Скачать 0.77 Mb.
|
Утверждаю: Директор школы И.Д.Евграфова ___________________ Концептуальные позиции реализации и перспективного развития образовательной программы Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1224 Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы (Ассоциированная школа ЮНЕСКО) Документ принят решением педагогического совета школы № 1 от 27 августа 2005 г. Дополнено в соответствии с Городской целевой программой развития образования «Столичное образование – 5» решением Педагогического Совета №1 от 29.08.2008 Москва 2005-2010 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1224, Ассоциированная школа ЮНЕСКО, осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования, Законом РФ “Об образовании”, Положением об общеобразовательном учреждении, городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011 годы и Уставом школы. Приоритетными направлениями работы школы являются:
Миссия школы:
Основная цель - создание условий, способствующих самореализации, развитию и саморазвитию личности ученика и учителя путем включения их в активную совместную деятельность, учитывая индивидуальные возможности, способности и интересы. При выборе направлений развития школы администрация и педагогический коллектив исходили из следующего:
На протяжении ряда лет отличительными чертами школы №1224 являются:
Школа №1224 предоставляет всем учащимся возможность для получения доступного и качественного образования в соответствии с Государственным стандартом школы III ступени. Поиск, разработка, апробация и развитие инновационных образовательных программ позволяют раскрыть творческий потенциал всех учащихся школ с использованием современных мультимедийных технологий.
Основные задачи:
Иностранный язык. Иностранный язык должен обеспечить решение следующих задач: обучение, развитие и воспитание. Исходя из специфики иностранного языка как учебного предмета, основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Основу коммуникативной компетенции составляют умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также социокультурных знаний:
Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными (лингвострановедческими) знаниями, без которых нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому образование средствами иностранного языка предполагает:
В процессе воспитания сформировать у учащихся:
Концептуальные положения в овладении иностранным языком являются основой при определении содержания школьного компонента и компонента дополнительного образования. Учитывая изменение требований по формату проведения итоговой аттестации и подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ, кафедра учителей иностранных языков разрабатывает и апробирует новые технологии проведения промежуточного контроля ЗУН в форме тестовых заданий по всем видам речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. В рамках работы над методической темой школы «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры» на период 2006-2009 г.г. кафедра учителей иностранных языков использует часы, отведенные на дополнительное образование для работы по международному проекту «Великий Волжский речной путь - соединение трех морей: Черного, Каспийского, Балтийского». Учащиеся старших классов принимают участие в переводе мультимедийной программы на английский, французский, немецкий языки. Начальная школа. На 1 ступени общего образования учащиеся должны овладеть чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами логического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культуры поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основной акцент делается на формирование системы нравственных ценностей, культуры речи и общения, на развитие познавательных способностей детей, на обеспечение овладения основ каждым учащимся речевой и математической грамотности, умению самостоятельно трудиться. Приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива является построение системы обучения, воспитания, развития и раскрытие индивидуальности учащихся. Задачи, стоящие перед начальной школой: -обеспечение доступного, обязательного и качественного образования; -совершенствование организации учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий; -повышение роли экологической, гуманитарной и практической подготовки учащихся; -обеспечение условий для поддержки и развития одаренных детей; -обновление содержания образования и использование современных педагогических и коммуникационных технологий; -повышение роли дополнительного образования, создание культурно-образующей среды; -обеспечение развития учебно-воспитательного процесса как целостной системы образования (обеспечение преемственности дошкольного, начального, основного и дополнительного образования). ГОУ №1224 - школа с углубленным изучением английского языка с 1964 года. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя. Базовый компонент учебного плана во всех классах начальной школы полностью соответствует Московскому базисному учебному плану. Со 2 го класса количество часов, отведенных на образовательную область «Филология» увеличено на 1 час. В начальной школе цикл занятий в курсе «Материальные технологии, информационные технологии, трудовое обучение», ОБЖ, «Москвоведение» проводятся с использованием игровых форм «Лего», «Спектра» и других. Все начальные классы являются общеобразовательными и работают по программе 1-4. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» интегрирован с программой курса «Окружающий мир». С 2000-2001 учебного года в целях расширения возможностей экологического воспитания младших школьников, формирования эстетического отношения к природе, создания условий для реализации активной нравственно-экологической позиции учащихся проводится работа в рамках международной экологической программы «Счастливый оазис», ставший основой проекта в 2003 году «Толерантность, культурное и природное наследие в руках молодых», и детского общественно- экологического движения «Неувядаемый цвет». С учащимися проводится игра «Экопочта», выпускаются экологические дневники, листовки, газеты, создаются проекты учебников по экологии, оформляются проекты по темам: «Люблю свой край», «Природа заболела», «Наедине с природой», «Природа в опасности». Практикуется конкурсы проектных работ. Учащиеся начальных классов участвовали и представляли свои работы на форум общероссийского Детского экологического движения «Зеленая Планета». Образовательная область «Искусство» представлена такими предметами как «Музыка» и «Изобразительное искусство», раскрывающие особенности национальных культур. Уроки физической культуры и ритмики в 1-2-х классах развивают у учащихся двигательную активность. Изучение английского языка начинается в первом классе. Ведутся факультативные курсы по углубленному изучению предметов. В рамках работы городской экспериментальной площадки «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры» на период 2006-2009 г.г. педагогический коллектив учителей начальных классов использует часы, отведенные на консультативную работу с учащимися, для проведения экскурсий, посещения выставок, музеев, театров, организацию проектной деятельности учащихся по экологической тематике и в рамках работы по международному проекту ««Великий Волжский Путь – соединение трех морей: Черного, Каспийского и Балтийского». Учащиеся участвуют в различных мероприятиях и творческих конкурсах «День матери», Неделе добрых дел, фестивале искусств «Золотая осень», месячнике «Твои защитники, Москва!», встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, месячнике «Салют, Победа!», празднике «Умники и умницы» и др. Подготовка сообщений-рефератов, писем, рисунков, листовок, газет по заданной тематике помогает развитию нравственного сознания, формированию позитивной установки к поликультурному обществу и толерантности, побуждает детское самосознание к активному участию в жизни школы и общества. Основная школа. На II ступени образования учащиеся осваивают общеобразовательные программы основного общего образования, происходит дальнейшее формирование и развитие личности учащихся, их склонностей, интересов и способностей. Следовательно, в учебном плане основное внимание уделяется всем основным образовательным областям (предметам). Основа образования на II ступени - преподавание предметов базового компонента. Остановимся на конкретных образовательных областях учебного плана основной школы. В 5-9 классах на изучение литературы, русского языка, математики отводятся часы в соответствии с Московским базисным учебным планом. Продолжается углубленное изучение английского языка. Читают факультативные курсы «Английская фонетика», «Грамматика английского языка», «Практическая лингвистика английского и французского языков». В соответствии с Московскими образовательными стандартами ведутся предметы образовательных областей “Обществознание”, “Естествознание”, “Технология” (5-8 кл.), “Искусство” (5-6 кл.) и физическая культура. За счет часов школьного компонента в 5 кл. введен 1 час биологии, благодаря чему осуществляется преемственность между биологическими курсами начальной и средней школы; в 6-9 классах введен предмет ОБЖ (1час в неделю). С 9 класса учащиеся изучают информатику новых технологий обучения. Старшая школа. На III ступени образования учащиеся завершают среднее (полное) общее образование. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В связи с профильной дифференциацией обучения, учащиеся 10-11 классов имеют право выбора продолжения обучения. В учебном плане школы III ступени представлены все образовательные области в соответствии с Московским базисным учебным планом. В соответствии с целями и задачами, стоящими перед профильным уровнем образования в учебном плане выделяется базово-инвариантная (обязательная к изучению область знаний), которая включает в себя предметы, изучаемые углубленно. Гуманитарный компонент представлен следующими предметами: курс гидов-переводчиков на базе Москвоведения, литература страны изучаемого языка, практическая лингвистика второго языка (французского, немецкого), деловой английский, система ООН на английском языке, МХК. Основная цель: развитие личности и интеллекта учащихся, повышение их культурного уровня и расширение кругозора, и коммуникативное развитие. На “Деловой английский” выделяется два часа в неделю. Цель курса: формирование навыков делового общения на языке. Второй язык (немецкий, французский) введен в 2000/01 учебном году. Использование знаний гида-переводчика как профильного направления представлено следующими предметами: гиды-переводчики и техника перевода. Курс “Гиды-переводчики” разработан учителем английского языка Тулинцевой С.Л., введен и апробирован в школе в 1993/94 учебном году. Учащиеся при окончании школы сдают экзамен и получают удостоверение “гида-переводчика”. Курс “Система ООН в современном мире” введен в 10 классе в 1998 году. Программа курса разработана сотрудником ООН преподавателем школы Деминым Ю.А МГЛУ 11 класс Тестирование на получение Колледж № 3 ф-т ин. яз. международного сертификата “BKS - International House” Деловой английский язык Диплом о высшем образовании Документ о неполном высшем образовании 10 класс Техника перевода Гиды-переводчики Деловой английский Спец. курсы Круглые столы язык семинары в ИЦ ООН и ПР ООН Особенностью обучения профильного образования является приближение организации учебно-воспитательного процесса к ВУЗовскому, что подводит ученика к навыкам самостоятельной работы по изучению наук. Учебные занятия проводятся в виде лекций, семинаров, конференций, зачетных уроков в рамках требований подготовки к ЕГЭ. Используются системы опережающих поисковых и проблемных методик обучения, организуются специальные виды учебной деятельности. Углубленное профильное образование по лингвистической, филологической и математической направленности дает возможность детям принимать участие в целом ряде международных проектов (см. приложение 1) Карта разрабатываемых и осваиваемых инноваций в школе №1224 на 2009-2014 гг.
В 2003 году в Окружном научно-методическом центре был утвержден курс «Водитель автотранспорта категории «В», разработанный преподавателем Сидоровым Ю.А. и читаемый в рамках программы Информационных технологий. Курс создан и предназначен для профессиональной подготовки учащихся 10-11 классов школы №1224 к вождению автотранспортных средств категории «В». Основными задачами деятельности автошколы являются:
По окончании обучения проводится теоретический экзамен по:
практический экзамен по вождению автомобиля. По окончании обучения лицам, сдавшим экзамены, будут выданы свидетельства о прохождении обучения по специальности установленного образца. По достижению 18-летнего возраста эти свидетельства предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений. Для реализации творческих способностей учащихся проводятся: предметные семинары, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, дни науки, подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня, исследовательская деятельность, предусматривающая групповые и индивидуальные занятия под руководством ВУЗовских преподавателей. В решении вопросов учебной, методической и воспитательной работы особое место занимает психологическая служба. Осуществляется обследование, тестирование учащихся, изучается уровень их интеллектуального развития и познавательных возможностей, личностные характеристики учащихся и их ориентированность в той или иной профессиональной деятельности. Полученные данные и данные о состоянии здоровья учащегося позволяют в совокупности решить вопрос о выборе формы и режима обучения: общего, профильного. Методологические технологии, формы и методы обучения учащихся, режим работы школы. Содержание образования в школе определяется государственными программами на основе государственных образовательных стандартов. В соответствии с целями и задачами школа реализует дополнительные образовательные услуги. Организация учебного процесса в школе строится на основе плана учебно-воспитательной работы школы. Учебные нагрузки не превышают предельно допустимых норм, что позволяет защищать интересы, здоровье и психику ребенка. Расписание уроков согласуется с органами здравоохранения. Основной формой обучения в школе является классно-урочная очная форма обучения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учащиеся имеют право на выбор разнообразных форм получения образования: семейной, надомной, самообразования, экстерната. Для всех форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт. Допускается сочетание основных форм получения образования. Основными методами обучения являются: объяснительно - иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный и репродуктивный. Учебный процесс информатизирован и компьютеризирован. Основными показателями оценки реализации программы являются: 1. Образовательные. 1.1. Охват образованием различных возрастных групп населения. 1.2. Динамика показателей уровня образования. 1.3. Количество субъектов образования, прекративших образовательный процесс до конца срока. 1.4. Косвенные показатели:
2. Социальные. 2.1. Оптимизация рынка образовательных услуг в условиях школы. 2.2. Рост уровня социальной защищенности обучающихся и педагогов. 2.3. Отсутствие правонарушений. 2.4. Состояние здоровья подрастающего поколения. 2.5. Показатель социальной адаптации выпускников (поступление в ВУЗы, трудоустройство). 2.6. Индекс популярности педагогической профессии среди выпускников. 2.7. Психологический комфорт воспитанников школы. 3. Управленческие. 3.1. Уровень перевода системы управления на горизонтальную основу (самоуправление). Степень децентрализации прав, полномочий и ответственности между звеньями ВШК. 3.2. Уровень аналитической культуры управления (репродуктивный, конструктивный, исследовательский). 3.3. Уровень прогноза при планировании (реальность, достижимость, измеримость). 3.4. Уровень рациональной организации УВП на основе хронограмм и циклограмм. 3.5. Уровень повышения квалификации педагогических кадров. Участие в конкурсах «Учитель года», Грантах Правительства Москвы, Премиях Президента РФ. Школа №1224 развивает базовую гуманистическую культуру личности, основывающейся на общечеловеческих этических и эстетических ценностях Истины, Добра, Красоты. Решает следующие воспитательные задачи:
В школе уделяется серьёзное внимание духовно-нравственному воспитанию, формированию общечеловеческих норм гуманистической морали, развитию культуры общения, приобщению к общечеловеческим ценностям, их усвоению, духовному развитию. Формы работы: классные часы, праздники, конкурсы, дискуссии, воспитывающие игры, беседы, семинары и круглые столы, родительские собрания и консультации. Познавательные интересы воспитываются через развитие интеллектуальных способностей учащихся, поднятие престижа образованности, воспитание уважения к знаниям. Работа организуется в следующих формах: предметные недели и декады, защита проектов, олимпиады, интеллектуальные марафоны. Гражданско-патриотическое воспитание нацелено на развитие гражданской и социальной ответственности, воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, формирования гражданского самосознания и ответственности за судьбу своей Родины. Особое место в воспитании гражданской позиции отводится работе школьных музеев «Война. Победа. Память» и «Истоки культуры Москвы». Формы работы: фестивали, праздники, Вахты Памяти, конференции, экскурсии, поисковые походы, благотворительные акции. Воспитание уважения к культуре мира воспитание учащихся в духе мира, уважение прав человека, демократии, и толерантности, развитие международного сотрудничества, изучение исторического и культурного наследия. Формы работы: Международные конференции, круглые столы, Декады добрых дел, конкурсы, концерты, благотворительные акции, викторины, клуб юных миротворцев, миротворческие игры. Экологическое воспитание реализуется в рамках мероприятий, организованных уникальной Детской школьной экологической организацией «Неувядаемый цвет» и авторского проекта «Грачёвка», с целью воспитания бережного отношения к окружающему миру. Формы: конференции, форумы, экологические акции, экспедиции, мониторинги. Важной составной частью воспитывающей деятельности является развитие креативности, направленной на раскрытие и развитие творческих способностей учащихся. Развитие чувственного мироощущения, умение увидеть прекрасное. Разработана серьезная развитая программа объединений дополнительного образования, основанная на принципах разнообразия, добровольности, профессионализма. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию учащихся и профориентации. Формы работы: месячники по благоустройству территории, трудовые десанты, операции по озеленению, уборки школы, работа с ВУЗами. Разработана и реализуется программа «Здоровье», нацеленная на воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактику заболеваний, привлечение учащихся к физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. Формы работы: беседы, акции, конкурсы, спартакиады, первенства, Дни здоровья, секции. Уделяется серьёзное внимание работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних, охране здоровья, предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании. Приоритетными направлениями в работе нашей школы остаются:
Формы организации: круглые столы, конференции, праздники, викторины, конкурсы, концерты, соревнования, «Весёлые старты» фестивали, вечера, экскурсии, проекты, семинары, походы, шоу программы, дискотеки. |