Скачать 92.65 Kb.
|
Элективный курс «За здоровый образ жизни» (авторская программа). Содержание1. Паспорт программы «За здоровый образ жизни» 2. Вступление. Обоснование программы. 3. Содержание программы. 4. Учебно-тематический план. 5. Методическая часть. 6. Список литературы для учителя и учащихся. I. Паспорт программы «За здоровый образ жизни»Цель и задачи программы: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления навыков здорового образа жизни. Нормативно-правовые обоснования программы:
II. Вступление. Обоснование программы. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье. Физическом воспитании и развитии учащихся. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации. Эти факторы оказывают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, предрасположения к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса, что может вызвать неадекватные формы поведения. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эффективных навыков, направленных на здоровый образ жизни учащихся. III. Содержание программы. Выполнение программы обеспечивает решение следующих основных задач физического воспитания в школе:
Для удовлетворения естественной потребности детей и подростков в движениях применяется наряду с основной формой физического воспитания – уроком физической культуры, также гимнастика до учебных занятий, физкультминутки на общеобразовательных уроках (преимущественно в младших классах), игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты, во второй половине дня, занятия в различных спортивных и оздоровительных кружках. Предлагается дифференцированный подход с учетом работы с детьми разного возраста. Вся работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры и других формах физкультурной работы в соответствии с возможностями каждой возрастной группы и учетом условий конкретной сельской школы. IV. Учебно-тематический план к программе «За здоровый образ жизни»
V. Методическая часть. При изучении курса «Здоровый образ жизни» весь материал разбит на 3 блока: В первом блоке школьникам даются знания и умения по физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня школьников (помимо уроков физической культуры из программы школы). Для предупреждения утомления и поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне в течении дня, недели, месяца и учебного года даются рекомендации по проведению утренней гигиенической гимнастики до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут ежедневно. Приводятся различные комплексы гимнастических упражнений. На практическом занятии изучаются эти комплексы и дается задание школьникам самостоятельно написать конспекты нескольких вариантов утренней гимнастики. Также рассматриваются игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты, которые можно использовать на удлиненных переменах, на прогулках, при играх во второй половине дня для обеспечения активного отдыха детей после занятий, укрепления здоровья и совершенствования физической подготовленности при последующих занятий на уроках физической культуры. На практических занятиях изучаются различные варианты игр и эстафет, после чего школьники получают задание: самостоятельно описать одну игру и три разные эстафеты в виде красочно оформленного конспекта или схемы. Во втором блоке школьникам в виде беседы дается материал о воздействие на детский организм таких вредных привычек, как табакокурение, наркомания, употребление алкоголя. По мере изучения материала школьники получают задание: самостоятельно нарисовать плакат, рисунок или составить частушку, стих, слоган о борьбе с вредными привычками. В третьем блоке путем лекций и практических занятий рассматривается методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом, организация занятий, гигиенические основы оздоровительного бега, борьба с травматизмом, правильный подбор одежды и обуви, классификация и содержание частных методик оздоровительного бега, методы самоконтроля при занятиях, основы правильной техники бега. На основе всего пройденного материала школьникам дается задание: самостоятельно, каждый для себя с учетом своих индивидуальных особенностей и физической подготовленности, составить примерный план тренировок на 1 месяц. На зачетном занятии учитываются знания, умения, навыки, полученные учащимися в результате обучения и выполнения заданий, полученных в процессе изучения курса. Календарное тематическое планирование по элективному курсу предпрофильного обучения «Здоровый образ жизни» 10-11 класс
VI. Список литературы для учителя и учащихся.
|