Скачать 68.74 Kb.
|
Жаринова Е.В. Зав. Лаборатория перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд» Лаборатория перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд» не раз публиковала в «ЛиКе» тревожные статьи. В них говорилось о кризисе образовательной системы в России, о необходимости нового, строго научного подхода к подготовке и проведению образовательных реформ. Мы писали о разобщенности учебного материала, об отсутствии межпредметной интеграции. Мы писали об опасном отрыве современного поколения от культурных ценностей прошлого: «У детей нет мотивации принимать от взрослых в наследство их Культуру»1 Мы неоднократно говорили о необходимости создания программ, развивающих образное, экстравертное мышление. Нам отвечали: где взять средства, где взять специалистов, где взять соответствующие распоряжения? Но пока одни говорят, другие делают. Опыт педагогического коллектива 110-й школы Выборгского р-на во главе с директором Татьяной Геннадьевной Петровой показывает, что уже в нынешних условиях можно успешно формировать позитивную, гармонично развитую личность. Воспитательный потенциал русской культурыЗалог успеха любого дела – умение определить цель, к которой будешь стремиться. В 110-й школе такая цель сформулирована в виде модели идеального выпускника 2010 г. На первом месте стоит следующее качество: «владеющий основами русской культуры и воспринимающий себя как носителя ее ценностей, понимающий Россию и русского человека через духовное освоение родной культуры». Стоит задуматься над этими словами – «духовное освоение». Педагоги поставили целью не просто дать учащимся набор знаний об истории и культуре, а воспитать чувство причастности к настоящему и прошлому своей страны. Это возможно только при глубоком, разностороннем и долговременном погружении в атмосферу русской культуры. Такое погружение начинается с первого школьного дня. Для младших классов существует программа «Вслед за солнышком». Дети знакомятся с народными приметами и праздниками. Свои наблюдения они выражают в стихах и рисунках. Времена года – древний сельскохозяйственный цикл, на котором основывалась жизнь наших предков. Современный городской человек обособлен от природы, и в этом причина многих его психологических проблем. Программа «Вслед за солнышком» помогает ликвидировать этот разрыв. Очень важно, что эта линия не прерывается в средних и старших классах. В школе существует традиция отмечать народные праздники – Пасху, Красную горку. Здесь на Крещение гадают, а на Масленицу пекут блины. В игровой форме проходит знакомство с древними обрядами и народным костюмом. Со 110-й школой сотрудничает замечательный преподаватель из АППО Михаил Борисович Новиков. Он помогает организовывать обрядовые праздники, такие как, например, «Игровая свадьба в Новгородской области» и др. Но главная, самая яркая точка соприкосновения с родной культурой – это музейный комплекс. Называть музеи 110-й школы «школьными» можно лишь по месторасположению. Это профессионально оформленные коллекции с интереснейшими, порой уникальными экспонатами. Они имеют лицензию и сотрудничают с городскими музеями. Самым первым был создан музей Памяти, посвященный блокаде Ленинграда. Его руководители – Светлана Геннадьевна Иванова, Марина Александровна Маракова. При нем есть отдельный зал – музей Связи. Уникальные экспонаты этого музея (например, подлинный номер газеты «Комсомольская правда» от 9 мая 1945 г. с сообщением о полной капитуляции фашистской Германии) показывала нам Лидия Александровна Виноградова. Музеем Военно-морского флота подарен школе боевой флаг с крейсера «Аврора» и гюйс героического крейсера «Киров». В 110-й школе в качестве иностранного языка изучают немецкий. Поэтому здесь создан зал Российско-Немецкой дружбы. Стенды рассказывают о роли немцев в истории Санкт-Петербурга. Ученики проводят экскурсии на русском и немецком языках. Руководит музеем Ирина Алексеевна Денченкова, которая любезно познакомила редакцию журнала со всеми достопримечательностями школы. Еще один музей посвящен истории школы, города и Выборгской стороны. Здесь тоже представлена очень интересная экспозиция. Ведь 110-я школа отметила свое 90-летие, а здание на Сиреневом бульваре она занимает уже 30 лет. Руководит музеем Лилия Эдгаровна Свиридова. Но жемчужиной школьного музейного комплекса можно назвать музей «Русская изба», которым руководят Светлана Анатольевна Анпилова и Татьяна Ивановна Зимина. Музей действительно воссоздает пространство русской избы – с сенями, печным углом и красным углом. В этом маленьком, но светлом помещении буквально дух захватывает от восторга. Глаза разбегаются от обилия экспонатов: прялки, швейки для вышивания, гребень для чесания трепаного льна, челноки от ткацких станков, лошадиная сбруя. И все это подлинное, собранное совместными силами педагогов, учеников и родителей, по деревням, по бабушкиным сундукам. Вышитую крестом женскую рубашку XIX в. можно рассматривать бесконечно. Поверить, что это ручная работа, почти невозможно. Вышивка сделана с таким вкусом и мастерством, которым позавидовали бы лучшие современные кутюрье. Сочетания красок ласкают глаз – это и традиционный красный с синим и неожиданно стильный оранжевый с черным. Очень красивы и домотканые льняные полотенца, расшитые красными узорами. В «Русской избе» ученики ведут экскурсии в фольклорных костюмах. Ирина Алексеевна рассказала нам, как вначале современные дети стеснялись надевать на себя рубахи и сарафаны и как потом оценили и полюбили красоту народного костюма. В этом музее проводятся занятия под названием «Тайны бабушкиного сундука». На них дети демонстрируют памятные вещи, которые передаются в их семьях из поколения в поколение. Музей дополняют тематические выставки: «Орудия крестьянского труда» и «Куклы Руси». Частью экспозиции являются исследовательские работы учащихся, посвященные народным промыслам – кружевоплетению, Гжели, городецкой, жостовской росписи. Скептик может задать вопрос: зачем сегодня нужны сарафаны, фольклорные праздники, соломенные куклы, народные песни? Разве все это поможет современным детям ориентироваться в таком сложном и переменчивом мире? Попробуем скептику возразить. Во-первых, учеников 110-й школы окружает Красота. Красивы, чисты школьные кабинеты и коридоры. Красивы сценические костюмы, в которых выступает школьный хор. Красивы народные обычаи и предметы народного быта. Красива русская природа, которую тут учат видеть сквозь призму народных обрядов и примет. В основе Этики лежит Эстетика. Через красоту прививается любовь. Через любовь – чувство гражданской ответственности, долга перед своей страной. Патриотизм нельзя воспитать пустыми словами, бряцанием обессмысленных клише. Настоящая любовь к Родине – чувственная, осязательная, зрительная. Во-вторых, родная культура – это связующая нить между поколениями. Ощущение непрерывности рода всегда спасало русского человека от экзистенциального страха. Современные дети порой ничего не знают о своих бабушках и дедушках. Это нравственное сиротство не может не сказаться пагубно на формировании личности. За старым самоваром, за прялкой, за старинной колыбелью детям открывается окно в мир их собственных предков. Это вещи, созданные человеком и хранящие тепло человеческих рук. Здесь, в школьном музее, они совсем близко, они не за стеклом. Кажется, что от них исходит некая теплая оберегающая аура. А разбирая сокровища бабушкиного сундука, дети начинают интересоваться историей своей семьи. В-третьих, национальная культура – это неиссякаемый источник дополнительного образования. По словам И.А. Денченковой, во внеклассной деятельности в 110-й школе занято 90% учащихся. Здесь каждый может найти дело по душе. Кому-то нравится работать в музее, кто-то занимается в кружках. Только в школьном хоре участвует 100 человек! Дети имеют возможность компенсировать неудачу в одном удачей в другом. Учителя говорили нам: «Он такой трудный мальчик, но прекрасно играет на балалайке». То есть несмотря ни на что этому трудному мальчику школа стала домом. В творческую деятельность вовлечены не только учащиеся, но и педагоги, и их родители. Редакция с особой радостью отмечает последнее. Мы неоднократно писали о трех участниках учебно-воспитательного процесса – ученике, педагоге и семье. «Семья представляет собой реальную социально-экономическую среду, которая должна ощущаться школой в процессе некого взаимодействия. Это сохраняет непрерывность культурной связи между поколениями и эволюционно трансформирует и школу и семью»2. Что касается учителей, то в 110-й школе работают фантастически талантливые люди. Руками учителей созданы сценические и фольклорные костюмы. Учителя здесь стараются выстраивать с учащимися партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и общности интересов. Учебно-воспитательный процесс превращается в бесконечную увлекательную игру, в которой участвуют все. В-четвертых, на базе изучения русской культуры реализуется то, к чему стремятся все перспективные образовательные технологии, - межпредметная интеграция. Общие темы связывают уроки истории, литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства, труда. Многие занятия проходят в школьных музеях. Нужно отметить, что школа №110 - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в Национальном проекте «Образование». Мы уверены, что выпускники 110-й школы прекрасно ориентируются в мире современной поп-культуры, музыки, бизнеса. Школа не может и не должна быть заповедником, оторванным от социума. Но гармонично развитой личности с богатым внутренним миром, со сформированным экстравертным мышлением не страшен никакой внешний негатив. Такая личность, эстетически и этически грамотная, сумеет отличить Добро от Зла. А отличив, выбрать первое, решительно отвергнув второе. Редакция журнала желает педагогическому коллективу 110-й школы и ее директору Татьяне Геннадьевне Петровой новых успехов в их трудной и благородной деятельности. 1 Е. Жаринова. Устами младенца. Личность и Культура. №3/4. 2004. 2 Н.Б. Покровский. Т.Л. Сивкова. Е.В. Жаринова. Образовательная система с точки зрения Теории развития России. Личность и Культура. №1/2. 2002. |