Скачать 49.45 Kb.
|
План-конспект урока изобразительного искусства в 1 классе МОУ «Саровская СОШ» Дата проведения: 22 февраля 2010 г. Учитель: Глазова Кристина Сергеевна Тема урока: «Знакомство с Хохломой». Цели: 1) познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов - хохломой; 2) подробно рассказать о хохломской росписи, об истории ее появления, помочь изучить ее характерные черты и узнать о практическом ее применении; 3) научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изделие; 4) воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; 5) развивать детскую фантазию и умение работать с гуашевыми красками в процессе творчества. Оборудование. Выставка изделий из хохломы; деревянные толкушки, кисти, краски (гуашь); интерактивная доска; презентация «Золотые узоры хохломы». Ход урока: I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока - Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?(По дереву.) - Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы? (Посуда, столовые приборы, детская мебель.) - Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись? (Хохломская роспись.) - Правильно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и научитесь тонировать готовые изделия, те толкушки, которые сделал для нас Юра. III. Знакомство с росписью - Посмотрите внимательно и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются? (Цветом, красками и элементами узора.) - Правильно. Хохломская роспись различается цветовой гаммой и элементами узора. Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях? (Золотым, желтым, красным, черным и зеленым.) - Какие цвета взяли народные мастера за основу? (Черный, красный и золотой.) - Я советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем. Поэтому лучше за основу взять желтый или красный цвет. Тонировать вы умеете, поэтому выполните эту работу самостоятельно. Ученики самостоятельно тонируют изделия. Пока дети работают, учитель ходит по классу и помогает советом тем, кому это необходимо. - На прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях? (Осочки, травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья...) - Откуда народные мастера берут эти элементы узора? (Списывают с деревьев, цветов, трав.) - Это так называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока ваши изделия сохнут, посмотрите фотографии изделий, расписанные хохломой и послушайте легенду об этом ремесле: Легенда о хохломе Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. - Как называют хохломскую роспись?(Золотая, теплая, огненная, яркая...) - Почему? (От нее как будто веет теплом. Мастера расписывают изделия красками теплых тонов.) - Какой тип орнамента применяют хохломские мастера? (Растительный.) - Что является основой растительного хохломского узора? (Извивающийся стебель.) - Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осачки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание. Хохломская роспись делится на 2 вида: - «Верховая» - к ней относят ТРАВКУ - «Фоновая» или «Под фон» IV.Практическая работа - А теперь - внимание! Сейчас у нас с вам очень важный этап работы: вы будете учиться рос писи предметов. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Этим узором вы должны украсить изделие. Только сперва вспомним, как нужно правильно держать кисточку.(Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.) - Приступайте к работе. Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения. V. Итог работы - Молодцы! Закончили свою работу. Пока подсыхает краска, вспомним еще раз: с каким народным промыслом вы сегодня познакомились? ( С хохломской росписью.) - Какой тип орнамента применяют мастера? (Растительный.) - Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора? (Криуль.) - А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось. Изделия выставляют на стол, покрытый поли этиленовой пленкой. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. -Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Но на этом знакомство с хохломской росписью не заканчивается, на следующем уроке мы дорисуем узор и покроем лаком наши изделия и только после этого за лучшие работы я присвою звание «народный мастер» - Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте убрать свое рабочее место. |