Модуль
«Формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся
в условиях интеграции общего
и дополнительного образования» Пояснительная записка
Модуль «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования» представляет собой вариативную часть курса «Актуальные вопросы здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В условиях современного общества вопросы сохранения здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни стоят очень остро. Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. На государственном уровне всё больше внимания уделяется вопросам здоровьесбережения нации. Так в национальной инициативе «Наша новая школа» одной из стратегических задач является сохранение и развитие здоровья обучающихся.
В условиях интеграции общего и дополнительного образования, когда учебный процесс происходит в течение всего учебного дня данная проблема стоит наиболее остро. Наиболее актуальными для образовательных организаций, педагогических работников являются такие вопросы как: Каким образом организовать учебный процесс, что бы у ребёнка не было переутомляемости? Каким образом осуществлять мониторинг состояния здоровья обучающихся? Какие активные формы работы, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, использовать в образовательном процессе?
Целью модуля является: трансляция опыта образовательного учреждения, направленного на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Задачи, решаемые в рамках реализации модуля:
Познакомить стажёров с нормативной базой образовательного учреждения, в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Познакомить стажёров с моделью образовательного учреждения «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
Познакомить стажёров с активными формами работы, используемыми педагогическими работниками на занятиях, направленными на формирование здорового и безопасного образа жизни.
Апробировать активные здоровьесберегающие технологии на занятиях.
Создавать модель «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Категории стажёров:
заместители директоров по УВР и дополнительному образованию;
педагоги дополнительного образования: преподаватели хореографии, преподаватели по сольной постановке голоса, преподаватели фортепиано;
классные руководители, воспитатели.
К концу изучения модуля стажёры должны овладеть следующими компетентностями:
Заместители директоров:
методическая компетентность – организовывать деятельность по общению опыта; быть готовым к инновациям; знать нормативные документы в области здоровьесбережения; обеспечивать деятельность образовательного учреждения по формированию здорового и безопасного образа жизни; выстраивать модель работы образовательного учреждения по направлению формирования здорового и безопасного образа жизни;
социальная компетентность – уметь выстраивать конструктивный диалог, сотрудничать с социальными партнёрами по вопросам здоровьесбережения;
личностная компетентность – стремиться к самосовершенствованию, профессиональному росту; уметь самостоятельно принимать решения, видеть проблему, находить оптимальные способы решения, брать на себя ответственность;
Классные руководители, воспитатели:
методическая компетентность – быть готовым к инновациям; владеть активными способами организации внеклассной, внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий; знать методы, приёмы работы с обучающимися по формированию здорового и безопасного образа жизни, уметь их принимать в практической деятельности;
социальная компетентность – владеть приёмами профессионального общения с педагогическими работниками, воспитанниками; уметь выстраивать конструктивный диалог с социальными партнёрами;
личностная компетентность – стремиться к самосовершенствованию, профессиональному росту; уметь находить оптимальные способы решения проблем, связанных с вопросами здоровьесбережения, брать на себя ответственность за принятые решения.
Педагоги дополнительного образования:
методическая компетентность – быть готовым к инновациям; знать методы, приёмы работы с обучающимися по формированию здорового и безопасного образа жизни, уметь их принимать в практической деятельности;
социальная компетентность – владеть приёмами профессионального общения с педагогическими работниками, учениками; уметь выстраивать конструктивный диалог с социальными партнёрами;
личностная компетентность – стремиться к самосовершенствованию, профессиональному росту; уметь находить оптимальные способы решения проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья обучающихся и брать на себя ответственность за принятие решения.
Формы итоговой аттестации:
Итоговая аттестация проходит в форме зачёта для каждой категории стажёров:
Для заместителей директоров – проект модели образовательного учреждения «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»;
Для классных руководителей, воспитателей – конспект внеклассного мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Для педагогов дополнительного образования: конспект занятия по предмету с применением здоровьесберегающих технологий.
Ресурсное обеспечение модуля: хореографический зал Детского музыкального театра, музыкальное оборудование, в том числе музыкальные центры, фортепиано, медиа-проектор, ноутбук, видеокамера, методическая литература, УМК (видеоролики занятий, презентации, раздаточный материал).
Кадровое обеспечение модуля:
заместитель директора по УВР (куратор базового учреждения стажировочной площадки) – И.Е. Окатова;
преподаватель хореографии – Ю.Л. Романова;
преподаватель сольной постановки голоса – А.Д. Малиновская;
преподаватель фортепиано – Е.С. Лаврентьева.
Учебный план модуля
№
| Темы
| Всего часов
| Из них
| Лекции
| Практическая часть
| Самостоятельная работа
| Заместители директоров, классные руководители, воспитатели
| 1
| Нормативная база
| 2
| 2
|
|
| 2
| Управление образовательным процессом
| 7
| 4,5
| 2,5
|
| 3
| Школьная модель «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования»
| 3
| 1
|
| 2
| Педагоги дополнительного образования
| 1
| Нормативная база
| 1
| 1
|
|
| 2
| Школьная модель «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования»
| 1
| 1
|
|
| 3
| Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования
| 10
| 2
| 6
| 2
| Форма контроля (ИГА): зачёт
|
Тематический план модуля
№
| Темы
| Всего часов
| Из них
| Лекции
| Практическая часть
| Самостоятельная работа
| Заместители директоров, классные руководители, воспитатели
| Раздел 1
| 1
| 1.1.Нормативная база образовательного учреждения
| 2
| 2
|
|
| Раздел 2
| 2
| 2.1.Учебный план образовательного учреждения
| 1
| 1
|
|
| 3
| 2.2. «Фотография дня ребёнка»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 4
| 2.3.Планирование деятельности по здоровьесбережению
| 3
| 2
| 1
|
| 5
| 2.4. Система мониторинга реализации программы здоровьесбережения
| 2
| 1
| 1
|
| Раздел 3
| 6
| 3.1. Модель образовательного учреждения
| 3
| 1
|
| 2
| Форма контроля (ИГА): проект модели; конспект внеклассного мероприятия / классного часа, с использованием здоровьесберегающих технологий
| Педагоги дополнительного образования
| Педагоги хореографы
| Раздел 1
| 1
| 1.1. Нормативная база
| 1
| 1
|
|
| Раздел 2
| 2
| 2.1. Школьная модель «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях интеграции общего и дополнительного образования»
| 1
| 1
|
|
| Раздел 3
| 3
| 3.1. Здоровьесберегающие технологии на уроках хореографии
| 3
| 1
|
| 2
| 4
| 3.2. Формирование правильной осанки и укрепление мышц туловища на занятиях хореографической гимнастики
| 2
|
| 2
|
| 5
| 3.3.Дыхательная гимнастика
| 1
|
| 1
|
| 6
| 3.4. Координация движений
| 2
|
| 2
|
| 7
| 3.5.Здоровьесбережение на уроке классического (народно-характерного) танца
| 2
| 1
| 1
|
| Педагоги по сольной постановке голоса
| Раздел 1
| 1
| 1.1. Нормативная база
| 1
| 1
|
|
| Раздел 2
| 2
| 2.1. Школьная модель «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях интеграции общего и дополнительного образования»
| 1
| 1
|
|
| Раздел 3
| 3
| 3.1.Здоровьесберегающие технологии на занятиях сольной постановки голоса
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| 3.2.Тренинг: Дыхательные методики в обучении пению.
| 1
|
| 1
|
| 5
| 3.3.Тренинг: ФМРГ В.Емельянова. Здоровье и красота голоса.
| 1
|
| 1
|
| 6
| 3.4. Дискуссия: Урок вокала или вокалотерапия?
| 1
|
| 1
|
| 7
| 3.5. Круглый стол: Оздоровительная сила пения.
| 1
|
| 1
|
| 8
| 3.6. Тренинг: Развитие дикции и артикуляции на уроке вокала.
| 1
|
| 1
|
| 9
| 3.7. Коррекция и формирование личности человека на уроках сольной постановки голоса
| 1
|
| 1
|
| Педагоги фортепиано
| Раздел 1
| 1
| 1.1. Нормативная база
| 1
| 1
|
|
| Раздел 2
| 2
| 2.1. Школьная модель «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях интеграции общего и дополнительного образования»
| 1
| 1
|
|
| Раздел 3
| 3
| 3.1.Здоровьесберегающие технологии на уроках фортепиано
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| 3.2. Роль игры на фортепиано в развитии детского организма
| 1
|
| 1
|
| 5
| 3.3. Организация здоровьесберегающего занятия игры на фортепиано.
| 2
|
| 2
|
| 6
| Игра, как активная форма, направленная на сохранение детского здоровья на уроках фортепиано.
| 3
|
| 3
|
| Форма контроля (ИГА): конспект занятия с применением здоровьесберегающих технологий
| Содержание программы
Заместители директоров, классные руководители, воспитатели
|