Цели работы группы кратковременного пребывания:
содействие всестороннему развитию детей, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения
педагогическое просвещение родителей, способствующее повышению их педагогической компетентности
Основные задачи группы кратковременного пребывания:
укрепление физического и психического здоровья детей через обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей
формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения через совместную деятельность ребенка и взрослого
развитие познавательной сферы в соответствии с возрастными нормативами через расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира
взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям путем создания единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье
формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающей среде
В соответствии с этими задачами определяется основное содержание воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста.
Специфика воспитательно-образовательного процесса
в группе кратковременного пребывания Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей 2-3 лет состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в адаптационных группах для детей раннего возраста определяется содержанием Программ воспитания и развития детей.
В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:
содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.
Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное психологическое обследование ребенка с целью определения уровня физического и актуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка.
Организация работы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития различных видов деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста, потребностей детей и родителей.
Прием детей в группу осуществляется в соответствии с погодными условиями либо на воздухе, либо в группе:
Прием детей на улице осуществляется в теплое время года и предусматривает создание условий для самостоятельной двигательной деятельности, физические упражнения и подвижные игры, наблюдения, создание радостного, приподнятого настроения с помощью экскурсий по «красивым местам» территории ОУ, игры с песком.
В процессе приема детей в группе организуются игры-забавы, игры-развлечения, игры с дидактической куклой, чтение потешек; проводится индивидуальная работа по развитию движений, развитию речи, сенсорному воспитанию, игры с водой и строительным материалом, игры в кукольном уголке с закреплением назначения игрушек.
Структура и содержание образовательного процесса в ГКП
Направление
| Цели
| Содержание
| Физическое развитие
| охрана здоровья детей и формирование понятия безопасности здорового образа жизни;
обеспечение разнообразной двигательной активности;
формирование и закрепление элементарных навыков самообслуживания и культуры быта
| ходьба: стайкой за воспитателем в заданном направлении; друг за другом по кругу;
бег: бег за воспитателем, убегать от него; в разных направлениях; между 2-мя линиями, не наступая на них;
прыжки: на месте на 2-х ногах, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линию, веревку; через две параллельных линии; с места на 2-х ногах;
катание, бросание, ловля: катание мяча одной рукой и двумя; бросание мяча вперед 2-мя руками (снизу, от груди, из-за головы); перебрасывание мяча через ленту, натянутую на уровне груди; бросание предметов в горизонтальную цель (1 м);
ползание, лазание: на четвереньках; под препятствием высотой 30-40 см; на четвереньках по доске (приподнятой на высоту 20 см); по лестнице-стремянке;
упражнения на равновесие: проходить по дорожке (прямой, извилистой), шнуру (прямо, зигзагом, по кругу), доске (высота 15-20 см), гимнастической скамейке, бревну; перешагивать через препятствие (23-30 см), из обруча в обруч, с ящика на ящик
| Познавательно-речевое развитие
| стимуляция речевого развития
развитие речи, формирование правильного звукопроизношения
развитие активного словаря
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку
развитие умений наблюдать объекты окружающего мира, рассуждать;
подготовка ребенка к элементарному осмыслению некоторых понятий и явлений окружающего мира;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
| умение отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас и виденном ранее;
умение задавать вопросы педагогу, детям, родителям;
высказывание об игрушке, изображенной на картинке, о прочитанной потешке, стишке, сказке;
чтение и рассказывание;
понимание содержания прочитанного;
умение следить за развитием действия в рассказе, сказке;
эмоциональное восприятия прочитанного;
сопереживание событию; сочувствие персонажу;
рассказывание наизусть коротких потешек
подбор и группировка предметов по форме, цвету, величине, назначению; указание части и целого игрушки, картинки; называние действия с предметом и материалом;
различение сенсорных свойств в предметах окружающей действительности;
соотношение разнородных предметов по 2-м сенсорным признакам (выбор свойств из 3-4 возможных);
соотношение разнородных предметов по цвету, величине, форме, осуществляя выбор из 3-4 возможных;
учет сенсорных свойств в различных видах продуктивной деятельности;
использование знаний о сенсорных свойствах и качествах предметов в продуктивной деятельности;
знание разнообразных конструктивных свойств кубиков, кирпичиков, пластин;
расположение строительного материала в плоскости для сооружения различных построек;
создание построек, используя метод сюжетного конструирования (по общему сюжету)
|
|
| Художественно-эстетическое развитие
| овладение элементарными умениями и навыками и способами музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры, музыкальные импровизации) и т.д.
| изображение предметов и явлений окружающего мира при помощи штрихов, мазков, прямых и замкнутых линий;
изображение предметов;
расположение изображения на всем листе бумаги;
умение рисовать фломастерами, цветными карандашами, красками, ограничивая движения краем листа, придерживая лист бумаги рукой, располагая изображение на всем листе бумаги;
умение правильно держать и пользоваться карандашом и кистью;
умение понимать, что они изображают конкретные предметы;
умение лепить простые предметы, предметы из 2 частей;
раскладывание на фланелеграфе готовых форм;
составление на листе бумаги простейших изображений предметов из 2-3 частей;
умение слушать песни и пьесы разного характера, понимание о чем поется в песнях;
умение петь совместно со взрослым;
умение передавать в движениях характер музыки, ее ритм, двигаться в соответствии с текстом песни
|
| Социально-личностное развитие
| формирование предпосылок трудовой деятельности;
создание ситуаций сотрудничества в продуктивной деятельности, труде, игре;
воспитание социально- адаптивной личности, способной к позитивному поведению и отношением в социуме;
обеспечение потребности разнообразия
| элементарные представления о труде окружающих взрослых (мама стирает, папа читает), представления о результатах труда взрослых;
узнавание по внешнему виду, вкусу, названию овощей и фруктов;
умение различать и называть деревья (1-2 вида), траву, цветы (на участке и в группе);
знание и называние в процессе непосредственного наблюдения на картинках некоторых животных и их детенышей (собака, кошка, курица, корова, заяц, медведь, котята, цыплята);
называние частей тела животных; выделение наиболее характерных особенностей животных, умению звукоподражать им
|
Условия реализации Режим работы ГКП понедельник – пятница, с 8.30 до 11.30
суббота, воскресенье, праздничные дни - выходные Предметно-пространственная среда ГКП Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
возрастные особенности развития детей;
уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
Предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений:
комната для раздевания и ожидания родителями;
комнаты для занятий и игр;
музыкальный зал;
физкультурный зал.
Функциональное назначение помещений,
составляющих предметно-развивающую среду ГКП
-
Помещение
| Применение
| Комната для раздевания и ожидания родителями
| Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п.
| Комната для игр и занятий
| Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.
| Музыкальный зал
| Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности
| Физкультурный зал
| Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений
|
Модель образовательного процесса непосредственно образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания
Понедельник
| Прогулка
Взаимодействие с родителями.
Игровая деятельность детей
Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры
| Интегративный блок №1
Познание (природное и предметное окружение) + художественное творчество (рисование)
Физкультура
| Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах игровой активности
Уход домой
| Вторник
| Интегративный блок №2
Коммуникация + расширение ориентировки в окружающем/ чтение художественной литературы
Музыка
| Среда
|
Интегративный блок №3
Познание (игры со строительным материалом/ ПИиКД) + коммуникация
Физкультура
| Четверг
| Интегративный блок №4
Коммуникация + чтение художественной литературы
Музыка
| Пятница
| Интегративный блок №5
Художественное творчество (лепка)
Физкультура
|
Перечень программ и технологий
Физическая культура
| Цели:
формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Специфические задачи:
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
| Зимонина В. И. Расту здоровым. - М.: Владос, 2003
Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007
Рыкова О.В. Малыши, физкультпривет! - М., 2006
Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. Малыши, физкульт-привет! Кострыкина Л.Ю, 2013 год
|
Здоровье
| Цели:
охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Специфические задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков;
| Программно-методическое пособие «Расту здоровым» Автор В. Н. Зимонина, «Владос» М.; 2002
Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 1997
Теплюк С.И. Организация прогулок с детьми. -М.,2005.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.
|
Безопасность
| Цели:
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Специфические задачи:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
| Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 200
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.
|
Социализация
| Цели:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
Специфические задачи:
развитие игровой деятельности детей
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
| Климанова Л.Ю.Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., 2000.
Голицына И. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. - М.: Мозаика-синтез, 2004
"Раннее развитие: методика М.Монтессори". Мальцева И.В. Азбука,2009
Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006.
Михайленко И. Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? - М.: Сфера, 2008
|
Труд
| Цели:
формирование положительного отношения к труду
Специфические задачи:
развитие трудовой деятельности
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
| Учите детей трудиться. / Р. С. Буре, Г.Н. Година. - М., 1983
Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л. В. Куцакова. - М.: Совершенство, 1999
"Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е.А. , Альта-принт 2005
|
Познание
| Цели:
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
Специфические задачи:
сенсорное развитие
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
| Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечение Зенина Т.Н. 2009
Климанова Л.Ю.Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., 2000.
Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., 2007.
Павлова Л.Н.Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000.
.Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование.- М.,1999
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985..
|
Коммуникация
| Цели:
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Специфические задачи:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми
практическое овладение воспитанниками нормами речи
| "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет". Дмитриева В.Г. Эксмо,2012
Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1966
Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года, Янушко Е.А. 2012
Павлова Л.Н.Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000.
День за днем говорим и растем.,Пособие по развитию детей раннего возраста. Е. Ю. Вареница, О. В. Елецкая,Сфера2010 год
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
|
Чтение художественной литературы
| Цели:
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Специфические задачи:
развитие литературной речи
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
| Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи Ушакова О.С.,Творческий центр Сфера, 2009
Гриценко 3. Пришли мне чтения доброго...: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. - М., 1997
|
Художественное творчество
| Цели:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Специфические задачи:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
развитие детского творчества
| Лыкова И.А.Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. - М.: Карапуз-Дидактика,
Лыкова И.А. Рисование для самых маленьких. - М., 2005.
Казакова Т.Г.Рисуют младшие дошкольники. -М., 1990.
|
Музыка
| Цели:
развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
Специфические задачи:
развитие музыкальности детей
развитие способности эмоционально воспринимать музыку
| Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возрастаА. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Детство-Пресс, 2010
Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Н. В. Зарецкая АРКТИ 2004
Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. Сценарии праздников и развлечений А.Н. Зимина, Н.К. Китаева, Гном и Д , 2004
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М.: Владос, 1999
Бекина С. И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1981
Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста Жукова О.Г. 2008 год
|
Система взаимодействия педагогов и специалистов ГКП с родителями (законными представителями)
ФОРМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА Родительские
собрания Просмотр непосредственной образовательной деятельности
Совместные праздники
и развлечения
Консультации,
семинары,
тренинги Совместные
игровые сеансы Наглядные методы: стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ и др. День открытых дверей (экскурсия-знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребенка в ГКП) |