Скачать 161.57 Kb.
|
Пояснительная записка: Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества», составлена на основе программы первого года обучения «Образы и символы времени». Автор Н.В.Гросул; (Программа дополнительного художественного образования детей). Москва «Просвещение» 2005 год. Страница 33.) Цели и задачи рабочей программы: - формирование личности ребёнка с широким кругозором, нравственно - эстетической отзывчивостью на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - развитие способностей к творческому самовыражению в изобразительной деятельности с учетом знаний, умений и навыков, полученных на занятия изостудии; - воспитание интереса к народному, классическому, современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего смысловую связь между декором вещи и идеями общества у разных народов в разные времена Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе студии изобразительного творчества первого года обучения «Образы и символы времени». Автор Н.В.Гросул (Программа дополнительного художественного образования детей). Москва «Просвещение» 2005 год. Страница 33.), Изменения не внесены. Количество часов в программе кружка «Студия изобразительного творчества» отведено 4 часа в неделю, 144 часа в год. В школьном учебном плане на дополнительное образование детей кружка «Студия изобразительного творчества» отведено 2 часа в неделю, 70 часов в год. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-15 лет. Основные формы организации учебной деятельности – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы работа по представлению в живописи, графике и скульптуре с освоением различных техник и материалов. . Занятия кружка проводятся еженедельно по понедельникам – 2 часа: 1)14.45-15.30. Перерыв: 15.30-15.40. 2) 15.40-16.25. требования к уровню подготовки учащихся: Знать/понимать:
Уметь:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
календарно-тематическое планирование СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Тема 1. Образы культуры эпохи Античности 18 ч. 1.Мое представление о Древней Греции и Древнем Риме. 2 ч. Теоритический час. Пропорции архитектурных сооружений, соразмерность с фигурой человека, ордерная система. Практическая работа: выполнение в графической технике композиции, состоящей из фрагментов архитектуры, античной керамики элементов костюма. 2.Костюм и архитектура античного мира. 4 ч. Теоритический час. Обсуждение костюма людей древних цивилизаций. Практическая работа: изображение пейзажа с архитектурой и фигурами людей.
Теоритический час. Изучение силуэтов и декора греческой чернофигурной и краснофигурной керамики. Практическая работа: изображение силуэтов и декора древнегреческой чернофигурной и краснофигурной керамики. 4.Гармония архитектуры и природы. 4 ч. Теоритический час. Рельеф и растительный мир Греции. Практическая работа: изображение пейзажа с последующим органичным включением в него архитектуры периода античности. 5.Праздник урожая, театральные зрелища, спортивные игры. 4 ч. Теоритический час. Праздники и театр Древней Греции. Спортивные состязания. Практическая работа: коллективная работа над большим панно. Тема 2. Культура эпохи Средневековья.12ч. 6. Архитектура (русская и западноевропейская). 4 ч. Теоритический час. Восприятие архитектурных памятников и их особенностей. Практическая работа: изображение центра средневекового города. 7. Костюм и архитектура. 4 ч. Теоритический час. Стилистическое единство архитектуры и костюма. Практическая работа: изображение здания (храма или жилища) и фигур горожан в костюмах, соответствующих архитектуре и художественному стилю данного периода. 8.Город эпохи Средневековья (русский или западноевропейский). 4ч. Теоритический час. Особенности структуры средневекового города. Практическая работа: изображение плана центральной части средневекового города (план в аксонометрической проекции, как в средневековых гравюрах).
Теоритический час. Просмотр иллюстраций с изображениями рыцарских турниров и фотографий рыцарских доспехов. Практическая работа: создание коллективной работы по теме занятия на большом листе цветной бумаги или картоне (педагог выступает в роли режиссера этого большого панно). Гамма цветов ограничена. Тема 3. Образы культуры народов Востока.16ч. 10.Пейзаж в представлении народов Востока. Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве. 4 ч. Теоритический час. Восприятие природы Востока в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение традиционной поэзии, Практическая работа: выполнение графических рисунков на вытянутых форматах бумаги. 11.Гармония архитектуры, природы и человека. 4ч. Теоритический час. История и смысл японского карликового сада и сада камней. Традиции жилища, садов, костюма. Практическая работа: изображение в технике акварели или графической технике японского жилища в природной среде, на первом плане — фигурки людей. 12.Предметы быта Японии, их смысловое и ритуальное значение (об икебане, о любовании предметами быта). 4 ч. Теоритический час. Рассказ о центре японского сада — чайном домике. Практическая работа: выполнение композиции из сухих растений. 13.Праздник цветения сакуры. 4 ч. Теоритический час. Рассказ о символическом значении цветения сакуры. Практическая работа: создание коллективного панно на тему Образ Японии». Тема 4. Истоки народного искусства разных стран мира.6ч. 14.Символы в народном искусстве (зооморфные, антропоморфные, растительные и другие мотивы). 6ч. Теоритический час. Изучение зооморфных, антропоморфных, растительных мотивов в искусстве Практическая работа: панно из разных материалов и в различных техниках. Тема 5. Театр — вид зрелищного искусства.8ч. 15.Театр масок. 4 ч. Теоритический час. Игра в вопросы и ответы: что такое маска? Для чего служит маска? Какие бывают маски? Практическая работа: выполнение масок различных персонажей. 16. Роль художника в театре кукол (от эскиза — к образу героя). 4 ч. Теоритический час. Роль художника в зрелищных видах искусства. Практическая работа: выполнение эскиза театрального героя к кукольному спектаклю. Тема 6. Образы будущего.6ч.
Теоритический час. Рассматривание видов городов разных стран и эпох, анализ увиденного. Практическая работа: выполнение композиции в технике монотипии или граттажа (каждый делает 2—3 работы). 18. Город будущего (графическая серия). 4ч. Теоритический час. Иллюстрирование различных видов индустриального города.Фантазирование на тему города будущего. Практическая работа: выполнение графических серий в технике монотипии, воскографии или гравюры. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая. Контрольные работы по темам: 1.«Костюм и архитектура античного мира».Стр. 15-16. 2. «Греческая вазопись». Стр. 14-15. 3. «Особенности средневековой архитектуры». Стр. 25-27. Тексты из пособия «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова. В: Учитель, 2008., стр.62- 68. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература. Гросул Н.В; «Студия изобразительного творчества», Программа первого года обучения «Образы и символы времени».. (Программа дополнительного художественного образования детей. Москва «Просвещение» 2005 год. Страница 33.) Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 5 кл –М.: Просвещение, 2008 г. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006. Дополнительная литература: Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения). Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.; Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.; ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ Цифровые образовательные ресурсы: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций. Презентации: Виды искусства. «Культура Древней Греции»; «Культура эпохи Средневековья»; «Культура Японии»; «Символы в русском народном искусстве»; « Виды театральных масок»; «Город будущего в творчестве современных художников». Музыка и музылькальные клипы для релаксации. CD-диски: 1. «Шедевры русской живописи». 2. «Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Сайты музеев: www.getty.edu/art/exhibitions/devices/; www.hermitage.ru; www.rusmuseum.ru www.artsedge.kennedy-center.org/; http://som.ru/Resources/Moreva/st; http://art.edu-studio.narod.ru |