Скачать 150.52 Kb.
|
Конспекты интегрированных уроков по ОПК 4 класс. Урок 3 «Шестой день творения мира». Тема урока. Шестой день творения. Цель. Познакомить с библейским изложением сотворения человека. Задачи. 1. Познакомить с содержанием книги Бытие о сотворении человека. 2. Повторить и расширить представления школьников об отражении библейского содержания в разных видах творчества в отечественной культуре и культуре других народов мира. 3. Расширять и углублять представление детей о духовных основах традиционной культуры. 4. Активизировать духовно- культурологическую лексику. 5. Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям, религиозных убеждений верующих. Новые слова и понятия. Адам. Оборудование. 1. Мультфильм «Сотворение мира» (Из серии «Моя первая Библия») 2. Презентация для электронной доски. 3. Кроссворд. Предварительная подготовка к уроку: Сделать выставку на тему сотворение мира, человека, зарание распределить стихотворения из хрестоматии к уроку 18. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Крестословица. 3. Постановка темы урока. - На прошлых занятиях мы познакомились с первыми пятью днями творения мира. - Как вы думаете, какова тема этого урока? - Проверьте свои догадки. Откройте учебник и прочитайте тему урока. - Запишите тему урока в тетрадь. - Как вы думаете, кто был сотворен в шестой день? 4. Рассказ учителя в сопровождении слайдов. Чтение текстов хрестоматии. Первичная проверка и корректировкка знаний (беседа по вопросам) 5. Упражнение «Угадай, какое животное» - Итак, первыми в шестой день были сотворены животные. Давайте, угадаем по фрагменту фотографии, что это за животное. Закрепление учебного материала (совместная работа в тетрадях и у доски). 6. Филфорд «Сотворение» 7. Упражнение «Найди 11 отличий» 8.Подведение итогов урока. 9.Задание на дом: 1.читать урок 17. 2. Ответить на вопросы в учебнике. 3.Выучить любое стихотворение из урока 17. 4.В рабочей тетради задание 1.2.3.5. Урок 5. «Авель и Каин. Тема урока: Авель и Каин. Цель урока: расширить и углубить знания о библейском сюжете первого братоубийства. Задачи урока: 1.закрепление представлений детей о грехе как о негативном поступке человека; 2.интеллектуальное и духовно – нравственное развитие личности на основе изучения библейских сюжетов; 3.знакомство учащихся с библейским сюжетом о Каине и Авеле; 4.формирование умения давать нравственную оценку поступкам человека; 5.формирование активного неприятия зла в отношениях между людьми; 6.развитие речи путём обогащения словарного запаса, формирование умения рассуждать, делать выводы, формировать и отстаивать свою точку зрения. Новые слова: Каин, Авель, Первородный грех. Предварительная подготовка: сделать выставку наглядных материалов по теме. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. На прошлом занятии мы говорили о том, как Адам и Ева предали Бога.
(Во-первых, Адам и Ева были ещё не готовы для познания зла, им надо было ещё укрепиться в добре, Бог Сам хотел научить Адама и Еву как обращаться со злом. Во-вторых, Адам и Ева должны были понять, что непослушание Богу влечёт за собой смерть
Господь спросил Адама прежде Евы, но Адам отрекся от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жену.
Так всякий раз, когда человек отрекается от несения вины за общее зло, за дела ближних своих, он повторяет тот же грех и также разбивает единство Человека и единение его с Богом. И нужно думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира. Но Бог по-прежнему любил Адама и Еву, хотя они и совершили тяжкий грех: предали Бога.
Грех – это преступление против воли Божией. Первозданный человек в грехопадении отверг волю Божию, избрав вместо неё свою волю, захотел быть существом независимым от Бога, ничем не ограниченным в своих запросах. До своего грехопадения Адам и Ева не нуждались в одежде: от них исходило сияние, которое заменяло им одежду, их взор был устремлен к Богу, но теперь, когда сияние спало, Адам и Ева увидели, что они наги. Тогда Бог сделал им кожаные одежды и продолжал заботиться о них, последовав с ними из райского сада туда, где им теперь предстояло жить. Бог желал, чтобы Адам и Ева научились сами и научили своих детей жить по Его заповедям и, чтобы Адам и Ева вновь обрели первозданное совершенство.
У наших родителей больше жизненного опыта, они могут отличить добро от зла, они знают, что ребёнку уже можно, а чего ещё нельзя. Вот и получается, родители говорят «не делай этого», а дети не слушают родителей. Получается прямо, как в истории с Адамом и Евой: Бог заповедал Адаму: «Не ешь от древа познания добра и зла». А Адам с Евой? Не послушались Бога, а послушались змея. И что получилось? Мы должны всегда помнить, что падшие ангелы - злые духи - хитры и коварны. Они обманывают всех людей, желая их погубить. Но Бог не оставил людей. По православному вероучению, при крещении Бог дарует человеку Ангела-хранителя. Он - наш первый помощник и заступник. Он невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет и после смерти. Каждый день Бог говорит с человеком через ангела-хранителя.
Когда нам хочется сделать то, чего не следует делать, что мы слышим в нашей душе? (Голос СОВЕСТИ). Прочитаем: Со – весть - весть, совет. Мы советуемся, и нам кажется, что с самим собой, а оказывается с самим Богом. И это Он иногда прямо кричит нам: «Не делай этого!»
Вот в этом и выражается наша свободная воля. Мы можем поступить в соответствии со своей совестью, т.е. в соответствии с волей Божией, а можем, как посоветует другой голос, который может сказать «Ничего страшного в том, что ты хочешь сделать нет, так поступают многие».
Один раз не послушали свою совесть, т.е. совет Божий, второй раз не послушали свою совесть, а потом и вовсе её не слушаем и даже не слышим. Про таких людей говорят «Бес-совестный». Посмотрите, как интересно слово записалось: с одной стороны можно понять: сделать что-то без Божьего совета; А с другой стороны слово начинается с «бес», такое впечатление, что бес-совестный человек советы принимает от беса, т.е. падшего ангела. 3.Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы узнаем, историю Авеля и Каина, первых сыновей Адама и Евы, и о том, что может случиться, если человек не слушает свою совесть, т.е. то, что ему советует Бог. 4.Изучение нового материала. 1.Библейская история о Каине и Авеле
(Обещание послать на землю Спасителя, Который победит сатану, снимет с людей тяжкое бремя греха и, что миру будет возвращено первозданное совершенство). Как мы уже говорили, это обещание люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он велел закалывать тельца, ягнёнка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была прообразом Иисуса Христа, который должен был пострадать и пролить Свою пречистую Кровь за людей, чтобы омыть души наши от зла и сделать их чистыми, святыми и снова достойными рая. Лишившись своего райского жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. У Адама и Евы родился сын, которому дали имя Каин, что значит «приобрела я человека от Господа». Каин был нрава злого и жестокого. В первом сыне для прародителей явилось только начало новых, неизвестных еще им страданий и горя. Вскоре у Адама и Евы родился второй сын, которого назвали Авель, что означает «призрак, пар». Авель был, наоборот, нрава доброго и кроткого. Как и сказал Господь, хлеб свой Адам добывал в поте лица. Вскоре на помощь ему пришли подросшие сыновья. Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Зло, которому Адам и Ева открыли двери, нарушив запрет Бога, не замедлило проявить себя с жестокой силой уже в первом семействе. Однажды Каин и Авель приносили жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель — первородного овна из своего стада. Бог принял жертву Авеля: как полагают, дым от неё вознёсся к небу; и не принял жертвы Каина: дым от его жертвы расстилался по земле.
Этим Господь показал, что обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутренне расположение с каким мы их совершаем, и, судя по этому, или принимает наши жертвы или отвергает. Каин же, как говорит Писание, был нрава злого, поэтому Господь и не принял его жертву. Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в этом явное обличение своих «злых дел», Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но Господь, желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Обратимся к тексту Библии (учитель читает вслух, дети читают текст в тетради): «Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» .
Конечно, о дверях в наше сердце. Господь Сам лично сказал Каину, что нельзя пускать зло в своё сердце. Не зло должно господствовать над человеком, а человек над злом. Но Каин не послушался Божьего призыва и позволил злу проникнуть в своё сердце.
Вместо того, чтобы порадоваться за Авеля, и подумать, почему Господь отверг его жертву, Каин, зазвав своего доверчивого брата в поле, убил его, — совершив невиданное еще землею злодеяние. О том, что было дальше, прочитаем вместе: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю, разве я сторож брату своему».
Господь наказал Каина за грех и сделал изгнанником и скитальцем на земле.
Никогда ни кому не завидовать, и если у кого-то что-то лучше получается, не надо затаивать злобу. 2.Краеведческий материал. В нашей деревне есть храм. Давайте вспомним в память о каких Святых он назван? Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые русские святые. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Их старший брат, коварный и властолюбивый Святополк, стремясь оградить себя от возможного соперничества братьев, подослал к ним убийц. В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь сам отомстил властолюбивому тирану. Князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. Что общего между этими двумя историями? Какие были братья? Какие чувства ими руководили? Ответы детей. 5.Закрепление изученного. 1.Ситуации. Продолжите: Если человек не прогонит плохую мысль, то … Если сразу освободиться от греховной мысли, то… Примеры ситуаций: Пришла мысль: сколько моя соседка по парте может хвастаться своей новой линейкой. Поломать ее что ли… Кто-то на твоем стуле нарисовал мелом. Ты сел, все засмеялись. Пришла мысль: принесу завтра из дома кнопки и подложу незаметно всем на стулья… Твоя старшая сестра не разрешает заглядывать в ящики ее письменного стола. Пришла мысль: Пока нет сестры дома, можно заглянуть в ящик ее стола, может, там есть что-нибудь интересное… Нечаянно разбил на кухне чашку. Пришла мысль: скажи, что это не ты, а младший брат потянул ее к себе и уронил… Ты пришёл в гости к другу, и тебе понравилась игрушка. Пришла мысль: все равно никто не видит, можно взять домой… Ты съел конфеты и испугался, что накажут. Пришла мысль: скажу, что сестренка съела, она маленькая, её не накажут… В школе какой-то мальчик сломал тебе ручку. Пришла мысль: завтра ему сломаю… Ребята рассказали что-то интересное. Тебе захотелось придумать: «У моего папы есть самолет, и он на нем летает в разные страны». 6.Подведение итогов. Как можно справиться с чувством зависти? В первую очередь, нужно причину своих неудач находить в самом себе, смотреть в своё сердце и всегда помнить о том, что именно зависть явилась причиной падения любимого ангела Божия Денницы и причиной первого братоубийства. Господь дал нам власть над своими чувствами и желаниями, и мы должны все свои силы направлять на искоренение зла в своём сердце. 7.Задание на дом. Тетрадь. Задание 1.2.3.4. Урок 6. «Расселение людей» Тема урока: Расселение людей. Цель урока: Повторить, расширить и углубить знания библейского изложения о человеческих судьбах после первого братоубийства. Задачи урока: 1. Повторить , расширить и углубить знания о расселении людей и их занятиях после первого братоубийства. 2. Расширить и углубить представление детей о традиционном толковании распространении зла в человеческом мире. 3. Продолжать расширять и углублять знания о духовных основах традиционной отечественной культуры. Новые слова и понятия. Сиф. Сифиты.Каиниты. Енох. Ветхозаветные патриархи. Ной, ковчег. Оборудование. 1. мультфильма «Авель и Каин» (Суперкнига) 2. Презентация для электронной доски. 3. Презентация «Расселение людей». Предварительная подготовка: сделать выставку наглядных материалов по теме урока. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. Устные ответы на вопросы к уроку 20 учебника, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, чтение фрагментов текста учебника. Крестословица. 3. Просмотр мультфильма «Расселение людей» . - Давайте еще раз вспомним о трагических событиях, о которых шла речь на прошлом уроке. - Представьте себе, что вы оказались в те далекие времена? Как бы вы поступили? 4. Работа по новой теме. 1) Сегодня мы узнаем, что происходило дальше, после убийства Авеля Каином. 2) Запись темы урока. 3) Рассказ учителя в сопровождении слайдов. 5. Запись новых слов и понятий. Первичная проверка и корректировка знаний (совместная работа в тетрадях и у доски, задание 4.5). 6.Закрепление изученного материала (вопросы по теме урока). 7. Ребусы. 7. Найди 10 отличий. 8.Подведение итогов урока. 9.Задание на дом. 1. читать урок 21. 2. ответить на вопросы. 3.почитать , что написано в рубрике «Запомни». 4. в рачочей тетради 1,2.3. Урок 7. «Всемирный потоп». Тема урока. Всемирный потоп. Цель урока: Расширить и углубить знания о библейском изложении человеческих судеб после первого братоубийства. Задачи урока: 1. Повторить, расширить и углубить знания о расселении людей и их занятиях после первого братоубийства. 2. Расширять и углублять представление детей о традиционном толковании распространении зла в человеческом мире. 3. Продолжать расширять и углублять знания о духовных основах традиционной отечественной культуры. 4. Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям. Новые слова и понятия. Неф. Сим. Иафет. Хам. Ханаан. Предварительная подготовка к уроку: сделать выставку наглядных материалов по теме урока. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Сообщение темы - «Всемирный потоп». 4.Объяснение нового материала (рассказ учителя по уроку 22, учебника, с рассмотрение выставки, чтение текстов хрестоматии). 5.Первичная проверка и корректировка знаний (совместная работа в тетрадях и у доски- задание 4,5,викторина). 6. Упражнение «Найди 10 отличий» 7. Дорисуй и раскрась. 8. Закрепление учебного материала ( работа по вопросам). 9. Подведение итогов урока. 10. задание на дом: 1.Читать урок22. 2.Ответить на вопросы по теме. 3. Прочитать и продумать смысл пословицы после урока 22. 4. Рабочая тетрадь – задание 1,2,3. Урок 9. «Праведный Авраам». Тема урока: Праведный Авраам. Цель урока: Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским содержанием о праотце Аврааме. Задачи урока: 1. Дать первые представления о личности праведного Авраама. 2. Познакомить с произведениями изобразительного и поэтического искусства, посвященными праотцу Аврааму и сюжетами переселения Авраама в землю Ханаанскую. 3. Познакомить с историческими и библейскими именами (Сарра, Лот) и названиями (дубрава Мамре, Хеврон. Ханаанская земля). 4. Расширять и углублять представление детей о традиционном толковании праведности. 5.Продолжать расширять и углублять знания о духовных основах традиционной отечественной культуры. 6. Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих. Новые слова и понятия. Авраам, Сарра. Лот. Ур Халдейский. Ханаанская земля. Дубрава Море. Дубрава Мамре, Хеврон. Предварительная подготовка к уроку: Сделать выставку наглядных материалов, распределить отрывки стихотворения В.С.Соловьёва «В землю обетованную» для заучивания наизусть к этому уроку. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания (устные ответы на вопросы к уроку 23 учебника, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, чтение фрагментов текста учебника, кроссворд). (Ответы: 1. Башня. 2. Библия. 3. Неф. 4. Иафет. 5. Вавилон.) 3. Сообщение темы урока. 4. Объяснение нового материала: (рассказ учителя по уроку 24 учебника с рассмотрением выставки, иллюстраций хрестоматии, чтение текстов хрестоматии, карточка «соедини стрелками»). 5. Первичная проверка и корректировка знаний ( беседа по вопросам учебника и хрестоматии). 6. Закрепление учебного материала (совместная работа в тетрадях и у доски – задание 4,5 в рабочих тетрадях, «Начерти маршрут», «Найди ошибки», «Раскраска»). 2) Найди ошибки 7. Повторение тем: «Изгнание из рая» и «Авель и Каин» - беседа по вопросам. 8. Подведение итогов урока. 9. Задание на дом: 1. Читать урок 24 учебника. 2. Ответить на вопросы в учебнике. 3. Прочитать и продумать смысл пословицы после урока 24 учебника. Выучить стихотворение В.С. Соловьёва. 4.В рабочей тетради задания 1.2.3. |