Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Ромашка»
Конспект интегрированного занятия
«Художественная литература, рисование»
«Знакомство с родным краем»
для детей старшей группы
(5 – 6 лет)
Составитель:
воспитатель
Павлик
Татьяна Викторовна
г. Советский
Программное содержание:
Формировать у детей элементарные представления о крае, в котором мы живем.
Познакомить с изображением герба Ханты - Мансийского автономного округа - Югра.
Продолжать знакомить детей с национальной народной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.
Закрепить знания элементов на костюмах народов ханты и манси.
Воспитывать любовь, уважение, гордость к родному краю.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей новыми словами, использовать их в речи - автономный округ; ханты, манси - коренные народы; промысел; орнамент; нация.
Предварительная работа:
Создание вместе с детьми в группе уголка «Мой родной край»;
составление альбома стихов, пословиц, сказок;
чтение произведений коренных народов;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
рассматривание герба ХМАО;
прослушивание аудиозаписей с песнями и звучанием национальных музыкальных инструментов;
посещение музея с детьми.
Материал:
наглядный: сборник сказок народов ханты и манси; герб нашего округа, района; фотографии людей в народных костюмах; краски, трафареты орнаментов, губки; аудиозапись с национальной музыкой.
Методические приемы:
Вводная беседа
Рассматривание национальных костюмов, орнаментов
Рассказывание сказки
Физминутка
Самостоятельная работа детей по украшению одежды
Итог
Ход занятия:
Воспитатель в национальном костюме выходит к детям. Воспитатель:
Наш округ отмечает юбилей, день рождения, ему исполняется 75 лет.
Югорский край - заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Всем сердцем и душою влюблены.
Наш край называется — Югра, Югорский край. Наш край Богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом, поставляет стране мясо, рыбу, меха. А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края?
Дети: Коренными жителями являются народы ханты и манси.
Они трудолюбивы, любят очень свой край, отдают стране все самое
лучшее.
Воспитатель:
Правильно. Но народы эти знамениты не только промыслами, но и своим творчеством, у них много писателей, сказочников. Много сказок. Одну из них я вам сейчас расскажу, а вы послушаете, подумаете и ответите, чему учит эта сказка. Воспитатель рассказывает детям хантыйскую народную сказку «Зайчик». Ответы детей после прослушивания сказки.
Воспитатель:
У ханты и манси также свои танцы, движения в танце отражают их жизнедеятельность. Я приглашаю вас попробовать исполнить один такой не большой танец. Дети вместе с воспитателем под музыку выполняют движения танца. Воспитатель:
У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Они очень теплые. Почему они шьют такие костюмы?
Дети: Потому, что живем мы на севере. Зима у нас холодная, суровая.
Воспитатель:
Костюмы они украшают бисером, лоскутками ткани.
На каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент?
Дети: Это узор для одежды.
Воспитатель:
Основные элементы орнамента - оленьи рога, заячьи ушки, собачья лапа, ветви березы, изображение птиц. Рассматривание детьми костюма на воспитателе.
Воспитатель:
Ребята, чтобы вам лучше запомнилась наша беседа, предлагаю своими руками украсить одежду хантыйским орнаментом. Усаживайтесь за столы. Перед вами трафареты с орнаментом. Рисовать мы будем таким образом: губку намочить краской, и, промачивая через трафарет, изобразить узор. Самостоятельная работа детей. Рассматривание работ детьми. Подведение итога:
Нравится ли вам наш край?
С чем вы познакомились сегодня?
Что больше запомнилось?
Воспитатель хвалит детей, рисунки раздаются детям.
САМОАНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
(художественная литература, рисование)
Старшая группа (5-6 лет)
ТЕМА: «Знакомство детей с родным краем» Занятие проведено по перспективному плану, с учетом возрастных особенностей знаний и умений детей.
Для себя и детей поставила задачи:
формировать у детей элементарные представления о крае, в котором мы живем.
Познакомить с изображением герба Ханты - Мансийского округа. Продолжить знакомить детей с национальной народной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.
Закрепить знания элементов орнамента на костюмах народов ханты и манси.
Поставленные задачи старалась достичь через индивидуальную и предварительную работу с детьми, как на занятиях, так и вне занятий; через дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов, посещение музея с детьми.
У детей имеются прочные знания, умения правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; рисунками - схемами.
Материал подбирала с учетом возрастных особенностей детей. Считаю, что дети с заданиями справились без особых затруднений. Дети были заинтересованы в выполнении заданий, активны, так как материал знаком, доступен, интересен.
На протяжении всего занятия использовалась игровая мотивация, благодаря которой, был проведен правильный переход от одной части к другой.
Атмосфера доброжелательности присутствовала на протяжении всего занятия. Дети в непринужденной обстановке показали хорошие результаты. |