Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
«Утверждаю»:
Директор института
____________ /Л.В. Демина/
«____»___________ 2011 г.
Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки учебно-методический комплекс
для студентов специальности
050601.65 «Музыкальное образование»
очной и заочной форм обучения «Подготовлено к изданию»:
Составитель ________________/А.М. Жукова (Шевцова)/
«___»_____________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры теории музыки и музыкального образования «____»__________________ 2011 г., протокол № ______
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «Рекомендовано к электронному изданию»
Объем ________ страниц
Заведующий кафедрой __________________/Н.В. Грузинцева/
«___»_____________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии «____»__________________ 2011 г., протокол № ______
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «Согласовано»:
Председатель УМК ___________________/В.В. Петрова/
«___»_____________2011 г. «Согласовано»:
Директор научной библиотеки ТГАКИСТ ________________/Н.П. Соколова/
«___»_____________2011 г. Тюмень
2011
Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки
учебно-методический комплекс
для студентов специальности
050601.65 «Музыкальное образование»
очной и заочной форм обучения
Составитель:
А.М. Жукова (Шевцова),
преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования Рецензенты:
Н.В. Грузинцева,
канд. искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ И.В. Прокофьева,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ
Тюмень
2011
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...4
Тематический план для студентов очной формы обучения………………………9
Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………...11
Содержание дисциплины…………………………………………………………..13
Тематика практических занятий…………………………………………………..20
Перечень теоретических вопросов и практических заданий к зачёту ………….34
Список основной литературы……………………………………………………...37
Список дополнительной литературы……………………………………………...38
Перечень мультимедийных и технических средств обучения…………………..40
Пояснительная записка
Эстрадная музыка в современном музыкальном пространстве занимает значительное место. Поэтому игнорирование данного явления не представляется возможным как в процессе музыкально-теоретического осмысления, так и в практике музыкального образования детей и подростков, которые активно включены в общение с музыкой развлекательной направленности. Данная ситуация является для учителя музыки достаточно проблемной, так как ему необходимо учесть противоречие между музыкой «учебной», изучение которой предусмотрено программными требованиями, с одной стороны, и музыкальной культурой, существующей вне класса, тиражируемой средствами массовой информации. По словам педагога и композитора И.М. Красильников, под влиянием этих двух очагов воздействия, музыкальное сознание молодого человека расслаивается на две автономно существующие области, которые отдалены друг от друга не только по эстетическим и художественным параметрам, но и по характеру лежащего в самой основе музыкальных представлений звукового материала. Отсутствие мостов между этими областями зачастую приводит не к их взаимному обогащению, а к вытеснению одной области другой, и верх одерживает то, что оставляет в сознании более яркий след, будучи более доступным, звукокрасочным, а главное постоянно присутствует в быту. В связи с этим необходимо выбрать путь не вытеснения популярной музыкальной культуры с уроков музыки и музыкальных занятий, а путь сравнения и диалога между всеми существующими типами музыкального творчества, построенный на уважении мнений воспитанников и учащихся. Перед педагогом-музыкантом стоит задача активизировать интерес к классической, духовной и народной музыкальной культуре и сформировать верные ориентиры в области эстрадной музыки. Все это не представляется возможным, если педагог сам не осведомлен в области эстрадной музыки, не знает методов и форм её включения в урок и занятие. Поэтому в программу подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей была введена дисциплина «Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки».
Цель дисциплины: формирование готовности будущих учителей музыки к целесообразному включению в процесс общего музыкального образования разнообразных жанров эстрадной музыки с целью музыкального развития детей и подростков.
Задачи дисциплины:
Рассмотрение сущности основных жанров эстрадной музыки.
Изучение творчества эстрадных композиторов и исполнителей.
Раскрытие специфики эстрадного вокального и инструментального исполнительства.
Освоение эффективных форм, методов и приемов включения эстрадного музыкального искусства в уроки музыки и музыкальные занятия.
Развитие потребности студентов в методическом творчестве и самосовершенствовании в области музыкального образования детей и подростков.
В результате освоения дисциплины «Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки» студент должен:
знать сущность, этапы развития, основные жанры эстрадной музыки и её возможности в музыкальном развитии детей и подростков; творческие портреты ведущих композиторов и исполнителей эстрадной музыки; историю создания и музыкально-литературное содержание произведений, представляющих различные жанры эстрадной музыки; методы и педагогические условия применения эстрадного музыкального искусства на уроке музыки, музыкальном занятии, внеклассном мероприятии или вечере развлечений.
уметь проектировать, организовывать и анализировать процесс музыкального развития детей и подростков в системе общего музыкального образования с применением эстрадной музыки.
Место дисциплины в базовом учебном плане:
Согласно базовому учебному плану по специальности 050601.65 «Музыкальное образование», разработанному ТГАКИСТ, дисциплина «Методика музыкального развития на основе эстрадной музыки» изучается в блоке дисциплин предметной подготовки в рамках национально-регионального компонента. На изучение данной дисциплины отводится 72 часа в 6 семестре. Из них – при очной форме обучения 34 часа приходится на аудиторные занятия и 38 часов на самостоятельную работу студентов. При заочной форме обучения аудиторные занятия проводятся в объеме 8 часов, 64 часа распределяются на самостоятельную работу студентов.
Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:
Для изучения и успешного освоения дисциплины «Методика музыкального развития на основе эстрадной музыки» студентам по специальности 050601.65 «Музыкальное образование» необходимо овладеть установленным ГОС ВПО объемом знаний по дисциплинам общепрофессионального блока, таким как: «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования».
Учебный материал по данной дисциплине является основой более осмысленной, разноплановой и инновационной работы будущего учителя по музыкальному развитию детей и подростков в образовательных учреждениях различных ступеней.
Текущая аттестация качества усвоения знаний:
Контроль над качеством усвоения знаний в ходе изучения дисциплины осуществляется в форме тестов различного вида, индивидуальных и подгрупповых теоретико-практических заданий, устных и письменных опросов. Содержанием перечисленных выше форм контроля являются задания, направленные на выявление знаний, касающихся специфики эстрадной музыки, её основных жанров, композиторов и исполнителей. А также – педагогических условий и методов включения музыки развлекательной направленности в контекст современного урока музыки и музыкального занятия, что обусловливается целевыми ориентирами учебной дисциплины.
Текущая аттестация качества усвоения знаний позволяет отслеживать степень понимания студентами изучаемого материала, а также дает возможность корректировать процесс преподавания и проводить его в условиях диалога субъектов.
Итоговая аттестация по дисциплине:
Дисциплина завершается зачетом, на котором выявляется готовность студента к решению разнообразных профессиональных задач, связанных с музыкальным развитием детей и подростков средствами музыкального искусства эстрады. Зачет состоит из двух этапов – теоретического и практического. Теоретический этап проводится в традиционной форме индивидуального устного опроса по определенным заранее вопросам к зачету. Практический этап – это письменное задание, целью которого является проектирование процесса организации музыкального развития детей и подростков на основе эстрадной музыки.
Основное содержание дисциплины:
В соответствии с целевыми установками и задачами дисциплины весь учебный материал можно разделить на четыре раздела:
Общая характеристика дисциплины, её место в вузовской подготовке учителя музыки.
Эстрадная музыка и её возможности в музыкальном развитии детей и подростков.
Сущностная характеристика основных жанров эстрадной музыки.
Практическая разработка уроков музыки и музыкальных занятий с применением эстрадной музыки.
Каждый из разделов в свою очередь содержит несколько тематических блоков и завершается итоговым заданием.
Содержательная наполняемость разделов отражена в тематических планах дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения.
Учебно-методический комплекс составлен на основе следующих материалов:
Рыбакова, Е. Л. Методика музыкального воспитания детей на основе эстрадной музыки : программа курса / Е. Л. Рыбакова. – Санкт-Петербург : СПбГАК, 1996. – 8 с.
Тематический план
для студентов очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование разделов и тем дисциплины
| Количество часов, из них:
| аудиторные занятия
| самостоятельная работа студента
| лекции
| практические
| 1
| Общая характеристика дисциплины, её место в вузовской подготовке учителя музыки
| 1
| -
| -
| 2
| Эстрадная музыка и её возможности в музыкальном развитии детей и подростков
| 3
| -
| -
| 2.1
| Сущность эстрадной музыки и этапы её развития
| 1
| -
| -
| 2.2
| Педагогические условия и методы применения эстрадной музыки в музыкальном развитии детей и подростков
| 2
| -
| -
| 3
| Сущностная характеристика основных жанров эстрадной музыки
| 14
| 10
| 26
| 3.1
| Водевиль: история возникновения, жанровые особенности и основные произведения
| 2
| -
| 2
| 3.2
| Оперетта: история возникновения, жанровые особенности и основные произведения
| 2
| 2
| 4
| 3.3
| Мюзикл: история возникновения, жанровые особенности и основные произведения
| 2
| 2
| 4
| 3.4
| Джаз: истоки, эволюция, жанровые признаки и исполнители
| 2
| 2
| 4
| 3.5
| Рок-музыка: истоки, эволюция, жанровые признаки и исполнители
| 2
| 1
| 4
| 3.6
| Музыкальная эстрада и поп-музыка: истоки, эволюция, жанровые признаки и исполнители
| 2
| 1
| 4
| 3.7
| Авторская песня: истоки, эволюция, жанровые признаки и исполнители
| 1
| 1
| 2
| 3.8.
| Направления современной музыки развлекательной ориентации
| 1
| 1
| 2
| 4
| Практическая разработка уроков музыки и музыкальных занятий с применением эстрадной музыки
| -
| 6
| 12
| 4.1
| Разработка уроков музыки, направленных на знакомство с определенным жанром эстрадной музыки
| -
| 2
| 4
| 4.2
| Разработка уроков музыки и музыкальных занятий с включением произведений эстрадного музыкального искусства
| -
| 2
| 4
| 4.3
| Разработка внеклассных занятий и вечеров развлечений на основе эстрадной музыки
| -
| 2
| 4
| Всего по дисциплине: лекции / практические / СРС
| 18
| 16
| 38
| Всего по дисциплине: аудиторная нагрузка / СРС
| 34
| 38
| Итого по дисциплине согласно учебному плану:
| 72
|
|