МБОУ гимназия №9
им. Дважды Героя Советского Союза
Адмирала флота СССР С.Г. Горшкова
«Утверждаю»
Зам. дир. по ВР
А.В,Ермакова ._____
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 10В-11В КЛАССАХ
«Я и мое будущее » 2013-2015 учебный год
Автор-составитель: Сарычева А.В.
классный руководитель 10в класса г. Коломна Паспорт программы
Наименование программы
| Я и мое будущее
| Цель программы
| Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда
| Задачи программы
| Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитывать активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.
Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
| Сроки реализации программы
| 2013-2015 гг.
I этап 2013-2014 учебный год 10 класс
Цели:
1. Формирование классного коллектива.
2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.
Задачи:
1. Объединить учащихся вокруг идеи социального проектирования, через создание в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.
2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.
3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.
4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.
5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.
II этап 2014-2015 учебный год 11 класс
Цель: Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
| Принципы реализации программы.
|
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адапации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
| Механизм реализации программы
| Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел гимназии;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через сотрудничество с детскими общественными организациями;
с культурными и образовательными учреждения (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ЦДТ, ДК).
| Методы
| научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод критического мышления;
| Формы работы
| классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления,
дискуссии, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам
| Приоритетные направления работы:
| интеллектуально-познавательная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
духовно-нравственная деятельность
творческо-эстетическая деятельность
гражданско-патриотическая деятельность
работа с семьёй
| Исполнители основных мероприятий программы
| Классный руководитель, учащиеся, родители учащихся, представители различных общественных организаций и учебных заведений (по согласованию)
| Ожидаемые результаты
| Выпускник, адаптированный к условиям современного общества:
сформировавший в себе личностные качества;
обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;
объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
психологически адаптированный к непрерывным социальным изменениям, умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, обладающий самодисциплиной, самоконтролем;
интеллигентный, с высоким уровнем образованности и культуры, инициативный, предприимчивый, организованный;
испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности, в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей
повседневной деятельности.
| Пояснительная записка
Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В условиях профильного обучения перед классным руководителем ставится важная задача по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Из выше сказанного следует, что среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя старшего класса можно отметить следующие: изучение личности каждого обучающегося класса, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого; развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в МБОУ, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; ведение совместно с МБОУ активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся.
Данная воститательная программа состоит из двух этапов:
10-й класс - «Я и моя профессия»;
11-й класс - «Я и мое будущее».
В названии данных программ отражаются два основных мотива:
«Я» - позиция каждого ученика по отношению к определенному вопросу и
актуальность выбранной темы для ребенка на данном возрастном этапе. Однако
название программы вовсе не означает, что вся воспитательная работа будет сводиться
только к одной теме. В 10 классе подростки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию. Мое отношение к личности ученика основывается на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит его дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Отсюда в планировании воспитательной работы я особое место уделяю организации диспутов, бесед за «круглым столом», работе над различными значимыми проектами.
II. Структура Программы Программа включает в себя следующие блоки: I Блок. Психологическое сопровождение воспитательной работы
1. Сопровождение адаптационного процесса.
2. Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.
3. Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.
4. Оказание помощи в вопросах профориентации II Блок. Организация разновидовой деятельности учащихся класса
1. Интеллектуально-познавательная деятельность.
2. Ценностно-ориентированная деятельность.
3. Общение.
4. Спортивно-оздоровительная деятельность. III Блок. Формирование личностных качеств учащихся
1. Я – личность.
2. Я и коллектив. IV Блок. Профориентационная работа
1. Профинформирование и профпросвещение.
2. Профконсультирование.
Профинформирование и профпросвещение обеспечивают:
знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку;
о типах учебных заведений;
о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д
Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др. V. Блок. Взаимодействие с родителями
1. Коллективная деятельность.
2. Индивидуальная работа. VI. Блок. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности
1. Организация и проведение диагностических мероприятий:
- диагностика адаптации в 10 классе;
- диагностика уровня учебной мотивации;
-диагностика профессионального выбора;
-диагностика уровня развития классного коллектива;
-диагностика уровня эмоционального состояния;
-диагностика «группы риска».
2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов (олимпиады,конкурсы) разных уровней.
3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио. III. Основные виды деятельности и формы работы Психологическое сопровождение воспитательной работы (изучение личности ученика):
Цель: Способствование личностному, социальному, профессиональному самоопределению ученика
виды деятельности: сопровождение адаптационного процесса, проведение дней психологической адаптации, тестирование, анкетирование, микроисследования, профессиональная диагностика;
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
Определять свои способности
Характеризовать собственные сильные и слабые стороны
Владеть навыками самовоспитания и саморазвития
Физическое развитие:
Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о ценности своего здоровья и здоровья других.
виды деятельности: тематические классные часы, участие в спортивных мероприятиях, пропаганда физической культуры;
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
1. Знать последствия наркотической, алкогольной и табачной зависимости.
2. Иметь навыки сохранения и совершенствования собственного здоровья.
3. Знать опыт и традиции предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
Интеллектуальное развитие:
Цель: Воспитание интереса к знаниям, желание постоянно повышать свой интеллектуальный уровень
виды деятельности: работа над проектами, познавательные классные часы, участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах, конкурсах;
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
формирование механизма самоорганизации умственной деятельности
Духовно – нравственное развитие:
Цель: Формирование основ нравственности личности, ценностное отношение к человеческой жизни
виды деятельности: тематические классные часы, диспуты, дискуссии, ролевые игры, вечера;
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
Понимать жизненные ценности и правила.
Иметь активную гражданскую позицию.
Знать права человека и способы их защиты.
Основные события в истории России.
Определять нравственные качества личности современного человека.
Социальное развитие:
Цель: Создание атмосферы делового творческого общения. Формирование гуманистического отношения ученика к окружающему миру.
Виды деятельности: социальное проектирование, волонтерская деятельность, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия, участие в субботниках;
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
Быть способны к сотрудничеству.
Уметь работать в группе
Обладать культурой общения со сверстниками и
педагогами
Профориентация:
цель: оказание помощи в профессиональном самоопределении
Виды деятельности: мониторинг состояния здоровья, определение физических возможностей к освоению профессий, изучение интересов и склонностей к той или иной профессии, мой темперамент и моя профессия, диагностические консультации, участие в мероприятиях по профориентации, тестирование, экскурсии, проекты.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
1. Определять свои способности к тому или иному виду деятельности.
2. Ориентироваться в выборе профессий.
3. Знать типы личностей, их характеристики.
4. Быть самостоятельным, целеустремленным.
Работа с родителями:
цель: Привлечение родителей к организации жизни и деятельности классного коллектива, к воспитанию класса
виды деятельности: изучение воспитательного потенциала семьи, психолого–педагогический всеобуч родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, индивидуальная работа с родителями;
IV Прогноз результатов воспитательной работы на 2013-2014учебный год
Направление ВР
| Планируемые результаты
| Интеллектуально-познавательная деятельность
| - Подготовка Портфолио (100%)
- проведение научно-исследовательской конференции (100%)
- участие в олимпиадах школьного, районного уровней(50%)
- Участие в предметных неделях по учебным предметам (50%)
- эффективная подготовка и сдача ЕГЭ (100%)
| Спортивно-оздоровительная деятельность
| - ликвидация вредных привычек у обучающихся класса
- формирование здорового образа жизни (100%)
- участие в спортивных мероприятиях школы (30%)
| Духовно-нравственная деятельность
| - сформированность морально-этических и нравственных качеств у каждого обучающегося (100%)
- участие в общественных акциях, проектах
| Творческо-эстетическая деятельность
| - развитие творческого потенциала обучающихся, участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню Учителя, Новому Году, 8 Марта, 23 февраля (50-70 %)
- подготовка творческого праздника «Посвящение в гимназисты. (Конкурс визиток профильных классов) «Звездный дождь талантов» (100%)
| Гражданско-патриотическая деятельность
| - Участие в работе школьного музея (20-30%)
- активное участие в работе органов школьного самоуправления (40-60%)
- формирование собственной гражданской позиции в ходе участия в мероприятиях гражданско-правовой направленности (100%)
| Работа с семьёй
| - организация совместной творческой деятельность детей и родителей (100%)
- активное привлечение родителей к составлению Портфолио обучающихся (100%)
- активное участие родителей в школьных делах и активное посещением родителями классных собраний (60-70%)
|
V. Мероприятия, направленные на реализацию программы Примерная тематика классных часов 10 класс Направление «Я - человек»
№
| Тема
| Форма проведения
| Время провед
| 1
| Давайте познакомимся.
| Тренинг-игра
| сентябрь
| 2
| Я-гражданин
| Круглый стол
| сентябрь
| 3
| Самооценка личности
| Игра. тренинг
| октябрь
| 4
| Дорога, которую мы выбираем
| дискуссия
| ноябрь
| 5
| Я славлю ту женщину, чье имя мать
| Литерат.гостиная
| ноябрь
| 6
| Деньги - это счастье?
| диспут
| декабрь
| 7
| Путь к успеху — цена успеха
| дискуссия
| февраль
| 8
| Он и Она: особенности взаимоотношений.
| беседа
| март
| 9
| Дискуссия «Что такое личность?»
| дискуссия
| март
| 10
| «Корзина грецких орехов»
Выбрасываем свои проблемы.
| Час общения
| апрель
|
Направление «Моя Родина»
№
| Тема
| Форма проведения
| Время
| 1
| Урок Конституции
|
| сентябрь
|
| «Олимпиада-2014»
| беседа
| ноябрь
| 2
| День единства и согласия
| дискуссия
| перед 4.ноября
| 3
| Битва за Москву
| беседа
| декабрь
| 4
| «Олимпийцы Коломны»-
| встреча с интересными людьми
| январь
| 5
| Профессия- Родину защищать(урок мужества)
| Час общения,встреча с интересными людьми
| февраль
| 6
| Кл час посвящ70-летию со дня начала операции по освождению Крыма
| беседа
| май
| 7
| Классный час "Есть такое слово –«выстоять» посвященный Дню Победы.
| Встреча с интересными людьми
| май
|
Направление «Здоровый образ жизни»
№
| Тема
| Форма проведения
| Время проведения
| 1
| «Диеты …красота убивает!»
| дискуссия
| октябрь
| 2
| «Город без наркотиков!»
| дискуссия
| ноябрь
| 3
| «Кто владеет информацией, тот владеет миром!»
| дискуссия
| декабрь
| 4
| «Сохрани себя»
| Дискуссия, тренинг
| январь
| 5
| Он и Она: особенности взаимоотношений
| Час общения
| март
| 6
| «Скажи курению – нет
| Час общения
| апрель
| Профориентационная работа
№
| Тема
| Форма проведения
| Время проведения
| 1
| Гамма моих способностей.
| дискуссия
| октябрь
| 2
| Дорога, которую мы выбираем»
| дискуссия
| ноябрь
| 3
| Мои жизненные и профессиональные планы.
| беседа
| март
| 4
| Перспективы моего профессионального старта
| Классное собрание
| май
|
Направление «Мир прекрасного»
№
| Тема
| Форма проведения
| Время проведения
| 1
| «Всему начало любовь…»(День Влюбленных)
| дискуссия
| февраль
| 2
| А, ну-ка, парни»
| Театрализованная игра
| февраль
| 3
| Семья и брак в разных культурах
| беседа
| март
| 4
| Славная Масленица
| Театрализованная игра
| март
| 6
| День славянской письменности
| Час общения
| май
|
Общешкольные мероприятия:
Акция «Помоги пойти учиться»
Праздник Знаний
День здоровья
Акция милосердия «Доброе сердце»
День учителя
«Посвящение в гимназисты» (Конкурс визиток профильных классов)
Акция «Брось сигарету»
Акция «Красная книга Подмосковья»
День открытых дверей в гимназии.
«День дублера в гимназии»
Акция «зеленые красавицы
День Славянской письменности и культуры в гимназии
Акция «Всемирный день без табачного дыма»
Акция «Память»
День Победы
Реализация проекта «Славится гимназия традициями», проекта «Раскрасим планету в зеленый цвет»,«Растения нашего класса» , Общешкольного проекта «Зимние. Олимпийские.Твои!Сочи-2014»
Конкурсы, соревнования, фестивали разного уровня
Совет Старшеклассников
Примерные темы родительских собраний
№
| Тема
| Время проведения
| 1
| 1. Особенности организации
образовательного процесса в 10-м классе гимназии.
| сентябрь
| 2
|
2. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассника.
|
| 3
|
3. Как помочь старшеклассникам в выборе своего жизненного пути?
|
| 4
| 4. Как нам понять и помочь друг друга?
«Я и мое будущее». Итоги года.
| май
| Список литературы Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. |