Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации15.01.2014
Размер366 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Тема: Музыкальная культура: структура, содержание. Диагностика музыкальной культуры

Цель: обобщить знания о содержании понятия «музыкальная культура», закрепить умения диагностировать и формировать музыкальную культуру.

Задание:

Составить тесты для учащихся конкретного класса (5-8 кл) с целью выявления уровня развития индивидуальной музыкальной культуры или одного ее компонента (по выбору) согласно любой из предложенных концепций.

Теоретический материал к выполнению задания


Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского (формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой (составляющие музыкальной культуры).

В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки — пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

  • индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

  • музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своеобычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

  • потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением муз-го опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

  • эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним».  Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;

  • музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

  • оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров муз-го развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

  • уровень развития художественных предпочтений;

  • участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

  •   информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

  • музыкальный опыт школьников;

  • музыкальная грамотность;

  • музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

  • уровень общей осведомлённости о музыке;

  • наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;

  • мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей. Дополнительно можно провести беседу:

  1. Как ты относишься к музыке?

  2. Для чего музыка нужна в жизни?

  3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из низ сам любимые?

  4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

  5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

  6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?

  7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

  8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

  9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?

  10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.
Анкета для родителей:

  1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?

  2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?

  3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент – музыкальная грамотность понимается, как:

  • способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

  • особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;

  • умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;

  •  способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

 Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

  • Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

  • Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?

  • Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

  • дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;

  • 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;

  • третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

  •   эмоциональность;

  • степень осознанности замысла;

  • изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

  • художественность воплощения замысла;

  • привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику  предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

  • понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;

  • расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);

  • перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;

  • эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

  • осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

  • характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

  • понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

  • понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.

Изучение уровней музыкальной культуры в трех направлениях: национальной музыкальной культуры, молодежной субкультуры и индивидуальной музыкальной культуры возможно по следующим программам:

Изучение индивидуальной музыкальной культуры  (по методике Л.В. Школяр).

Программа изучения молодежной субкультуры:

а) Анкета для молодежи

  1. Как вы относитесь к музыке?

  2. Каковы основные источники Ваших музыкальных впечатлений?

  3. Как, по-вашему, мнению, воздействует на человека искусство? В чем специфика воздействия музыки?

  4. Помогает ли вам музыка в жизни и как?

  5. Как  вы относитесь к современной эстрадной музыке? Какие группы или исполнители вам больше нравятся и почему?

  6. Любите ли Вы классическую музыку?

  7. Каких композиторов-классиков знаете? Какие произведения музыкальной классики знаете?

  8. Слушают ли музыку ваши родители? Часто ли поют дома и что?

  9. Какие музыкальные передачи вам нравятся и почему? Какие бы еще хотели видеть на TV?

  10. Как проходят в школе уроки музыки?

  11. Какие детские песни, выученные в школе, вы помните?

  12. Что, по-вашему, мнению нужно изменить в системе музыкального воспитания в школе, в стране (поставить акценты на изучении национальных культур; больше внимания уделять отдельным видам музыкальной деятельности: пению, слушанию музыки, творчеству; изучение видов искусств в их интегративном единстве и пр.)?

  13. Что нужно изменить в селе, чтобы повысить его культурный уровень,  есть ли в этом потребность жителей?

б) Проанализировать личностный смысл, воспринимаемый молодежью в классической музыке по схеме (на примере восприятия классического произведения).

План анализа музыкального произведения:

1. Выявление главного настроения.

  • Какие чувства передаются в музыке?

  • Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал?

  • Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

2. Определение средств музыкальной выразительности.

3. Развитие художественного образа (умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он слышит). Помогает поиск своего названия к произведению, использование произведений других видов искусства со сходными эмоциональными состояниями.

  • Как это произведение начинается?

  • Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?

  • Какой образ возникает в твоём сознании?

  • Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими контрастами?

  • К чему привело это развитие?

  • Как заканчивается это произведение?

4. Постижение главной идеи произведения.

  • Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?

  • Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

  • Что он хотел сказать людям своей музыкой?

  • Почему композитор назвал произведение именно так?

  • Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?

5. Образ автора.

  • Какое мироощущение и мировосприятие  отличает музыку данного композитора?

  • В чем ты видишь смысл его нравственных исканий, эстетических взглядов?

  • Каково отношение композитора к своим героям?

6. Личностный подход к произведению.

  • Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

  • Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

  • Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?  

Программа изучения национальной культуры:
а) Осветить следующие вопросы:

  1. Полное наименование населенного пункта.

  2. Примерное количество жителей и преобладающие нации.

  3. Какую национальную культуру планируете изучать?

  4. Формы существования этой культуры в селе: концерты, радиогазета, лекции о национальной культуре, кружки национального искусства (музыкальные, танцевальные, прикладного творчества  т.д.).

  5. Специфические особенности существования музыкальной национальной культуры: преобладающие формы (песенные, инструментальные, танцевальные), особенности средств музыкальной выразительности: мелодика, метроритм, тембр, ладовая окраска, динамика  т.д.

  6. Изучение  музыкального фольклора:

    • место музыки в национальной культуре (когда звучит музыка, как обучают детей, какие обряды связаны с музыкой);

    • какие жанры преобладают: инструментальные, песенные, танцевальные;

    • названия музыкальных инструментов и их внешний вид (описание, рисунок);

    • основные песенные жанры (например, у русских -  хороводные, плясовые, лирические и пр.);

    • запись инструментального или песенного произведения.

б) описать национальную музыкальную культуру:

  1. Обрядовый праздник.

  2. Жизненный и творческий путь национального композитора или исполнителя.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М.: Академя, 2002.

  3. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие /Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.

  4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001.

  5. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

  6. Спутник учителя музыки /Сост.Челышева Т.В. - М., 1993.

  7. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998.

Занятие 2 (2 часа)

Тема: Развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

Цель: закрепить умения развития творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности.

Задание:

Составить учебные задания для развития творческих способностей учащихся любого класса (по выбору) в различных видах музыкальной деятельности с указанием конкретного музыкального материала. Составить диагностические задания на выявление уровней развития творческих способностей учащихся любого класса.

Теоретический материал к выполнению задания

Проблема  изучения творчества насчитывает более двух тысяч лет. Попытки раскрыть сущность творчества и его закономерности предпринимались многими философами, психологами и педагогами (Б.Л.Тепловым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Кабалевским и др.).

Разработке методологических  принципов исследования педагогики творчества придавалось исключительно важное значение в трудах Л.С. Выготского,   А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Я.А. Пономарева; а также зарубежных ученых – Торренса, Айяна, Глоцер, Джефферсона и др.

В литературе, посвященной анализу проблем творчества, специалистами в различных областях знания дано большое число определений понятия творчества. Отдельные исследователи из этого факта делают вывод о несовершенстве этихопределений, о неразвитости теории творчества, другие говорят о невозможности дать определение понятия «творчество» ввиду его большой сложности, нечеткости и т. п.

В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала: оригинальность (редкость, нетривиальность идей), беглость (скорость нахождения решения), гибкость (степень разнообразия ответов), тщательность разработки идей.

Айян выделяет Я.Д.Р.О.,  составляющее сердцевину духа творчества:

Я. «Я хочу знать» (любознательность)

Д. Действенность (энергичность)

Р. Риск (готовность рисковать)

О. Открытость новому.

Творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

Комский Д.М. дает следующее определение творчества: «Творчеством учащихся называется их деятельность, результат которой обладает признаками полезности и субъективной или объективной новизны». Говоря о творчестве учащихся, мы имеем в виду, прежде всего, субъективную новизну  творческого продукта.

Б.Л. Яворский в развитии творческих способностей выделяет определённые этапы:

  1. накопление впечатлений;

  2.  спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно – моторных, речевых направлениях;

  3.  импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);

  4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

  5. собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано)

Развитие творческих способностей ребёнка на уроках музыки было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Музыкально – творческими способностями  называют способности, связанные с творческой деятельностью  ребёнка в области музыки. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный  характер, педагогу необходимо следующее:

    •  отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

    • использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;

    • выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Творчество на уроках музыки тесно связано со всеми видами музыкальной деятельности, в частности с восприятием.

П.М.Якобсон, исследуя проблему восприятия, выделил три стадии, наиболее характерных для формирования слушательской культуры школьников

ПЕРВАЯ стадия музыкального восприятия отличается смутностью, нерасчленённостью: слушатель, получает лишь общее представление о музыкальном образе. Не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребёнка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть  неодинаковым по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного. Задача учителя на этом этапе восприятия – помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже несхожие варианты «слышания» новой музыки.

ВТОРАЯ стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.

При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нём наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности.

Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному. На второй стадии восприятия учитель музыки предлагает учащимся вести поиск ответа на вопрос, связанный с пониманием того, как, с помощью каких средств выразительности композитор передаёт содержание  произведения.

ТРЕТЬЯ стадия музыкального восприятия – это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и  осмысленное её восприятие, связанное с проведённым анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением слушателя к произведению, его личностной оценкой.

Так, именно на третьем этапе восприятия можно активно использовать метод создания «композиций»: первую часть пьесы учащиеся вокализируют; вторую – слушают; третью, репризу, исполняют с помощью музыкальных инструментов или пластического интонирования, а также  привлекать многочисленные связи музыки с другими видами искусства: определить, какое из предложенных учителем  стихотворное произведение или произведение живописи наиболее соответствует музыкальному образу и т.д.

Творчество в музыкальном исполнительстве – это, прежде всего, импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (П.Вейс, Н.Долматов, И.Микита и др.), а также в методиках обучения игре на фортепиано начинающих (Л.Баренбойм).

На необходимость включения импровизации в учебно-воспитательный процесс  указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Так, по мнению Д.Б.Кабалевского, занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом  задачи: первая -  выработка интонационного и ладового слуха, вторая -  развитие творческой фантазии ребёнка.

            Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.

Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

К речевым импровизациям  относятся:  поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.

Пластические импровизации продолжают линию развития  эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д.

Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато» (ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов.

Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов. Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего) и пр.

Давая детям, задание нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий, штрихов рисунка.

Вокальные импровизации. В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым  приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации», - говорил Д.Б.Кабалевский. К вокальным импровизациям относят: пропевание имен (при этом, важно осознание учащимися метро-ритмической организации имени, как полного, так и краткого), музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др.

К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. Для  разыгрывания детям предлагаются русские народные песни «На горе-то калина», «Ходила младешенька», «Я с комариком плясала» и др., в которых есть определенный сюжет и развитие. Учащиеся выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поет весь класс на разученную мелодию.

Пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения являются, на наш взгляд, ведущими видами исполнительской деятельности при развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Я.А. Пономарев выделил четыре основных фазы творчества:

Первый этаппостановка проблемы, ее осознание; логический анализ.

Второй этап – нахождение принципа решения проблемы (гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения); интуитивное решение.

Третий этап – обоснование и развитие найденного принципа (технологическая разработка его; конкретизация и доказательство гипотезы - научное творчество; развитие и разработка замысла - художественное творчество); вербализация интуитивного решения.

Четвертый этап – практическая проверка гипотезы (практическая реализация изобретения, объективизация художественного произведения - выполнение картины, скульптуры, сочинение мелодии и т. д.); формализация вербализованного решения.

Если в начальной школе развитие творческих способностей происходит, прежде всего, в импровизациях, то в более старшем возрасте необходимо переходить к осознанному процессу творчества.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.

  3.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991.

  4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.. 1982.

  5. Зимбардо Ф. Развитие музыкально-творческих способностей у детей. М., 1991.

  6. Комский Д.М. Основы теории творчества. М., 1994.

  7. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». – 1981. - № 1.

  8. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 113-120.

  9. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 109-113.

  10. Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца //Искусство в школе – 2000, №4, с.21.

  11. Эдмунд Сайклер Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания ХХ века //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 198-200.

  12. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1979.

  13. Шубинский В.С.  Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

  14. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству  //Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997 (Серия «У тебя получится»).

Занятие 3 (2 часа)

Тема: Современные программы по музыке: В. Алеева, Ю. Алиева, Е. Критской, Л. Школяр, Б. Юсова и др.

Цель: совершенствовать способности анализировать программы по музыке в сравнении с концепцией Д.Б. Кабалевского.

Задание:

Проанализируйте программу по музыке по которой Вы работаете. Что в ее содержании Вы хотели бы изменить, усовершенствовать (или уже изменили). Опишите критерии, по которым Вы оцениваете программу по музыке.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск