Скачать 52.36 Kb.
|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте» с детьми подготовительной к школе группы. Тема: Мастера и рукодельницы. Задачи:
Подготовительная работа:
Материалы: книги для развития детей «Мастера и рукодельницы», изделия народных промыслов: гжель, дымка, хохлома, филимоновская игрушка. Ход деятельности: Во все времена особенно почитали людей умелых и талантливых, потому что их труд укреплял наше Отечество, обогащая душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся глубокой любовью к выполняемой работе. С давних времен знали: если любовь к делу сильная, то никакой труд не будет казаться тяжким. Именно радость труда побуждает людей талантливых в деле вставать на путь мастерства. Дети, скажите, кто такие мастера? Как вы понимаете слово «рукодельницы»? Назовите литературные произведения, в которых рассказывается о мастерах и рукодельницах. Дети, вы знаете, что раньше на Руси проводились ярмарки. На них мастера-умельцы предлагали свои товары. Приглашаю вас и гостей на веселую ярмарку. Ребенок: Эй, народ честной, У возов не стой! Молод ты, аль стар, Выбирай товар! Дети рассказывают об изделиях: Хохломе, Дымке, Гжели, Филимоновской игрушке. 1 ребенок: Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. Назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной гилы посуду, дудочки-свистульки, нарядные яркие игрушки. Посмотрите, какие красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье разрисовано в полоску, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Модницы друг перед дружкой шляпками да зонтиками хвастают. Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Подходите, любуйтесь, красота-то какая! 2 ребенок: Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Вылепил гончар посуду, а глина еще осталась. Вот из нее и получаются игрушки. Тут и барыни в юбках колоколом, и всадники на чудо - конях. Шеи у коней длинные, круто выгнутые. Есть и жених с невестой, и крестьянин с курочкой, и солдатушки - бравы ребятушки, и медведь на задних лапах. Игрушек много, и все они разные. Поставит гончар посуду и игрушки в жарко натопленную печку, и они станут крепкими. Затем раскрасят яркими красками, чаще всего в красную, зеленую, желтую полосочку. Барышень одели понаряднее – на их юбках яркие круги с крестиками, зигзаги и ромбы, треугольники и точечки. А кофты закрашены одним цветом – алым. На голове у всех человечков высокие шапки. Слышите, как свистят? 3 ребенок: Русская жемчужина Нас чаруешь ты, Синяя фантазия – Море красоты! Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжелью сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий – а какая Гжель нарядная и праздничная! Кистями разной величины, длинными и короткими мазками гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы. И расцветают удивительные синие розыи другие цветы сказочной красоты. Сегодня гжельская керамика известная во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь. 4 ребенок: Старинное предание рассказывание: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки человек. Кто он, и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки. И так их раскрашивал, что казалось, что сделаны они из чистого золота. Нарисованы на них травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Много золотой посуды продавалось в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая Хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь посуда на глиняную. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота и не требуется – натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. И блестит посуда будто серебряная. Художники мягкой кистью рисуют затейливый орнамент, покрывают лаком и ставят в печь для просушки. Ай, как вкусно есть их такой сказочной посуды! Эти изделия выполнены с любовью, с радостью в сердце. Дети садятся на свои места. Дети, скажите, каких вы мастеров знаете? (Дети читают стихи, заученные ранее со стр.16 книги для развития) Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом. (Дети отгадывают загадки, помещенные на стр.16 книги для развития) Каждому виду труда характерны определенные действия. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». (Дети показывают действия, которые выполняют люди разных профессий, а выбранный водящий отгадывает). Физминутка. Педагог приглашает детей за столы: Каждая профессия важна и уважаема. С любовью выполненная работа мастерами и рукодельницами радует и греет душу всем людям. Издавна существует традиция передачи мастерства от старших младшим. Часто, если в семье мама портниха, то и дочь становилась швеей; в семье гончаров и дети часто становились гончарами. (Индивидуальный этап) Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа - их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу. Время выполнения 3 минуты. (Работа в паре) Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Соедините линией иллюстрации, которые собрали вместе. Время выполнения работы 3 минуты. (Обсуждение в группе и экспертная оценка) Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свое выступление начинают со слов: «Мы решили… мы думаем…» Заслушивается мнение других пар. Педагог выявляет тех, кто имеет иные варианты выполнения задания, знакомит с экспертной оценкой. Рефлексия. Что вам понравилось в ходе работы в паре? Каким мастерством вы хотели бы овладеть и почему? Педагог благодарит всех детей. После этой деятельности в ходе изобразительного творчества дети рисуют русские узоры на стр.15 книги для развития. |