Итак, вы догадались кто же мои друзья? Ой, детки, а куда это мои друзья пропали, вы не знаете? Давайте их вместе поищем. (дети ищут курочку и петушка). Вот нашли, молодцы, познакомьтесь с ними, погладьте их, вот какие красивые, теперь они и ваши друзья. Бабушка: Дети, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки друг другу) Вдруг неожиданно курочка начинает что-то кудахтать, несколько раз повторяя : «ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ» Бабушка: ( делает вид, что курица сказала ей на ухо) Ребята курочка хочет поиграть с вами в игру. (Дети встают в круг и играют с курочкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку). Воспитатель: А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку. А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке, И давай дубасить коня на мужике. Бабушка: Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала (небылицу). А что это такое? (то чего на самом деле не может быть). Скажите, что в этой небылице не так? (ответы детей). Детки скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, также являются малыми фольклорными формами. Сейчас тихонечко сели, закрыли глазки и послушаем с вами приятную нежную музыку. (включается фонограмма с частушками) После прослушивания: Что вы прослушали? (частушки) Молодцы! А вы знаете частушки? Давайте с вами поиграем в игру «Волшебный платочек» Кто же начнет первым, посчитаем считалкой (проводится игра, с включением фонограммы). Петушок и курочка начинают ссориться Бабушка: Дети, петушок и курочка ссорятся. Они спорят, кто спел лучше всех частушку. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? А давайте все дружно. ( Дети рассказывают мирилку) Дети: Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись …. Бабушка: Молодцы, ребята! Теперь они будут жить дружно, и вы надеюсь тоже. А мы с вами изучили новые фольклорные формы, это частушки, считалки и мирилки. Бабушка: Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим друзьям пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (спеть колыбельную) Правильно, ведь издавна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (ребенок поет колыбельную) Наши друзья уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (бабушка угощает детей и переодевается в воспитателя) Воспитатель: Ну, а мы детки садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад (цокая дети «скачут» и садятся на места). Итог занятия: - Дети, к кому мы с вами ходили в гости? - С какими малыми фольклорными формами мы познакомились? - Почему мы их относим к народному творчеству? - Вам занятие понравилось? А громче, и еще. Наше занятие окончено. |