Скачать 91.97 Kb.
|
МДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка» Городское методическое объединение специалистов по изобразительной деятельности Конспект организации образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Золотая хохлома» Воспитатель по изобразительной деятельности Благушина И.В. Реализация образовательной области « Художественное творчество: - учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; - упражнять в рисовании уже известных элементов узора («завиток», «травка», «ягода», «листок»); - упражнять в умении сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи; - развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется на данном занятии с содержанием образовательных областей: «Коммуникация»
«Познание»
«Социализация» - воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; «Музыка», «Художественная литература» - продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества, Материал к занятию: Зал оформлен в виде горницы крестьянской избы, предметы русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, корзина, лапти, домотканые половики, ухват, чугунок и т.д.), предметы декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка). Демонстрационные карточки для д/и «Отбери элементы для хохломского узора», «Подбери цвет». Краски гуашь жёлтого, чёрного, красного и зелёного цвета, силуэты ложек, кисти, палочки-тычки, баночки с водой, салфетки, клеёнки. Предварительная работа: - встречи в «русской избе», беседы характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни; - разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты; - разучивание русских народных песен, хороводов, игр; - чтение народных сказок; - изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома, городец). Дидактическая игра «Подбери цвет» Дидактическая задача: закреплять знания детей о колорите хохломского узора. Материал: тонированные силуэты посуды (черный, желтый и красный фон) и раздаточные карточки-кружочки разных цветов. Игровые правила: подобрать к данному фону карточки кружочки нужного цвета. Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора» Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: карточки с изображением элементов росписей разных промыслов (дымковской, хохломской, городецкой и т.д.) Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы. Задачи образовательной деятельности: «Художественное творчество» - учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; - упражнять в рисовании уже известных элементов узора («завиток», «травка», «ягода», «листок»); - упражнять в умении сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи; - развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию «Познание» - способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. «Социализация» - воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; «Музыка» - развитие музыкально-художественной деятельности; «Художественная литература» - продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству, «Коммуникация» - развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности; Ход занятия: Организационный момент (1 мин.): Под аудиозапись р.н.м. Хозяюшка располагается в «горнице» и с поклоном встречает гостей: Мир Вам, гости дорогие! Вы явились в добрый час! Встречу тёплую такую Мы готовили для Вас! Всем гостям места приметные В горнице мы отведём, Ведь сегодня радость светлая Вместе с Вами входит в дом! Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек! Под весёлую р.н.м. в зал входит дети. Хозяюшка: здравствуйте, детушки, здравствуйте ребятушки! Рада снова видеть вас у себя в избе! Вы у меня гости частые и желанные! Поздоровайтесь вы и с гостями нашими! Дети здороваются с гостями. Хозяюшка: Пожалуйте в мою избу. Горница у меня просторная, светлая, места всем хватит. Подходите, поглядите, какие у меня здесь игрушки и посуда собраны. 1 часть. Беседа о народных умельцах (промыслах) (4 мин.): Посмотрите, что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, здесь красиво? Что захватывает дух! Просмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты! Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть на свете чудо-люди – мастера! Все эти предметы не простые – их сделали народные мастера-умельцы. Проходите, присаживайтесь на стульчики. Хозяюшка: Послушайте пословицу: «Красна птица пеньем, а человек – уменьем!». Про кого так говорят? Ответы детей. Какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве? Дети: Хорошая работа два века проживёт Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносят. Хозяюшка: На Руси было много мастеров, которые прославили своим уменьем и талантом землю русскую. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадки: По розанам и купавам Скачет конь вороной. И серебряною сбруей Он звенит над землёй. Вот так удаль молодецкая! Это роспись - …… . Расписные коньки, Разноцветные индюки Барышни румяные И гусары бравые. Играй вдоволь, да смотри Только нас не урони! Мы весёлые сестрицы, Играть в прятки мастерицы! Мы милы и круглолицы, А платочки у нас - расписные, А улыбки у нас – озорные! Золотым и алым цветом Эта чаша расцвела. Солнцем, ягодами, летом Вдруг наполнилась она! Угадаешь, что за чудо? Это чудо - ……… . Дети подходят, выбирают предмет-отгадку и рассказывают о нём. 2 часть. Повторение и закрепление знаний о хохломском промысле (10 мин.): Хозяюшка: Дети, что вы знаете о Хохломе? Дети: Это красивая деревянная посуда. Хозяюшка: Деревянной посудой издавна пользовались на Руси. А мастера из села Хохлома расписывали свою посуду красивым узором. Показывает посуду: Бочонки, миски и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы небывалой красоты. Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые! Почему хохлому называют золотой? Дети: в ней много жёлтого цвета. Хозяюшка: Но только ли золотой цвет мы видим на посуде? Какими цветами ещё пользовались мастера? Дети: на посуде есть ещё чёрный и красный цвета. Хозяюшка: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери цвет». Мы с вами знаем, что фон у хохломских изделий может быть золотым, чёрным и красным. Выбирайте себе заготовки разного цвета (дети выбирают затонированные заготовки посуды). Задание: подберите краски для выполнения хохломской росписи на своей посуде. Не забудьте обратить внимание на цвет фона вашей посуды. - Посмотрите, все ли ребята справились? Все согласны? Если нет, то объясните, почему. Хозяюшка: А какие основные элементы хохломского узора вы знаете? Дети: «завиток», «травка», «ягода», «листок». Хозяюшка: Мы сейчас поиграем с вами в игру «Выбери хохломской узор». Для этой игры я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команда на столе выложены карточки с изображением разных видов народных росписей. Вам надо отобрать только хохломскую роспись и назвать элементы, из которых состоит узор. Победит та команда, которая быстро и правильно справится с заданием. Игра «Выбери хохломской узор». Хозяюшка: да, вот она какая, наша Хохлома! Кажется, как будто посуда собралась на торжество, нарядившись в самые праздничные одежды. В такой посуде любая еда покажется весёлой, праздничной, сказочно-вкусной! Выходите, ребята, порадуйте нас песней! Дети читают стихи: Хохломская роспись, алых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы! Рощи-перелески, ягодные всплески Солнечно-медовой золотой листвы. Роспись хохломская, словно колдовская В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудесней наша Хохлома! Песня «Ложки деревенские» 3 часть. Мотивация к деятельности, объяснение задания (3 мин). Хозяюшка: Спасибо. Дети! Вот как у нас весело и красиво! Но вот посмотрите, у меня здесь есть незаконченные изделия. Это ложки для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё очень много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось! Дети: Поможем! Хозяюшка: Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров. Проходите в нашу мастерскую, садитесь. Хозяюшка: Просмотрите на мою весёлую ложку. Какой он формы? (круглая). Где расположен узор на ложке? (В верхней круглой части). Из чего состоит узор? (ветка с ягодами, листьями, завитками и травкой). Какой формы веточка на моей ложке? (закруглённой). Хохломские мастера украшали ложки закруглённой веточкой, потому что она повторяет круглую форму ложки. Сегодня у вас разные по цвету ложки – жёлтые, красные, чёрные. Вы должны сами отобрать краски для рисования узора. Какие элементы узора есть на ложке? Вы уже умеете рисовать все эти элементы. Хозяюшка: Садитесь удобно, ноги ставим ровно, спину не сгибаем. Для того, чтобы ложки у нас получились красивые, выполним гимнастику для пальчиков «Рисовать мы захотели» Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони, вертим ими) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руки) Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (встряхиваем кистями рук) Постучали, повертели, Рисовать мы захотели. Теперь можно смело приступать к работе! 4 часть - творческая деятельность детей (12 мин). Дети рисую под спокойную р.н.м.. По мере того, как дети заканчивают работу, хозяюшка выставляет готовые ложки на «полочке» в избе. Напоминает детям о необходимости убрать своё рабочее место. Итог занятия. (5 мин). Анализ детских работ. - Замечательные хохломские ложки получились у вас! - Все ли узоры можно считать хохломскими? - Объясни, почему ты считаешь, эта ложка украшена хохломским узором? - Какую бы ложку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? - А я бы, ребята, купила бы все ложки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение! Хохлома, Хохлома, Наше чудо дивное! Мы рисуем Хохлому – Красоту невиданную! Рисовали «травку» Солнечною краской, Ягоды-огоньки – алой краской от зари. Сколько здесь чудесных ложек – Ярмарке подарок хорош! Хозяюшка: Ложками на Руси не только ели, их ещё и использовали как музыкальный инструмент – выстукивали мелодию. А мы сейчас станцуем танец с ложками. Танец с ложками. Хозяюшка: Молодцы ребятки, славно мы и потрудились, и повеселились! Вот теперь я могу вас домой проводить. Молодцы дети, приходите ко мне в гости ещё, всегда вам рада! До свидания! Дети прощаются и Хозяюшкой и гостями, уходят. |