Скачать 2.62 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» Отдела образования городского округа Тейково Согласовано: Утверждаю: Начальник Отдела Заведующий образования г. Тейково МДОУ №1»Алёнушка» ________ Соловьёва А.Н. ________ Станиславская Т.О. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 1 «АЛЁНУШКА». Принято на заседании педагогического Совета Протокол № 8__ « 22_ » ноября__2011 г. 2011год Составители: Заведующий МДОУ детский сад №1 «Алёнушка» - Станиславская Т.О. Старший воспитатель – Яганова О.В. Совет педагогов. Председатель родительского комитета МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» - Щукина Т.Ю. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» подготовлена Советом педагогов. Предлагаемая к работе программа утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основании Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа является системным нововведением в планировании и управлении образовательным процессом в ДОУ, стимулирующей процесс обновления образовательного учреждения, как объекта управления; системой действий, направленных на достижение чётко сформулированных целей; моделью совместной деятельности групп людей, определяющей исходное состояние системы, образ желаемого. Наличие такой модели способствует формированию у руководителя, участников образовательного процесса четких представлений о планируемых мероприятиях, действиях, о конечном результате, о роле каждого участника в этом процессе. Таким образом, основная общеобразовательная программа - это средство управления, позволяющее не только обеспечить достижение поставленной цели, но и сделать так, чтобы усилия были затрачены с максимально полезным эффектом. Основная общеобразовательная программа отличается инновационной направленностью и выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений, раскрывающих сущность компетентного подхода к процессу мониторинга управления качеством дошкольного образования. Формирование начальных ключевых компетенций у детей дошкольного возраста раскрывает сущность качества образования, как совокупности характеристик деятельности дошкольного учреждения, относящихся к его способности гарантировать семье предоставление возможности выбора для ребёнка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и достижения каждым ребёнком необходимого максимального уровня подготовки к успешному обучению в начальной школе. Поиск новых подходов к повышению эффективности образовательных систем, переориентации дошкольного образовательного учреждения на ребёнка как главного субъекта – есть приоритетные задачи реализации компетентностного подхода. Содержание Часть I. Обязательная. 1. Пояснительная записка. 2. Цели, задачи и условия реализации образовательной программы. 3. Особенности образовательного процесса. 4. Структура программы. 5. Организация режима пребывания детей в ДОУ. 6. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми. образовательной программы. 7. Примерное комплексно-тематическое планирование. 8. Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы в соответствии с ФГТ. 9. Модель выпускника ДОУ, согласно ФГОС НОО второго поколения. Часть II. Формируемая участниками образовательного процесса. Региональный компонент программы 10. Работа с родителями. 11. Система мониторинга, результаты освоения детьми образовательной программы. 12. Коррекционная работа. 13. Литература. Часть I. Обязательная. 1.Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям воспитания – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В ДОУ функционирует 10 групп для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Плановая мощность учреждения – 190 детей. Фактическая наполняемость – 207 мест. Структура групп качественно представлена в таблице:
Состав воспитанников. Комплектация групп производится Отделом образования администрации г.о. Тейково с учетом возраста детей и возможностей МДОУ детский сад №1 «Алёнушка» Количественный состав детей МДОУ
Кадровый потенциал: - обеспеченность педагогическими кадрами (укомплектованность, наличие вакансий) – укомплектованность, вакансий нет; - средний возраст педагогических работников от 35 до 45 лет; - образовательный ценз администрации и педагогических работников:
-уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий):
- повышение квалификации педагогических работников на курсах в ИПК АУ ИРО Ивановской области:
- большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 5 до 20 лет:
Это свидетельствует о мобильности педагогического коллектива и готовности к переходу в режим развития. Высокий профессиональный уровень, овладение новейшими образовательными технологиями стимулирует развитие у педагогов их творческого потенциала. В течение 13 лет в ДОУ реализуется комплексная программа развития и воспитания детей «Детство». Программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и другими в 1995 г. Ее девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить». Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы. Содержание программы объединяется вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Назначение блока «Познание» – помочь дошкольникам освоить разнообразные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.). Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В основе концепции программы лежат три ключевые позиции. Первая – широко известная в нашей стране и за рубежом теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни человека. Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – амплификация развития, то есть его обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Авторы программы «Детство» полностью разделяют взгляды А.В.Запорожца и являются противниками форсирования сроков и темпов естественного развития, искусственного взросления ребёнка. Поэтому наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают в программе особое место. Вторая – педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт). В понимании авторов программы целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей личностных качеств, освоения ребёнка позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Важнейшими индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность. Дошкольное детство – время рождения личности. Программа учитывает возраст детей, половую принадлежность, помогает ребёнку осознать себя, своё «Я», научиться строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, воспитывает самостоятельность как интегративное личностное качество, определяющее успешность взросления ребёнка. Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Основное образовательное содержание программы «Детство» реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника образовательных областей, видов деятельности, главным из которых является игра. Педагог наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Непосредственно образовательная деятельность детей строится как увлекательные проблемно-игровые сеансы, обеспечивающие субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью методов моделирования и проектирования. Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения. Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества, народным хоровым играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам. Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности, сформированность предпосылок УУД. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании важности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций, на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Общеобразовательная программа дошкольного образования нашего ДОУ разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655), а так же: Ш Законом РФ «Об образовании»; Ш Типовым положением о ДОУ № 666 от 12.09.2008г. Ш «Международной конвенцией о правах ребенка»; Ш «Декларацией прав ребенка»; Ш «Концепцией содержания непрерывного образования»; Ш Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Алёнушка». При составлении образовательной программы учитывались следующие принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип единства целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; - построение образовательного процесса строиться на основе ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игре и проектной деятельности. Для реализации образовательных задач данной программы имеются соответствующие педагогические условия: разработано и осуществляется комплексно – тематическое планирование образовательного процесса по разделам программы «Детство», в соответствии с ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программы, программно-методическое обеспечение и учебно-материальная база. Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое развитие, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Ведущие цели образовательной программы – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. |