Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер115.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Муниципальное казённое учреждение отдела образования

администрации муниципального района

Ишимбайский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей (внешкольное учреждение)

дворец детского (юношеского) творчества города Ишимбая

Республики Башкортостан.


по теме: «Опыт развития креативных способностей школьников в дополнительном образовании».

Педагог дополнительного образования

Богданова Людмила Викторовна

г. Ишимбай, 2014г.
Опыт развития креативных способностей школьников во Дворце детского (юношеского) творчества г. Ишимбай на примере студии «Дизайн одежды»

Дворец детского (юношеского) творчества г. Ишимбай – образовательное учреждение дополнительного образования детей. С 1978 г. располагается в 3-х этажном здании в центре города (см. приложение 8).

Дворец располагает: методическим кабинетом, учительской, кабинетами зам. директора, учебными кабинетами, лабораториями, спортивным залом, тренерской, раздевалками, танцевальным залом, душевой, актовым залом на 350 мест, звуковой аппаратурой и студией звукозаписи, библиотекой, вспомогательными помещениями (костюмерная, комната технического персонала, столярная мастерская), компьютерным классом, музеем народного образования.

Дворец находится в удобной культурно-образовательной части города. Рядом расположены: картинная галерея (филиал музея им. Нестерова г. Уфа), краеведческий музей, библиотека искусств, Дворец культуры, парк культуры и отдыха, городской стадион, центральная площадь, несколько общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.

ДД(Ю)Т – многопрофильное учреждение, реализующее 7 направленностей (в сравнении с 2002г. – 4 направленности) дополнительных образовательных программ: научно-технической, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, социально-педагогической, эколого-биологической, художественно-эстетической, декоративно-прикладной.

Создано 11 авторских программ. Ведется экспериментальная работа в студии информационных технологий.

Во Дворце занимаются более 3816 детей, работают 54 педагога дополнительного образования, 15 совместителей образовательных школ, педагог организатор и 3 методиста (см. приложение 8). В настоящее время сформировано 5 отделов: художественно-эстетической «Гармония»; декоративно-прикладной «Истоки»; спортивно-технический «Здоровье»; клубы, методический отдел. Дворец поддерживает и активно содействует развитию детского общественного движения – «Пионеры Башкортостана». С 2005 года издается информационно-познавательная газета «Радужная». Имеется свой гимн, эмблема, выпущены буклеты о деятельности Дворца. Открыты филиалы на базе школ города и района.

Дворец является организатором городских мероприятий: «Рыцарь золотого пера», «Золотая игла», «Алая гвоздика», «Гитарный бриз», «Замечательный вожатый» и т.д. Кроме того, ДД(Ю)Т – участник городских и республиканских конкурсов, соревнований.

Накопленный педагогический и методический опыт позволяет коллективу Дворца в современных условиях осуществлять дополнительное образование детей как единый, целенаправленный процесс, интегрирующий воспитание, обучение и развитии.

Структура Дворца детского (юношеского) творчества г. Ишимбая включает в себя методическая службу, которая предполагает:

  • информационно-консультативная помощь педагогам;

  • обобщение и распространение педагогического опыта;

  • изучение, внедрение инновационных педагогических технологий;

  • методическое обеспечение деятельности Дворца.

Во дворце реализуются программы «Содружество», «Одаренные дети», духовно-нравственного воспитания «Уроки нравственности», «Новое поколение» (см. приложение 1), которые реализуются через:

  1. Клубы:

  • развитие творческой поисковой деятельности;

  • освоение социокультурной ценности;

  • формирование навыков общественной жизни.

  1. Отдел спортивно-технического творчества «Здоровье»:

  • привитие навыков ЗОЖ;

  • создание условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся;

  • вовлечение учащихся в изобретательство и рационализаторство.

  1. Отдел художественно-эстетического творчества «Гармония»:

  • развитие мотивации личности и познавательной деятельности и творчеству средствами эстетического воспитания;

  • реализация программ творческих детских коллективов в интересах личности учащихся;

  • развитие музыкальной культуры в рамках начального профессионального образования.

4. Отдел декоративно-прикладного творчества «Истоки»:

  • расширение знаний и представлений учащихся о народном и современном декоративном искусстве;

  • привитие потребностей к самостоятельному творчеству.

  1. Народное творчество:

  • приобщение к этническим культурам;

  • воспитание толерантности, чувства привязанности к своему народу, уважения к своей истории и культуре.

  1. Музей:

  • формирование патриотических чувств на примере самоотверженного труда и боевого подвига работников образования;

  • распространение передового педагогического опыта;

  • сохранение внимания, уважения к старшему поколению.

  1. Центр досуговых мероприятий:

  • обеспечить самореализацию творческих способностей учащихся;

  • разработка и проведение досуговых мероприятий.

  1. Психологическая служба:

  • обеспечение психологического здоровья воспитанников и педагогов;

  • взаимодействие Дворца и школ, семьи;

  • повышение эффективности педагогической деятельности.

Направленности образовательной деятельности:

  • Художественно-эстетическая направленность;

В художественно-эстетическом отделе «Гармония» (зав. отдела О.Н. Шпакова) насчитывается 16 учебных объединений. Творческие объединения отдела являются участниками традиционных творческих дел дворца.

  • Научно-техническая направленность.

Научно-техническое направление включает в себя объединения: «Картингисты», «Авиамодельный», «Радиотехнический», «Студия информационных технологий». Воспитанники кружков постигают многие премудрости того или иного направления в течение нескольких лет.

  • Эколого-биологическая направленность.

Через островок живой природы проходит общение детей с животными, рыбками, птицами, декоративными курочками в кружке «Юные натуралисты». Воспитанникам прививает всесторонние навыки и умения педагог Н.Н. Кривобокова. Выставка картин из природного материала в кабинете отображает интерес, высокохудожественный уровень детей. В целях формирования экологической культуры педагог проводит викторины, марафоны на экологические темы. Животный мир кружка представлен черепахой Тортилой, попугаями, свинками, рыбками. Кроме того, кружковцы участвуют в озеленении фойе и фасада Дворца.

  • Физкультурно-спортивная направленность.

Отдел «Здоровье» включает в себя объединения: «УНИБОС», «Акробатика», «Вдохновение».

  • Социально-педагогическая направленность.

Во Дворце детского (юношеского) творчества работают пять клубов: «Журавлик» (пед. Л.Г. Тимонина), «Светлячок» (пед. О.И. Кочетыгова), «Право» (пед. И.М. Барабанова), «Витязь» (пед. И.Г. Хубутдинов), «Лидер» (пед. Л.Ф. Шаяхметова). Работа клубов рассматривается как деятельность в трех аспектах: обучение, воспитание и связь со школами.

  • Культурологическая направленность.

В городе и районе, где проживают представители разных этнических культур, особенно важно воспитывать у детей такие качества, как толерантность, чувство привязанности к своему народу, уважение к своей истории и культуре, с одной стороны, привычек позитивного межнационального общения, культивирования у школьников уважительного отношения к культуре других народов, с другой стороны. Работа в этом направлении ведется целенаправленно, во все программы и проекты включены как общероссийский, так и региональный компонент.

  • Декоративно-прикладная направленность

В 2008 – 2009 учебном году осуществилась идея создания детского Театра моды «Аван – стиль». Ни одна коллекция эскизов моделей создана юными модельерами под руководством педагога Л.В. Богдановой, а затем воплотились в жизнь: «Подарок», «Акцент», «Богиня кошка», «Аманат». Творческое содружество педагогов отдела и воспитанниц приносят свои плоды. Театр моды удостоен дипломами республиканских, региональных, межрегиональных и международных конкурсов.

Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, таких качеств личности, как инициативность, самобытность, самодеятельность, т.е. на развитие индивидуальности человека. Для реализации данного направления в студии «Дизайн одежды» была разработана образовательная программа «Имидж», при создании которой акцентировалось внимание на условиях развития творческого потенциала детей, активизации познавательной деятельности, творческой активности в области дизайна одежды и профессионального интереса к предмету.

Для разностороннего, свободного и творческого развития учащихся программа предусматривает использование на занятиях конструирования, моделирования и технологии изготовления одежды – современных педагогических технологий, разнообразные методы и формы работы.

Одной из форм работы по развитию креативных способностей учащихся является подготовка воспитанников студии «Дизайн одежды» к конкурсам местного, республиканского, межрегионального и международного значения.

В рамках подготовки перед учебными группами студии ставились следующие задачи:

I этап – Выполнение эскиза модели.

На данном этапе задача воспитанниц – проявить фантазию оригинальность идей в рисунке, а точнее нарисовать эскиз модели на фигуре человека, при этом соблюдая все пропорции в изображении фигуры человека, все конструктивные линии. Создание образа в соответствии с замыслом, темой.

Учащиеся самостоятельно исследуют законы зрительных иллюзий, создавая эскизы одежды, скрывающие недостатки и подчеркивая достоинства фигуры. С помощью такой творческой деятельности они находят пути решения своей проблемы и учатся использовать конструкторские находки и оптические хитрости.

В процессе выполнения эскизов педагог помог группе на этапе конструктивного построения изображения. На остальных этапах коллектив работал самостоятельно: без помощи педагога выбрана композиция, определены размеры изображения, пропорции, форма, пространственное расположение, цветовое решение, последовательность выполнения эскиза. Выбранное сочетание цвета гармоничное.

Из этого можно прийти к выводу – степень усвоения знаний, умений, навыков в целом соответствует возрасту детей и их уровню обучения. Хочется отметить, что им удалось справиться с поставленными задачами и передать образ, замысел, идею. Также следует отметить эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и самому эскизу. Учащиеся выполняли работу с желанием, большим интересом и остались довольны своими эскизами. Модели отличаются своей оригинальностью. Из работ 45 учащихся было выбрано 10 эскизов на конкурс.

II этап – Пошив коллекции по эскизам.

Цель работы учащихся – воплотить в жизнь эскизы моделей, проявить свои знания, умения и навыки в таких видах декоративно-прикладного искусства, как моделирование, конструирование, технологическая обработка узлов и художественное оформление одежды.

В процессе пошива костюмов учащиеся нуждались в помощи педагога при выборе ткани, материала, фурнитуры для пошива той или иной модели, так же при раскрое костюмов и проведении примерки. На остальных этапах коллектив работал практически самостоятельно, без помощи педагога подготовил изделие к первой примерке, произвели начальную обработку, а так же последовательную обработку различных узлов.

В целом учащиеся справились с поставленными задачами, в ходе их выполнения у детей повысился уровень мастерства. Изделия отмечаются своей оригинальностью, эстетикой. В дальнейшем нужно вести работу над повышением качества изделия. В целом у детей наблюдалось эстетическое отношение к работе, аккуратность.

III этап – Демонстрация моделей.

Задача учащихся – передать замысел, идею, характер коллекции в дефиле. Научиться слушать музыку, ритм, изучить виды шагов, работать со зрителем, уметь двигаться на сцене.

При обучении дефиле все занятия проходили с педагогом. Начиная с разминки и изучения простейших шагов, до генеральных репетиций дети отрабатывали пластику, гибкость, чувство ритма.

Процесс для некоторых участников – новый, незнакомый, но один из любимейших для учащихся. В будущем необходимо уделить больше времени данному этапу. В целом, несмотря на ошибки, следует отметить, что учащиеся остались довольны результатом.

Итоговый контроль – это достижения творческого коллектива студии «Дизайн одежды». Проводится в форме защиты авторских проектов, выставочных просмотров авторских коллекций моделей в эскизах, участии и победах творческого коллектива воспитанников в городских, республиканских, межрегиональных и международных конкурсах.

Обобщая итоги и результаты конкурсов детский театр моды становиться неоднократно дипломантами городских, республиканских, межрегиональных и международных конкурсах. В ходе подготовки и участия мы получили следующие результаты:

  • образовалась устойчивая группа школьниц (14 человек) по их интересам, склонностям, достигнутым успехам, проектируемой профессии, а также по способностям;

  • если рассматривать на основе понимания феноменологии творчества у учащихся в процессе подготовки работа была направлена на развитие 2 типов креативности: стимульно-продуктивная (богатство продуцируемых образов и направленность) и эвристическая (творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задачи);

  • в процессе отбора эскизов на конкурс, на конкурсе выявлены наиболее творческие личности, одаренные школьницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

В реферате были раскрыты понятия «креативность» и «креативные способности». Под понятием «креативность» мы понимаем деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Креативные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основные компоненты креативных способностей – это гибкость мышления, богатое творческое воображение, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, легкость генерирования идей, способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид.

Так как мы рассматриваем процесс развития креативных способностей в системе дополнительного образования, то важным было определить главные специфические особенности дополнительного образования:

  • добровольность получения дополнительного образования детьми;

  • индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ);

  • осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Развитие креативных способностей учащихся в системе дополнительного образования мы рассмотрели на примере Дворца детского (юношеского) творчества г. Ишимбай, где одной из форм работы по развитию креативных способностей была подготовка обучающихся студии «Дизайн одежды» к городским, республиканским и международным конкурсам.

Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию в учреждениях дополнительного образования. Такими условиями являются:

  • Раннее физическое и интеллектуальное развитие учащихся.

  • Создание обстановки, опережающей развитие школьника.

  • Самостоятельное решение учеником задач, требующих максимального напряжения сил, когда ученик добирается до «потолка» своих возможностей.

  • Предоставление ученику свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

  • Умная, доброжелательная помощь, (а не подсказка) педагогов, взрослых.

  • Комфортная психологическая обстановка, поощрение педагогами стремления учащихся к творчеству.

  • Применяются методы развития креативных способностей: придумывания, образной картины, случайных ассоциаций, мозговой штурм, морфологического ящика или многомерных матриц, разнонаучного видения.

  • Учащиеся выполняют работы творческо-исследовательского характера, когда: 1) целью выступает становление личности, способной к самореализации и саморазвитию своих творческих возможностей; 2) осуществляется целостная система организации креативной деятельности учащихся; 3) реализуется программа поэтапного развития, основанная на потребности в самовыражении и самореализации личности учащегося.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск