Скачать 51.77 Kb.
|
Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе. Тема: «Золотая Хохлома». Задачи урока: 1.Обобщить знания учащихся об элементах Хохломской росписи. 2.закреплять умения составлять орнамент. 3.Учить расписывать изделие, используя полученные знания. 4.Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к традициям русского народа, труду народных мастеров. 5.Развивать творчество, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров родного края. 6.Формировать эстетический вкус и фантазию. Оборудование: У учителя: слайды к уроку «Презентация «Золотая хохлома»», изделия хохломских мастеров, модель тарелочки, кисти, краски. У учащихся: модели посуды ( тарелки),гуашевые краски, стаканчики с водой, кисти №1,2,3,различные виды тычков. Материально техническое обеспечение урока:
Ход урока: 1. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Дети сидят в группах-мастерских) 2. Слово учителя. -На уроках изобразительного искусства мы путешествовали по Заволжью, побывали в разных городах нашей Родины, знакомились с мастерством народных умельцев. Особенно поразило нас творчество хохломских мастеров. -Во время путешествия мы задавали многочисленные вопросы, искали на них ответы. -Давайте ещё раз окунёмся в атмосферу творчества, нежности и любви к природе мастеров-умельцев из Хохломы. -Обратите своё внимание на доску. 3. Презентация «Золотая Хохлома» Сопроводительное слово учителя: -Прекрасна осенняя пора. Выглянет солнышко из-за туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. -А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома». А сделать настоящую хохлому не просто. -Вспомните, с опорой на слайды, какой путь проходит изделие, пока не станет истинным произведением искусства - красивой формы, удобным в использовании.
-Вот такой красивой становится посуда после просушки и «закалки» в печи (обращаю внимание на натюрморт) -Совершенно верно. -Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. -Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё также будут сиять её краски, не потускнеет «золото». -Традиции искусства Хохломы в наши дни продолжают успешно развивать два центра этого уникального промысла – фабрика «Хохломской художник», в селе Сёмино и Производственное художественное объединение «Хохломская роспись» в г. Семёнове (Нижегородская область). -Эти предприятия создают не только посуду, но и современные сувениры и мебель. 4. Постановка задач урока. -Сегодня мы завершаем наше путешествие и подводим итоги нашего нелёгкого труда. Во время путешествия вы перенимали опыт мастеров. Каждый из вас сможет сегодня показать то, чему научился. Как и настоящие хохломские мастера мы будем работать в мастерских. Задача мастера составить растительный узор и расписать тарелочку. -Прежде чем приступить к работе, вспомните, какие цвета используют хохломские художники для росписи? (Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым). -Используя слайды, вспомните и назовите, из каких элементов состоит орнамент? (учащиеся перечисляют элементы орнамента, учитель показывает кистью у доски правильное написание элементов). -Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
В основе «Травки» лежит плавный изгибающийся стебель (криуль). Главный элемент «криуля» – «Завиток». Он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. При выполнении элемента «Листочек», вначале рисуется направляющая линия, а затем прописывается листик. Можно оставить серединку листа жёлтой, а можно залить зелёным цветом, поверх листа нарисовать жёлтые «разживки». «Ягодки» рисуем по часовой стрелке. Также можно использовать различные типы тычков. Не забываем в центре ягодки поставить чёрную точку (для украшения). -Используя элементы: травинки, листики, рябинку, мы будем составлять травный орнамент для росписи тарелочки. -Вспомните правила составления узора в круге.
-Используя эти правила, составьте из лежащих у меня на столе элементов, узор и расположите его на доске. (Вызываю к доске 2-3 учащихся). -Остальные в это время подготовьте свои краски к работе. Подведение итогов выполненной работы. 5. Самостоятельная работа учащихся – выполнение кистью декоративного рисунка для украшения тарелочки. Дети самостоятельно составляют узор. Напоминаю, что цвета в узоре должны быть разными, контрастными, чтобы они выделяли друг друга. Элементы располагаются, подчёркивая направление по концентрическим окружностям, так, чтобы расписную тарелочку можно было рассматривать с любой стороны. Поэтому, когда расписываем тарелочку, не забываем её поворачивать. 6. Подведение итогов урока. Выставка рисунков. Коллективное обсуждение работ. -Закончилось наше увлекательное путешествие по Заволжью. Вы многое узнали, многому научились. Спасибо вам за плодотворный труд. У вас получились интересные работы, которыми мы украсим нашу школьную выставку. Полюбоваться вашими работами смогут ученики других классов. Поглядев на ваши изделия, хочется сказать: Роспись Хохломская Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша Хохлома. Урок окончен. До свидания! |