Скачать 223.22 Kb.
|
Программа Внеурочной деятельности учащихся «Аэробика» Направление: спортивно-оздоровительное Вид деятельности: спортивное Возраст школьников - 5 классы (11 - 12 лет) Разработчики: Гладкая Наталья Викторовна Полевых Наталья Викторовна Иванова Наталья Александровна Пояснительная записка Аэробика - это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и направлений, различающихся по составу, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (зале, воде); это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояние кардио-респираторной системы. В программе общеобразовательных учреждений “Физическая культура и здоровье” аэробика изучается за счёт вариативного компонента с 5 по 9 класс. Факультативные занятия по аэробике, основанные на добровольном выборе учеников позволят повысить мотивацию к занятиям физической культурой, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности средствами аэробики. Особенность таких занятий состоит в том, что они по данному направлению проводятся для небольшой группы учащихся, желающих закрепить и углубить знания, умения и навыки по аэробике. Факультативная группа комплектуется из учащихся нескольких параллельных классов. Для учащихся 5-9 классов программа рассчитана на 34 часа в год, в зависимости от возможностей организации внеурочной деятельности образовательного учреждения. Наполняемость групп составляет 6-5 человек, но при этом учитываются санитарно-гигиенические нормы спортивного зала. Целью программы является: формирование физической культуры личности с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся средствами аэробики. Содержание факультативных занятий по аэробике позволяют решать задачи физического воспитания: образовательные - приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий по аэробике, освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных занятий аэробикой; воспитательные - содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели; воспитание координационных способностей; оздоровительные - содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия; профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами аэробики; повышение умственной работоспособности; освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами аэробики. В данной программе предлагается два тематических планирования для предоставления выбора педагогу в его работе рассчитанных на 34ч и 35 ч. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса. В результате прохождения курса должны быть достигнуты определённые результаты. Личностные результаты: -формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; -продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами; -умение осуществлять информационную, познавательную деятельность с использованием различных средств связи и коммуникации. Предметные результаты: -формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; -овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); -формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости); -обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; -взаимодействие со свертниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований по аэробике; -планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха, досуга с использованием средств аэробики; изложение фактов истории развития аэробики и её значение в жизнедеятельности человека, её места в спорте, физической культуре; -измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела); -развитие основных физических качеств; -оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстниками при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; -организация и проведение со сверстниками подвижных музыкальных и сценических игр, спортивных эстафет; подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных элементов аэробики, осуществление объективного судейства программ своих сверстников; -анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; -видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; -выполнение технических средств с музыкальным сопровождением. Тематическое планирование (1 вариант)
Содержание программы факультатива «Аэробика» 5 класс Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). История развития аэробики в России и странах зарубежья Обрядовые танцы. Ритмизированная двигательная деятельность. Понятие «аэробика», система Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды. Развитие ритмической гимнастики в России и странах зарубежья. Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам Аэробика – спортивная, оздоровительная, фитнес-аэробика. Официальный статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика в Республике Беларусь. Аэробика высокой и низкой интенсивности. Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их разновидностей Базовые элементы аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Особенности выполнения: основное положение стоп, бедер, таза, туловища, головы. Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики Ознакомление и разучивание соединения (связки) двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей. Выполнение связок под счет. Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей. Выполнение комбинаций под счет. Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: повышение сопротивляемости утомлению в двигательной деятельности, затрагивающей не только физические, но и сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления; постепенное увеличение числа повторений или продолжительности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в пределах аэробных возможностей). Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: увеличить растяжимость мышц и эластичность синовиальных образований, увеличить подвижность в суставах, усилить кровенаполнение мышц. Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений. Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей Выполнение усложненных связок и комбинаций, выполняемых ассиметрично, с разноименными движениями рук и ног, со сбоем ритма, выполнение с ограничением зрительного анализатора, упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на гимнастической скамейке, игровые задания, требующие быстрого ориентирования в пространстве. Комплексное тестирование Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений). Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания Зависимость индивидуального здоровья, уровня развития его отдельных показателей от соблюдения принципов здорового образа жизни в процессе развития учащегося. Выработка установок на формирование здорового образа жизни, которые можно использовать в последующие периоды жизни: рациональное и сбалансированное питание; улучшение основных показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма, самоконтроль; ненапряженные отношения в семье, по месту учебы, формирование здорового психологического климата; закаливание; личная гигиена. Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных направлений Использование элементов танцевальных направлений в аэробике: латина, русский стиль, хип-хоп и др. Особенности техники выполнения движений. Определение музыкальных стилей. Подбор движений в соответствии с музыкальным стилем. Составление соревновательной композиции Прослушивание и подбор музыкальных произведений. Подбор музыкального сопровождения в соответствии с формой, ритмом, динамическими оттенками упражнения. Выбор темы. Закономерности составления композиции аэробики: вступление, завязка, развязка, кульминация, медленная основная часть, апофеоз, финал, концовка. Составление композиций с их последующим анализом. Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка. Тематическое планирование (вариант 2)
Примерное содержание занятия. Теоретические сведения ( 1,5ч.) История возникновения аэробики. Виды аэробики. Фазы занятия. Частота сердечных сокращений по время занятия. Знакомство и обсуждение данной темы. Какие физические качества развиваются посредством занятий аэробикой. Элементы танца оздоровительной аэробики, музыкальное сопровождение. Польза от занятий оздоровительной аэробикой. Сбор информации детьми и обсуждение. Личное отношение детей к значимости и пользе занятиями аэробики. Тема: “Формирование правильной осанки”(2ч.) Осанка - что это такое? Роль позвоночника в здоровье человека. Ознакомление, обсуждение. К чему приводит неправильная осанка? Как избежать сутулости? Сбор информации, поиск в литературе тест - упражнения правильной осанки, подбор и составление комплекса упражнений по устранению неправильной осанки. Демонстрация КУ своим товарищам, обсуждение. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности. Учащиеся должны знать: о современных системах соревнований по аэробике; о влиянии аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики; требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания. Учащиеся должны уметь: постоянно поддерживать правильную осанку; применять полученные знания в ходе занятий аэробикой: выполнять базовые элементы аэробики и их разновидности, с предметами, специальным оборудованием, шаги различных танцевальных направлений, связывать между собой перечисленные элементы в блоки и комбинации, подбирать музыкальное сопровождение в соответствии со стилем движений и в целом с композицией; провести разминку и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные) соревнования по аэробике, выступать в показательных выступлениях. Типы факультативных занятий, рекомендованных к использованию педагогам – практические: учебно-тренировочные, контрольные, хореографические, методические и соревновательные занятия. Организация занимающихся на занятиях аэробикой предусматривает использование методов: фронтальный, групповой, индивидуальный. Методы освоения и регламентации двигательных действий, используемые в занятиях аэробикой –переменный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и соревновательный методы. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется также как фактор обучения – легче запоминаются движения. Литература 1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П.Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие/Планета фитнес.- М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. - 72 с. 3. Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании школьников: Учебно-методическое пособие. Мн: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 997. 4. Виру А.А. Физиологические основы оздоровительного вия ритмической гимнастики: Учебно-методическое пособие.Тарту:Тартуский университет, 1991. 5. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех// Здоровье. 1993. №1. С. 42-43. 6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий/Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с. 7. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989. Интернет - сайты 1. Спортивная аэробика. Что это? http://www.fitnes-aero.org/?m=9&s=10 2. О спорте и травмах. Фитнес (аэробика, шейпинг). http://stada.ru/user/diseases/a1458d1433.html 3. Комплекс упражнений оздоровительной аэробики (онлайн урок). http://uroki-online.com/sport/fitness/894-kompleks-uprazhneniy-ozdorovitelnoy-aerobiki-onlayn-urok.html 4. 4. Следите за осанкой - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/276dfe65-b9fb-4a7e-9e10-71475936eecc/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f 5. "Формула здоровья". - http://festival.1september.ru/articles/212921/ |