Педагогический совет №2 «Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе приобщения к православию». ( «Клуб эрудированных педагогов»).
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в духовно – нравственном воспитании детей. Задачи: создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию; вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с новинками литературы, программами, разработками по духовно-нравственному воспитанию; выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
Форма организации: 1.Вступительное слово руководителя. 2.Презентация форм и методов работы 3.Игра «Клуб эрудированных педагогов». 4.Подведение итогов работы. Ход педсовета:
1-я страница. Аналитическая:
Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2-я страница. Дискуссионная:
Актуальность выбранной темы. Заведующий. В «Национальной доктрине образования в российской Федерации», одобренной Постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, приняты цели и задачи, посвященные решению социально – нравственного вопроса: «Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традиции и культуре других народов; - формирование культуры мира и межличностных отношений». В ФГТ (Приказ от 23.11.2009 г. № 655), программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой вопрос социально – нравственного воспитания детей дошкольного возраста направлен на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Проблема проведения педагогического совета по данной теме определилась путем педагогического анализа за 2011-2012 учебный год, а также анкетирования педагогов.
Анализ результатов анкетирования
Старший воспитатель: Педагогам было предложено провести самоанализ по разделу «Духовно-нравственное воспитание»; в результате средняя оценка в 4,3 балла говорит как о знании педагогами данного раздела, так и о необходимости улучшения работы в плане использования ТСО, проявления творческого подхода к созданию различного рода коллекций, тематических уголков. Собеседование с детьми старшего возраста показало хорошие знания о родной стране в ближайшем окружении: название страны, города, своего адреса; узнавание герба и флага страны. Ниже оценка личностного компонента детей: например, проявление заботы о близких, выражение чувств сопереживания и милосердия, умение анализировать свои поступки и поступки других людей. Это указывает на необходимость работы в данном направлении.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский. Хотелось бы узнать, как вы понимаете эти слова, каковы ваши ориентиры в духовно-нравственном воспитании, насколько вы готовы поднимать данную проблему. Для этого предлагаю обратить ваше внимание на результаты анкетирования «Готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию». Что такое нравственность? Какого человека можно назвать нравственным? Найти ответы на эти сложные вопросы непросто. Какие проблемы в данной сфере, по вашему мнению, в настоящее время наиболее актуальны?
Педагоги: Низкая мотивация к освоению новых требований в дошкольном образовании; обособленность граждан, отсутствие коллективистских качеств, ценностного отношения к окружающему миру, труду других; компьютеризация всех сфер жизни, отсюда безликость, бесчувственность отношений, поступков результатов деятельности, давление негатива в СМИ, со стороны взрослого общества на подрастающее поколение; малая доступность возможностей духовного обогащения людей (платные у слуги музеев, театров, выставок и т.д.).
Старший воспитатель:
Вы совершенно правы. Обобщая всё это, можно сказать, что задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувство гордости за достижения страны; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Ведь всё это и составляет истоки нравственности, которая зарождается в познании, а формируется в процессе систематического и целенаправленного воспитания.
3-я страница: Презентативная. Представление форм, методов работы педагогов с детьми и родителями всех групп по духовно-нравственному развитию:
Мл.гр.-(«Семья»), игры
Мл.-средняя – («Детский сад»), тематические альбомы
Ст.-подготовительная -(«Родной город»,«Страна»),папки-передвижки.
В работе по приобщению детей к православию используются следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок) ;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Приобщение детей к народной культуре и к православию как её самобытному компоненту является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. 4-я страница Деловая игра «Клуб эрудированных педагогов». Ход игры:
А. «Разминка». Педагоги по очереди получают вопрос :
• Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре и к православию, формирование у них нравственных чувств надо начинать с дошкольного возраста?
• Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
• Какие методы и приемы (нетрадиционные) вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к православию
• Какие малые формы фольклора можно использовать во время проведения утренней гимнастики, физкультурного занятия?
• Какое влияние оказывает предметно-развивающая среда на приобщение ребенка к русской народной культуре?
• Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с православием?
• Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с православием?
• Формы совместной деятельности воспитателя и детей по данной теме. Б. «Закончи пословицу». 1.Уважай отца и мать - … (будет в жизни благодать); 2.Нет друга – ищи, … (а нашел – береги); 3.Кто людям добра желает - … (тот сам его добывает); 4.Уважай себя сам… (будут и люди тебя). В. «Знатоки своего дела» Участники выбирают задание. 1.Дать определение «Духовность» - это…); 2.Дать определение «нравственность» - это); 3.Дать определение «Духовно-нравственное воспитание» - это
Г. Составление тезисов «Нравственный человек – это…». Проанализируйте свое отношение к данным критериям. (Назовите главные задачи социально – личностного развития из программы «От рождения до школы »: младший, средний, старший и подготовительный возраст.)
5-я . Информационная. Самоанализ занятий. Итоги тематической проверки. Старший воспитатель
Ведущий объявляет музыкальную паузу, во время которой….Мы сегодня затронули лишь некоторые важные моменты в предстоящей большой работе . Возможно, результаты этой работы будут носить отсроченный во времени характер, но , я надеюсь, что они будут все-таки ощутимыми.
6. Для того чтобы наша работа в данном направлении была более эффективной, предлагаю обратить внимание на материалы, подобранные музыкальным руководителем (О влиянии современных мультфильмов на наших детей).
7.Подведение итогов «Поделись настроением».
Проект решения педсовета.
• Продолжать знакомить дошкольников с православием, в системе планировать элементы данной работы в свободную и непосредственную образовательную деятельность.
Сроки: в течение года. Ответственные: воспитатели, специалисты.
• В группах оформить альбомы и уголки по ознакомлению дошкольников с православием с методическими рекомендациями по возрасту.
Сроки: учебный год. Ответственные - воспитатели.
• Пополнить методический кабинет наглядными и методическими пособиями по православию, конспектами нод, досугов, викторин данной тематики.
Сроки: 2012-2013 учебный год. Ответственные- заведующий, старший воспитатель, воспитатели
• Оформить в родительских уголках информацию «Играйте с детьми в народные игры».
Срок до 10 декабря 2012 г. Ответственные – воспитатели.
Дискуссия на тему: «Проблемы нравственного воспитания в детском саду». С апреля 2012 года наше дошкольное учреждение включено в муниципальный эксперимент по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры».
Актуальность концепции воспитательной системы ДОУ
Основным показателем работы детского сада является состояние здоровья дошкольников не только физического, но и нравственного.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
В светском понимании духовное развитие предполагает развитие души через удовлетворение духовных потребностей. Поэтому именно так мы говорим о духовном человеке: с увлечением занимается любым делом, наукой, искусством, любит музыку, литературу, живопись, театр, интересуется отечественной историей, он ответственен, великодушен, добр по отношению к людям.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Система воспитательной работы ДОУ по духовно - нравственному воспитанию строится с опорой на парциальную программу
Название программы
| Цель программы
| Возраст детей
| «Приобщение
детей к истокам народной
культуры» О. А. Князева
Рекомендовано Министерством
общего и профессионального
образования РФ
| Воспитание духовного и
творческого патриотизма.
Гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребёнка-дошкольника.
| Дети 4 -
7 лет
Экспериментальная группа
| телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры и при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура. Главными средствами духовно-нравственного развития личности ребенка является народная культура; использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями православной культуры.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки, т.е. действование согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитуемыми базовых национальных ценностей, усвоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ. |