Скачать 198.28 Kb.
|
Управление образования, опеки и попечительстваМО «Каргасокский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2 Утверждена Рассмотрена на заседании МО Методическим Советом школы эстетического воспитания «____»__________ _________ Протокол №_________ Директор школы от «____» _______ ________ _____________ (Перемитин С.В.) (Руководитель МО Юрьева А.Ю.) Программа по хореографии «Радость движения» Возраст: 7-17 лет . Срок реализации программы 10 лет Педагог дополнительного образования Серякова Юлия Владимировна Каргасок 2013 Пояснительная записка. Программа по ритмике «Радость движения» разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. Программа по хореографии «Радость движения» модифицирована и составлена на основе типовой программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова. Направленность ДОП: художественная. Программа направлено на:
Новизна: Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки типовой программы, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца. Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы, если он пойдет по ступеням данного образования. Программа предлагает новое решение проблемы последовательности от простого к сложному в изучении хореографии, развивая способности учащиеся с 1 по 11класс воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески и самостоятельно действовать, приобщаться к художественным ценностям. Актуальность: На занятиях по хореографии для младшего школьного возраста вводится элементы игры, танцевальные игры. Игра очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры, и они являются основным средством воспитания и передачи опыта, накопленного другими поколениями. Воспитательные возможности народной игры огромны. С её помощью современный педагог может весьма успешно развивать память, внимание, сообразительность, быстроту интеллектуальных и физических реакций, сноровку и, что особенно важно - общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние учеников. До 10 лет ребенку необходима игра- это форма его жизнедеятельности, его физиологическая потребность. Ребёнок только тогда растит душу и тело, когда играет. Именно по этому программа уроков ритмики начальных классов разрабатывается на основе игры. Игра есть самое важное в жизни ребёнка с самого рождения. Её физиологический смысл в формировании тренировке всех систем и органов тела, анализов коры головного мозга, мышечно-суставной системы, периферической нервной системы. В игре, исполняя различные роли, ребенок обживает окружающий его мир, усваивает нравственные нормы, проигрывает, пропускает через себя различные жизненные ситуации и вырабатывает оптимальные способы реагирования на них. В игре ребенок реализует свой творческий потенциал - он творец и переоценивает воздействие на него игровой деятельности, как она формирует творческую личность. Цель игры – развитие коммуникативных способностей, формирование бережного отношения к окружающим, создание повышенного интереса к учебе, укрепление психики ребенка. Дети могут играть и в начале, и в середине, и в конце занятия. Для ребенка игра является основным способом познания мира. В период становления физических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим предметам. Игра приносит определенный опыт ребёнку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение и поучение. Ушинский К.Д.: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Танцевальная игра- это игра и танцевальная импровизация в предлагаемых обстоятельствах. Программа уроков хореографии на начальных ступенях состоит в основном из танцевальных игр. Целью танцевальной игры является вовлечение учащихся в творческий процесс. Любое упражнение на занятиях можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств, музыка помогает выражению радости движения. На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества Танцевальные игры строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Вызывая положительные эмоции, они являются в тоже время серьезным делом, так как открывают возможность невербального обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение которых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин. Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, сознать себя в предлагаемых обстоятельствах, проиграть внешние и внутренние ощущения, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции. С другой стороны развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, развивает фантазию и воображение, творческие способности. При проведении танцевальной игры используются разные виды общения: вербальное ( словесное): объяснение условий проведения игры, речевые указания ( начала и окончания движений, направление, повторение и т.д.), комментарий ( поощрение;. невербальное ( визуальное): «язык движений», специфические жесты ( направление движений, аплодисменты), мимика (улыбка, кивок). В настоящее время у психологов появился термин «недоигранность»- именно этим объясняют психологи и социологи рост агрессивности в молодежной среде, тягу к азартным играм и опасным забавам. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм. Хореография учит красоте и выразительности движений, формирует фигуру и развивает музыкальные способности учащихся. Танец- это движения под музыку, это образ, движение в образе, способ самовыражения, форма достижения душевного равновесия, высвобождения жизненной силы и безграничной энергии. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное исполнение движений для ног, туловища рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия хореографией, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слухи вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, происходит приобщение к ритму музыки. Хореография дает возможность обогатить жизнь детей эмоционально, снять напряжение, избавиться от страха и усталости, помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным детям, поддержать детей с психическими и физическими недостатками, выявить творческие способности, повысить собственную самооценку, познакомиться с танцевальными движениями. Благодаря урокам хореографии дети развивают свои способности, раскрывают свои таланты, снимают внутренний зажим, развиваются умственно, физически и эстетически. Педагогическая целесообразность: Основная цель педагога на занятиях хореографии достижение внутренней и внешней гармонии учащихся, через приобщение к творчеству. Цель программы. Формирование творчески активной личности ребенка посредством приобщения к мировому и русскому национальному хореографическому искусству. Задачи программы: Образовательные:
Развивающие :
Воспитательные
Отличительные особенности данной ОП от уже существующих
Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП: 7-17 лет Набор формируется в зависимости от :
Учебные группы создаются численностью до 16 человек. Сроки реализации ОП: Программа рассчитана на 11 лет обучения -1-11 классы. В процессе обучения учащиеся проходят 4 этапа обучения: 1 этап: «Образ и ритм» - возраст 7-9 лет; 1-3 год обучения; 2 этап: « Народная и стилизованная хореография» - возраст 10-12 лет; 4-6 год обучения; 3 этап: « Спортивный танец и современная хореография» - возраст 13-15 лет; 7-8 год обучения; 4 этап: « Бальная хореография» - возраст 16-17 лет; 9-11 год обучения. Формы и режим занятий: Режим занятий изменяется в зависимости от возраста и хореографических способностей учащихся: 1-3 год: 1 час в неделю; 34 часов в год; 4-6 год: 2 раза в неделю по1 часу; 72 часа в год; 7-8 год: 2 раза в неделю по2 часа; 144 часа в год; 9-11 год: 1 час в неделю; 36 часов в год. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации. Наполняемость учебной группы по годам обучения 1 год -15 человек 2 год – 12 человек 3-11 год – 10 человек Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, фронтальная. Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, творческая встреча, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: В результате обучения учащиеся должны приобрести:
Формы и способы проверки результата :
Формы подведения итогов реализации образовательной программы Виды и этапы аттестации учащихся:
Способы фиксации результата. Дневник достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневник педагогических наблюдений. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
4.Методы контроля. Контроль усвоения содержания программы осуществляется на контрольных урока по окончании каждой темы для текущего и промежуточного контроля, презентация творческих работ , коллективный анализ работ, самоанализ - для итогового. Методы организации учебно-воспитательного процесса. Методы организации занятий:
репродуктивный, поисковый, исследовательский. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Обучающие программы, дидактические и методические пособия, упражнения в специальной литературе. Музыка на кассетах и дисках. 6.Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки, телефильмы, фонотека. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обеспечение преподавания дисциплины предполагает:
8. Рекомендуемая литература.
11.Раздрокина Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. Ростов-на-дону, Феникс, 2007. |