Скачать 442.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник»»
Отчет о результатах самообследования за 2012-2013 учебный год. г. Кострома 2013 г. Содержание: Информационно-аналитическая справка. 1. Общие сведения. 2. Система управления организации. 3. Содержание и качество подготовки обучающихся. 3.1. Направленность дополнительных образовательных программ детских объединений. 3.2. Участие учащихся в конкурсных мероприятиях. 4. Организация учебного процесса. 4.1. Режим работы учреждения. 4.2. Данные о контингенте. 5. Кадровое обеспечение деятельности образовательной организации. 5.1. Сведения об административно-педагогических работниках. 5.2. Посещение педагогами курсов повышения квалификации. 5.3. Диссеминация опыта педагогов. 5.4. Участие педагогов в профессиональных педагогических конкурсах. 6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. 6.1. Обеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, учебными помещениями и территориями. 6.2. Обеспечение образовательной деятельности техническими средствами обучения и транспортными средствами. Информационно-аналитическая справка. В Центр входят следующие подразделения: Спортивный отдел, Центр прикладного творчества «Радуга», Центр детского творчества «Надежда», Культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова, Студия дошкольного воспитания «Вырастайка». В центре детям предоставляется широкий выбор детских объединений по интересам, возможность свободного самоопределения и самореализации. К работе в центре привлекаются квалифицированные специалисты, которые строят свои программы на основе системно-деятельностного, аксиологического, развивающего подходов. С детьми, посещающими ДЮЦ, проводится большая воспитательная работа, объединяющая детей и взрослых, призванная создать благоприятную атмосферу, дополнить учебный процесс, формировать жизненно необходимые навыки и компетенции подрастающего поколения, их социальный опыт, снизить отрицательное влияние среды. Целью деятельности Детско-юношеского центра города Костромы «Ровесник» является создание условий для личностного, профессионального и досугового самоопределения воспитанников. Отличительной особенностью учреждения является то, что ведущим направлением в деятельности является духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на традициях родного края. Работа по духовно-нравственному воспитанию в «Ровеснике» - это реальная деятельность учащихся, педагогов и их родителей, направленная на объединение вокруг традиционных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, религия, искусство, природа, человечество. В деятельности ДЮЦ «Ровесник» выделяется несколько направлений духовно-нравственного воспитания. С точки зрения духовно-нравственного развития личности направления связаны с освоением ценностей и их присвоением через включение детей в значимую для них деятельность. - Первое направление – это культурное и духовное просвещение детей в рамках деятельности каждого объединения, проведения общих дел центра, деятельности музея в Культурно-просветительском центре имени Ефима Честнякова, лагеря с дневным пребыванием «Православная летопись». Организуются также комплексные мероприятия с экскурсиями в храмы города и области, музеи. - Второе направление – это обучение прикладным навыкам и включение детей в социально-значимую культурную духовную деятельность через обучение способам преобразования действительности, например, обучение традиционным ремеслам, проведение социальных акций, общественно-полезных дел в микрорайоне, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий. В мае 2013 года успешно закончила свою работу демонстрационная площадка по теме «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края», которая действовала на базе Культурно-просветительного центра имени Ефима Честнякова с 2011 г. В рамках площадки проведено 16 мероприятий, которые посетили 491 человек, изданы 2 сборника методических материалов, работает методическая страница сайта ДЮЦ. Преемником деятельности муниципальной демонстрационной площадки является методический ресурсный центр ДЮЦ «Ровесник» по теме «Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края», созданный по распоряжению Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы от 04.12.2012 г. № 7/1, с целью развития программно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного и основного образования, обновления рынка методических услуг. 20 апреля 2013 г. Детско-юношеский центр города Костромы «Ровесник» отметил свое 20-летие. Были проведены мероприятия с детьми, родителями, среди педагогов. Наиболее значимым явился Конкурс методических материалов, посвященный 20-летию ДЮЦ «Ровесник», со следующими номинациями «методическая разработка», «образовательная программа», «конспект открытого занятия». Победителями в своих номинациях признаны педагоги Скорик Н.Ю., Егорова А.В., Масленникова О.Ю., Нечаева Н.В., Митрофанова Н.В., Шувалова А.Н., Варенцова Е.В. Для проверки знаний, умений и навыков учащихся в детских объединениях педагогами использовались такие формы контроля, как открытые уроки, контрольные уроки, уроки-концерты, выставки, соревнования, творческие отчеты в рамках фестиваля достижений «Творческая весна». Кроме того эффективной формой контроля за успешностью обучения детей являлись концертные выступления различного уровня и участие в конкурсах и фестивалях. Рациональное сочетание учебной работы с концертной деятельностью позволило успешно решить задачу реализации творческих способностей учащихся в детских объединениях центра. В течении учебного года детскими творческими коллективами было проведено 37 концертных программ, которые посмотрело 4320 зрителей. Методическая работа ДЮЦ в 2012-2013 учебном году была направлена на активизацию творческих сил педагогов, на создание ситуации успеха для каждого педагога. Важными задачами методической службы учреждения являются: - продолжение работы по усовершенствованию образовательных программ, их экспертизе. - помощь педагогам в аттестации, повышение у педагогов мотивации к самообразованию. - организация работы по изучению, обобщению и внедрению педагогического опыта педагогов, имеющих высокую квалификацию. - установление внешних методических связей и осуществление взаимодействия с другими образовательными учреждениями. В 2013-2014 учебном году методической службе предстоит активизировать работу по данным направлениям и, кроме того: - продолжить работу по организации методических мероприятий, направленных на повышение мотивации педагогов к самосовершенствованию; разработать систему поощрений лучших педагогов; - организовать методическую помощь молодым педагогам в форме наставничества; - привлечь к организации и проведению теоретических и практических семинаров педагогов, имеющих 1-ю и Высшую категории; - продолжить работу по экспертизе дополнительных образовательных программ. В 2012-2013 учебном году при активном участии руководителей объединений ДЮЦ «Ровесник» был проведен опрос «Диагностика психологических условий образовательной среды учреждения дополнительного образования детей учащихся, родителей и педагогов», среди детей, родителей и педагогов В анкетировании приняло участие 224 человека. Всего было предложено 273 анкеты (педагоги отвечали на два типа анкет, взаимно дополняющих друг друга). Практически все респонденты проявили очень высокую активность и доброжелательность при проведении опроса. Из родителей большую активность проявили родители дошкольников, педагоги более заинтересованно ответили на анкету об условиях педагогической среды, чем о культуре сотрудничества в коллективе. Наиболее ярко выраженным показателем в работе ДЮЦ «Ровесник» (по всем категориям опрошенных) является удовлетворенность учреждением (85% в среднем). За ним следуют содействие формированию познавательной мотивации (70% в среднем) и эмоционально-психологический климат (66 % в среднем). Показателями, которые требуют развития в работе коллектива являются удовлетворенность качеством образовательных услуг (54% в среднем) и демократичность (48% в среднем). Отдельно рассматривается средний уровень интенсивности. Учащиеся и родители учащихся школьного возраста считают, что интенсивность учебной нагрузки средняя (48% в среднем), ребята не устают на занятиях, им не нужно выполнять домашние задания, на занятиях нормальные требования. В тоже время родители дошкольников считают, что интенсивность ниже среднего и к их детям можно предъявлять требования более четкие (53% считают, что интенсивность низкая). С точки зрения педагогов интенсивность, которая проявляется в объеме учебной нагрузки педагогов, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы, распределена равномерно. При подведении итогов по данному показателю необходимо учитывать, что в опросе участвовали как постоянные сотрудники коллектива, так и педагоги-совместители, у которых учебная нагрузка сильно отличается, так же как и степень участия в различных мероприятиях разного уровня. По мнению учащихся: - они очень довольны, что занимаются именно в этом учреждении (98%); - довольны отношениями, которые складываются у педагогов с ребятами (87%) и считают, что эти отношения искренны, дружелюбны, уважительны (86%), демократичны (78%), достижения оцениваются педагогами объективно и справедливо (84%); - в учреждении чисто, уютно и красиво (87%); - могут проводить интересно время не только на занятиях (70%). 54% учащихся считают, что изученное в объединениях ДЮЦ «Ровесник» пригодится на профессиональном уровне, 39% - на уровне увлечения, и только 7% детей и подростков высказали мнение, что в будущем они не будут это применять. 43% - могут на занятии выполнять самостоятельно свои проекты, работы и т.п., остальное - под руководством педагогов. По мнению родителей учащихся: - 100% родителей довольны, что дети занимаются именно в данном образовательном учреждении; - 92% замечают, что педагог оценивает работу ребенка справедливо и объективно; - 89% считают, что их ребенок с большим интересом посещает занятия; - 87% довольны теми взаимоотношениями, которые складываются между педагогом и их ребенком, эти взаимоотношения дружелюбны, искренны, уважительны; - 79% отмечают, что в учреждении чисто, уютно и красиво; - 77% стараются выполнять рекомендации педагогов; - 76% видят, что желание посещать ребенком занятия - высокое. В то же время только 18% родителей находят возможность общаться с педагогом в неформальной обстановке и 27% - участвовать в управлении учреждением, вносить свои предложения по улучшению образовательного процесса. Только 21% родителей согласны, что у них высокая степень участия в деятельности учреждения. По мнению педагогов: - 93% довольны тем, что работают в этом учреждении; - 87% находят поддержку и содействие администрации в своем стремлении к повышению собственной квалификации; - 87% считают, что учреждение пользуется авторитетом в городе благодаря работе данного педагога и его коллег; - 82% чувствуют себя в коллективе комфортно; В то же время 68% сотрудников считает, что учебная и профессиональная нагрузка не велика. 55% видят, что необходимо добавлять время на оформление документации, требования объему, содержанию и качеству работы невысокие, умеренные (54%). Так же разделилось мнение по поводу того, на каком уровне воспитанники могут применять полученные умения и навыки: 30% - на профессиональном, 50% - на уровне увлечения; 20% - на уровне интереса. Было отмечено, что есть возможность посещать курсы повышения квалификации, но в основном в пределах области (68%), или не имеют вовсе (20%). Только 30% отметили, что такая возможность есть. 55% сотрудников отметили, что только в некоторых случаях имеют возможность участвовать в управлении учреждением, вносить предложения по улучшению образовательного процесса, или не имеют вовсе этой возможности (9%). 50% педагогов ответили, что в коллективе не всегда принято делиться профессиональными и личными проблемами, 10% - не имеют совсем. Мнению по поводу качества ведения методической работы разделилось: 48% считают, что методическая работа помогает в повышении педмастерства, 53% - недостаточно или нет совсем. Эти данные ответов педагогов подтверждают и результаты опроса «Культура сотрудничества в коллективе». По итоговым данным сотрудничество носит непостоянный характер, чаще индивидуальный характер сотрудничества. По мнению педагогов: - атмосфера в ДЮЦ носит семейный характер - 67%; - в коллективе проявляется взаимная поддержка - 64%; - педагоги работают вместе, как одна команда - 62%я; - педагоги делятся материалами и пособиями, разработками -62%; - педагоги объединяются в команду- 59%; - руководство поощряет педагогов (т.е. предоставляет оплату, дополнительное время, материалы, рабочее помещение и т. п.), эффективно сотрудничающих с коллегами - 57%; - общение между педагогами и руководством находится на высоком уровне - 57%; - внутри ДЮЦ для педагогов существуют возможности роста - 54%; - руководство ДЮЦ общается с педагогами как с равными партнерами в осуществлении учебного плана - 49%; - большое значение в ДЮЦ придается созданию команды - 49%; - непедагогический состав участвует в жизни ДЮЦ - 49%; - педагоги делятся друг с другом идеями - 49%. В то же время следующие параметры в характеристике культуры сотрудничества в коллективе, по мнению сотрудников, требуют наибольшего внимания: - руководству ДЮЦ больше стимулировать педагогов к занятиям коллективным планированием - 85%; - руководству ДЮЦ больше предоставлять времени для занятий коллективным планированием - 72%; - помощь друг другу анализировать процесс преподавания - 72%; - совместное планирование блоков преподавания - 72%; - помощь методиста в подборе материала для занятий и мероприятий - 72%; - помощь педагогов с большим стажем в работе с начинающими педагогами - 69%; - способствование руководством ДЮЦ работе групп по планированию программ - 69%; - обсуждение путей совершенствования обучения - 67%. В 2013-2014 учебном году работа будет построена по следующим направлениям: - духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи средствами дополнительного образования (методический ресурсный центр). - расширение здоровьесберегающей направленности образовательного процесса; - модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса. Большое значение имеет повышение квалификации педагогов центра, обобщение и распространение имеющегося у них опыта работы с детьми; развитие деятельности в рамках реализации целевых проектов центра социального и профилактического характера; разработка и осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся на всех этапах обучения, а также при выборе и реализации индивидуального образовательного маршрута. |