Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.01.2014
Размер77.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
А.С.Марченко,

педагог дополнительного образования

Центра творческого развития и гуманитарного образования, г. Красноярск
Особенности изобразительного искусства в раннем возрасте





«…в начале, было детство, когда

каждый из нас был гениален».

Николай Кузьмин

-художник и писатель.
Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений. Необходимо не пропустить развитие такого огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш, ведь каждый ребенок гениален с рождения. Развитие его таланта, к сожалению, зависит только от нас, взрослых, насколько благоприятные условия создадим мы для развития этого таланта . Для того чтобы помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, необходимо целенаправленное эстетическое развитие, создание условий для динамики творческого роста .

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Так, изобразительная деятельность в раннем возрасте неотделима от познавательной деятельности. Главное в этом возрасте не обучение приемам рисования, а научение новым способам игровой, предметно-манипулятивной деятельности и развитие эмоционального мира ребенка. Узнавая особенности и возможности материалов через незатейливые предметно-манипулятивные игры, малыш постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению, а нетрадиционное использование материалов ведет к развитию креативного мышления. .[2,3,4]

Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Эта деятельность природообразна с возможностями ребенка и сутью творчества. Важно помнить о том, что любой материал может стать художественным, если его применение связано с получением эстетического удовольствия. При этом для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат. Ребенок занят исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку. «Мир осязается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности – все это обнаруживается и становится открытием». [7] Поэтому на занятиях малышам предлагают для рисования и аппликаций необычные для творчества материалы: песок, цветную воду, крупную обычную соль, соль для ванны (цветная), пробки, жидкое мыло, пену, камушки, поролон, шерстяные нитки, шерсть, ткань, различные виды круп и макаронных изделий, кокосовую стружку и т.п. В ходе творчества у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества (мак, горох, сухой укроп, соль, различные крупы и т.д.).

Например, на занятии ребенку для оформления работы в рамочку предоставляется соль в нескольких цветовых вариантах (зеленый, красный, желтый, оранжевый). Предлагается потрогать и понюхать, так как у каждого цвета есть свой запах. Насыпать себе в коробочку соль желаемых цветов. Закрыть коробочку крышкой и перемешать, послушав, как соль шумит внутри. Открыть и получить соль в особенной цветовой гамме (создав собственные цветовые пропорции). Далее ребенок горстями высыпает солевую смесь на уже подготовленные, обработанные клеем ПВА, края рисунка.

Художественные игры с такими материалами дают возможность утолить сенсорный голод малыша и подготавливают хорошую базу для его дальнейшего художественного развития, развивают навыки восприятия, чувство формы, цвета, фактуры, пространства, совершенствуют зрительно-двигательную активность. [10] А главное — стимулируют исследовательское и творческое мышление. В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей используются разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности – монотипия, нитеграфия (рисование с помощью нитки), техника набрызгивания краски с помощью зубной щетки, рисование с помощью камешков или горошка, рисование водой, эстамп-оттиск (овощи, фрукты, листья, срез карандаша, кубики, кирпичики и т.д.)., рисование поролоновой губкой, сеткой, ватными палочками, рисование с помощью выдыхаемой струи воздуха и т.д. Новые способы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают у детей интерес, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность. .[6,7,8,13,12,15]

Особенно важным мотивационным моментом для детей является, на наш взгляд, то, что все предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит детям радость и эмоциональное равновесие, а так же развивает целый спектр умений и способностей.

Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев (работа с губками, кисточками, масляной пастелью, засыпание крупой контура или объемного предмета…). Эти тонкие координации, которые, с одной стороны, укрепляют связи между нейронами мозга и нервными окончаниями в кистях, с другой стороны – обратные сигналы от непослушных ещё пальцев, заставляют мозг обрабатывать новую массивную информацию и, как следствие, стимулировать развитие мышления и речи. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки. Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Малыш подражает на свой манер детской речи, иногда понятной только близкому человеку.[11,9]

Ученые называют этот период творческой жизни ребенка «доизобразительным», хотя малыш, имеющий опыт творчества уже замечает свои художественные следы. Чем старше ребенок, имеющий практику рисования, тем больше он замечает, что у бумаги есть края, и контролирует свое игровое поведение, учитывая границы бумажного листа. .[14,5] У каждого ребенка со временем появляется собственный стиль, любимые формы, которые у него лучше всего получаются, или цветовые сочетания, позволяющие узнать маме или педагогу работу малыша из числа многих, даже если это беспредметная живопись.

Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относится к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора (Так например, на своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру); удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках – т. е. использовать различные техники и материалы (На занятиях, получая определенную свободу в действиях, малыши придумывают собственные необычные техники, а мне как педагогу остается только учиться у них и собирать эти техники в свою педагогическую копилку); научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Особенно важным моментом является то, что посредством совместной творческой деятельности в раннем возрасте происходит сохранение контакта матери и ребенка. Здесь хочется вспомнить слова, которые произнес Е.А.Брюн «Это творчество интересно и само по себе, как проявление естественной стихии жизни, и, что самое ценное,
формирует у ребенка и матери эмоциональный и творческий диалог, сначала — между собой, а потом со всем окружающим миром». Совместное творчество ценно как общение, ведь ни что не сближает так детей и родителей, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером. В результате в процессе совместной деятельности ребенок приобретает уверенность в собственных силах и неподдельный интерес к творчеству.

Согласно позиции А.Л. Венгера, в процессе совместной деятельности ребенок проявляет стихийную активности, а взрослый - социализированную или «культурную» активность. И именно эта «культурная» активность «…направлена на передачу ребенку исторически выработанных психологических средств и способов действий, социальных норм, традиций, культуры в целом. Благодаря этому и активность ребенка постепенно «окультуривается», обогащается этими средствами и способами, начинает все более соответствовать требованиям общества» .[1, 9]

Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации успеха, воспитание у ребенка интереса к «продукту» собственной изобразительной деятельности, желания рассказать о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими ему людьми. А задача взрослых, искренне порадоваться вместе с маленьким гением, ведь любовь близких людей и признание его очень важно для него. Поэтому необходимо делать мини – выставки работ детей, где ребенок может полюбоваться своей работой вместе с родителем, после чего создать дома постоянно действующую , постоянно обновляющуюся выставку, что является со стороны взрослого чувством искреннего уважения к продуктам детской деятельности. Ведь «детская поделка – это частичка души маленького человечка, его видение окружающего мира и пусть маленькое, но уже достижение в жизни и не важно созданная она собственными руками или совместно с близким человеком.»

Анализируя свой и опыт работы других педагогов, занимающихся художественным творчеством с детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод, что занятия творческой деятельностью способствуют развитию полноценной творческой личности.

Литература

1 Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства/Венгер А.Л.//Вопросы психологии.-2008.-№4.-С. 3-12.

2 Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.2-е изд. М., .1967.

3 Казакова К. Изобразительная деятельность в семейном воспитании ребенка второго года жизни/Казакова//Дошкольное воспитание. -2004.-№11.-с.105-110.

4Казакова К. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов/Казакова//Дошкольное воспитание. -2006.-№2.-с.80-86.

5 Колдина Д.Н.Лепка и рисование с детьми 2-3лет. Конспекты занятий.-М.:Мозаика-Синтез, 2008. - 56 с.: цв. вкл.

6 Комоед Н. Рисуем воздухом и пряжей/Комоед//Обруч.-2004.-№2.-с.20-24.

7 Костер Дж.Б. Растим художников: преподование искусства детям: пер. с англ. /Джоан Буза Костер. - М.:АСТ:Астрель, 2006.-436, с.:ил.

8 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детком саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. -М.:"Карапуз-Дидактика",2007. - 144с., 24л. Вкл.

9 Милевски С. Речь, обращенная к ребенку:теория и практика/Милевски//Дефектология.-2004.-№5.-С.61-65.

10 Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.-М.:Мозаика-Синтез. 2003. -120с.: цв. вкл.

11 Смирнова Е.О Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института. С.54-62.//Вопросы психологии.-2004г.-№2.-с.54-62.

12 Теплюк С.Н., Лямина Г.М., ЗацепинаМ.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104с.

13 Фатеева,А.А Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева; худож.А.А.Селиванов.-Ярославль:Академия развития ,2007. - 96 с.: ил. -( Деткий сад: день за днем. Практическое приложение).

14 ЯнушкоЕ.А. Аппликация с детьми раннего возраста ( 1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64с.

15 ЯнушкоЕ.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года).Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск