Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 161.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.01.2014
Размер161.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа




Пояснительная записка:

Программа  элективного курса «Народные промыслы» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 18 часов.  Содержание данного курса  позволяет познакомить учащихся с историей развития, художественными особенностями и географией народных промыслов России. История промыслов богата. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов: дерева, метала, камня, глины - создал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Молодое поколение об этом знает мало.
основная цель данного курса:

- ознакомление с декоративно-прикладными промыслами России и географией их размещения по экономическим районам и сохранение их преемственности в обыденной жизни через обучение подрастающего поколения.

- формирование целостного представления о населении нашей страны, о культуре, традициях, народных помыслах населяющих ее народов, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, движения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве
Задачи:

  • Способствовать углублению знаний в области географии, истории своей Родины, культуры населяющих ее народов.

  • Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно - прикладного искусства. Показать связь народного творчества, традиций с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие.

  • Способствовать формированию толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных народов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;

  • Способствовать выработке общеучебных навыков и ориентации в российском пространстве.


Курс рассчитан на межпредметные связи с такими науками, как, история, художественная культура, биология, так как многие мастера используют образы и особенности строения организмов  растений и животных.

Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Курс способствует подготовке к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться в окружающей среде. В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовать свою жизнь и т.д. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство.

Данный курс посвящён замечательному мастерству и искусству народов России, неизменно приковывающему на себя внимание как художников, так и просто людей всего мира. Курс помогает лучше понять дух и культуру народов России.
Тематическое планирование по курсу «Народные промыслы»

9 класс

(1час. в неделю = 18 часов в полугодие)


№ п/п

Тема

Основное содержание

Количество часов

Дата проведения




Фактически

По плану

I раздел. Введение (2ч.)



Россия - многонациональное государство.

Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав населения. Проблемы межнационального общения.

 Традиционная национальная культура нашего народа, реализовывает связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи

1

18.01









Разнообразие природных условий на территории России.

Влияние природных условий на занятия людей Разнообразие природных условий на территории России (важнейшие особенности рельефа России, их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения; богатство недр России; разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей; значение внутренних вод в заселении и освоении России; география почв России; органический мир и человек). ПТК, его свойства и значение для планирования хозяйственной деятельности.

1

25.01







II раздел. Народные промыслы ( 15 ч.)



Этапы развития народных промыслов.

Народные промыслы, декоративно-прикладное искусство ремёсел.

1

01.02









История развития художественной керамики

Промыслы по изготовлению глиняной игрушки.
Особенности керамики как материала. История развития русской художественной керамики. Балхарская керамика и ее художественные особенности. Способы ее оформления. Особенности Ленинградских, Конаковских, Дмитровских изделий. Глиняные игрушки России (дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, жбаниковская). Характерные приемы работы с материалом на промыслах глиняной игрушки. Центры изготовления керамической посуды. Гжель - старейший центр русского народного керамического искусства. Многообразие народных традиций Гжели. Гжельский полуфаянс, фарфор, майолика. Скопинская керамика и ее особенности (скульптурный декор, глазурь).

2

08.02

15.02









Лаковая миниатюра и живопись.

Традиции Мстеры, Палеха, Холуя, Федоскино.
Федоскино - старейший центр лаковой миниатюры. История промысла и его традиции. Письмо "по сквозному" и "по плотному"- два вида федоскинской масляной живописи. Сюжеты лаковых изображений: пейзаж, тематическая миниатюра, портрет, орнаментальные композиции.
Иконописные истоки в творчестве мастеров Палеха, Мстеры, Холуя. Характер мстерского пейзажа. Жанровые миниатюры Холуя.

Железные лакированные подносы Жостова - уникальная область искусства русских художественных лаков. Техника росписи. Основные этапы развития промысла. Жостовский колорит.

1

22.02









Художественная обработка дерева.

Основные виды и промыслы по обработке дерева (Русский Север, Поволжье, Подмосковье). Игрушка деревни Богородское. Абрамцево-кудринская резьба по дереву. Произведения с росписью по дереву - семеновская и семинская Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Северодвинские росписи. История возникновения матрешки. Различия в форме и декоре Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешки.

1

01.03









Художественные изделия из лозы, бересты и соломки

Технология изготовления. Народные промыслы по обработке бересты (Архангельск, Вологда). Плетение из лозы и соломки.

1

08.03









Искусство резьбы по кости и твёрдому камню.

Традиции в обработке кости в России. Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Хотьково - центры костерезного искусства. Их своеобразие, художественные особенности ремесла.

2

15.03

22.03









Искусство художественной обработки металла

Основные виды художественной обработки металла.
Центры изготовления металлических изделий. Центры традиционной росписи подносов.

Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке металла. Серебро с чернью Великого Устюга. История промысла, его истоки и традиции, ассортимент. Развитие лучших черт гравировки с чернью: выразительность силуэта изображения, декоративность рисунка, тонкость и изящество линий. 
Кубачи - ювелирный центр Дагестана. Художественные изделия с чернью со знаменитыми кубачинскими узорами: "ветвь", "мархарай". Разнообразие технических приемов.
Златоустовская гравюра на металле.
Ювелирные изделия других промыслов: Мстера, село Красное.
Производство холодного оружия, украшенного гравированным узором с позолотой. Технические приемы декорировки: травление, насечка золотом и серебром, воронение.
Каслинское чугунное литье. Истоки промысла. 

2

05.04

12.04









Финифть

  • Материалы для изготовления. Вологодская финифть.

  • Ростовская финифть. Ростовская финифть. Возникновение промысла и развитие его традиций. Предметы церковного обихода в ассортименте раннего периода. Портретная миниатюра. Роль цвета. Женские украшения в ассортименте промысла. Возрождение декоративных принципов финифтяной росписи.

1

19.04









Павлопасадские платки

Виды росписи ткани. Искусство набойки Павловского Посада. Техника выполнения набойки, история ее развития на Руси. Трактовка орнамента.  Другие виды художественной росписи ткани: батик (холодный, горячий), свободная роспись, аэрография. Технология изготовления изделий. Ассортимент. Центры производства изделий Вышивка народов Поволжья и Приуралья.

1

26.04









Кружевоплетение и пуховязание

Русское народное коклюшечное кружево.
Оренбургский пуховязальный промысел.

Способы плетения кружев. Парные, сцепные кружева. Михайловские численные кружева. Использование в выполнении кружев предварительных рисунков – сколков. Кружева Вологоды, Ельца, Кирова. Своеобразие кружевных центров. Техника выполнения, мотивы орнамента.

1

03.05









Ковроделие.

Техника изготовления ковров. Русское ковроткачество. Появление ковровых промыслов в России (19 век): в Курской, Орловской, Воронежской, Саратовской губерниях, в Сибири. Техника изготовления ковров. Ворсовые и безворсовые ковры. Ковры Дагестана и Башкирии. 

1

10.05









Искусство стеклоделия

Художественное стекло. Восстановление стекольной промышленности. Ведущие стекольные заводы России: Гусевский и Дятьковский хрустальные заводы; Ленинградский завод художественного стекла. Изобретение сульфидного стекла (1957 год).

1

17.05









Развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан

Национальный и религиозный состав населения. Традиционная национальная культура народа, реализовывает связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, живописи

1

24.05








Тематическое планирование. (18 ч.)


I раздел. Введение (2 ч.)
Урок №1. Россия - многонациональное государство.
Урок № 2. Разнообразие природных условий на территории России.

II раздел. Народные промыслы ( 15 ч.)
Урок № 3. Этапы развития народных промыслов.

Урок № 4. История развития художественной керамики

Урок № 5. История развития художественной керамики

Урок № 6. Лаковая миниатюра и живопись
Урок № 7. Художественная обработка дерева.
Урок № 8. Художественные изделия из лозы, бересты и соломки.
Урок № 9. Искусство резьбы по кости и твёрдому камню.

Урок № 10. Искусство резьбы по кости и твёрдому камню

Урок № 11. Искусство художественной обработки металла

Урок № 12. Искусство художественной обработки металла

Урок № 13. Финифть

Урок № 14. Павлопасадские платки
Урок № 15. Кружевоплетение и пуховязание
Урок № 16. Ковроделие.

Урок № 17. Искусство стеклоделия

Урок № 18. Развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан


Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:


- примерную численность населения России;

- национальный состав населения, крупнейшие народы России;

- особенности природных условий в различных районах России;

- понятие "народные промыслы", "декоративно-прикладное искусство", "ремесло";

- название основных промыслов в России;

- предметы, которые производят мастера народных промыслов.


Учащиеся должны уметь:


- оценивать природно-ресурсный потенциал России;

- оценивать изменение природных объектов под воздействием деятельности человека;

- объяснять влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и занятия населения России;

- объяснять особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат - приспособления человека к окружающей среде в различных природных условиях;

- показывать зоны расселения крупнейших народов на территории России;

- называть народы, наиболее распространённые языки.


Формы и сроки контроля.


В течение обучения по курсу "Народные промыслы" проводится опрос учащихся, на что должно отводиться 15 мин.

Во время занятий необходимо проведение нескольких зачётных работ, вопросы, по которым должны быть розданы учащимся заранее, чтобы они смогли подготовиться.

Учебный курс может быть завершён итоговой письменной работой, темы которой выносятся заранее.

Критерии оценки.

Оценка «5» ставится, если студент ответил на все поставленные вопросы правильно.
Оценка «4» ставится, если правильных ответов от 15 до 19.
Оценка «3» ставится, если правильных ответов от 10 до 14.
Оценка «2» ставится, если студент дал менее 10 правильных ответов.

Вопросы

1.Всевозможные орнаментальные композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разных комбинациях, выполненных из дерева.
2.Толстостенные изделия с неплотным пористым черепком, преимущественно из красных глин.
3.Тонкая стекловидная пленка, покрывающая поверхность керамических изделий и придающая водонепроницаемость, а также декорирующая изделие.
4.Основа большинства плетеных изделий из соломки.
5.Способ декорирования путем вырезания и наклеивания узора из разных материалов или соломки в предварительно подготовленные углубления.
6.Искусство широких трудящихся масс, главной чертой которого является коллективный характер.
7.Одна из исторически сложившихся форм народного ДПИ, представляющего собой производство художественных предметов широкого потребления при обязательном использовании ручного труда.
8.Верхний слой коры березы, используемый для изготовления предметов быта.
9.Способность глины принимать любую форму и сохранять ее после обжига.
10.Толстостенные изделия с пористым черепком из белых глин.
11.Изделия из белых глин, имеющие тонкий просвечивающий черепок.
12.Создание формы изделия из глины из тестообразной керамической массы вручную.
13.Жидкая керамическая масса.
14.Процарапывание узора на пове6рхности подвяленного изделия заостренной палочкой.
15.Жидкая керамическая масса из белых глин, окрашенная в разные цвета и используемая для создания декора изделия.
16.Краски, которые наносят поверх глазури после политого обжига и закрепляют дополнительным обжигом.
17.Краски, которыми расписывают по утильному черепку, а затем покрывают бесцветной глазурью. 
18.Нижняя наружная часть избы, утепляющаяся дополнительно снаружи.
19.Треугольная часть стены между крышей и срубом. 
20.Украшения, выполненные в виде резных досок вверху и внизу окна.
21.Бревенчатые стены избы.
22.Узорные доски, спускающиеся от верхнего края крыши вдоль нее и закрывающие щели между кровлей и челом.

Ответы

1. Геометрическая резьба
2. Майолика
3. Глазурь
4. Плетежок
5. Инкрустация
6. Народное искусство
7. Народные художественные промыслы
8. Береста
9. Пластичность
10. Фаянс
11. Фарфор
12. Формовка
13. Шлихер
14. Сграфитто
15. Ангоба
16. Надглазурные
17. Подглазурные
18. Заваленка
19. Чело
20.Наличники
21.Сруб
22.Причелины


Темы рефератов по курсу «Народные промыслы»



  1. Традиции русских художественных лаков. Холуй. Палех.

  2. Особенности традиционной росписи подносов. Жостово.

  3. Особенности традиционной росписи подносов. Нижний Тагил.

  4. Богородская скульптура.

  5. Традиции пермогорской росписи.

  6. Традиции мезенской росписи.

  7. Традиции полхов-майданской росписи.

  8. Центры изготовления глиняной игрушки. Каргопольская, абашевская игрушка.

  9. Центры изготовления глиняной игрушки. Жбаниковская, романовская игрушка.

  10. Символика в народной вышивке Севера России.

  11. Образы скопинской керамики.

  12. Орнамент и традиции гжельской керамики.

  13. Орнамент и традиции балхарской керамики.

  14. Искусство русского кружевоплетения. Елецкие, кировские кружева.

  15. Традиции русского узорного ткачества.

  16. Традиции русского ручного ковроделия.

  17. Технология изготовления изделий из бересты.

  18. Технология изготовления изделий из лозы.

Литература.


  • Абросимова А. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1998

  • Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970

  • Богуславская И. Русская народная вышивка. – М., 1972

  • Богуславская И. Фигурки из глины. Добрых рук мастерство. – Л., 1996

  • Богуславская И.Я. Русское народное искусство.– Л., 1968

  • Бочаров Г. Художественный металл древней Руси. – М., 2004

  • Вишневская В. Хохлома. – М., 1980

  • Дайн Г. Русская народная игрушка. – М., 1981

  • Дурасов Г. Каргополь. – М., 1984

  • Званцев М. Нижегородские мастера.– Г., 1978

  • Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные промыслы. – М.,1980

  • Климова Н. Народная вышивка Горьковской области. – Г., 1989

  • Королева Н., Кожевникова Л. Современное узорное ткачество. – М., 1990

  • Коромыслов Б. Жостовская роспись.– М., 1977

  • Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву.– М., 1983

  • Логинов В. Новь древней Гжели. – М., 1980

  • Максимов Ю. У истоков мастерства. – М., 1983

  • Пешкова И. Искусство касменских мастеров. – Ч., 1983

  • Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. - Волгоград, 2003 г. и др.

  • Рождественская С. В. Русские: народы и культура. - М., Наука, 1999 г.

  • Рудин Н. Павловские шали. – М., 1979

  • Русецкая О. Прикосновение к истокам. Очерки о художественных промыслах России. – М., 1987

  • Савицкая В. Мастерицы Полх. Майдана. Жизнь промысла. – М., 1985

  • Семенова Т. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972

  • Тарановская Н. Русская деревянная игрушка.– Л., 1970

  • Фалеева В. Русское плетеное кружево. – Л., 1983

  • Фролов Е. Н. Чистый источник. - М. Молодая гвардия, 1990 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск