ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (для 3 класса) составлена на основе авторской программы Неменского Б.М., Неменской Л.А., Горяевой Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Москва, Просвещение, 2012г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общей целью начального общего образования с учётом специфики учебного предмета является: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом: «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». 3 класс, учебник. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2013г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Целью данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений является:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачами данной программы в области формирования системы знаний, умений являются:
- развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни..
- приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
- содействовие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектурой;
- способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является урок. На уроках используются индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах. Отбор приёмов и методов обучения осуществляется с учётом технологии развивающего обучения.
Основные виды учебной деятельности—практическая художественно- творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание авторской программы рассчитано на 34 учебных недели, 1 час в неделю, всего 34 часа
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа (34 учебных недели)
Количество часов в неделю: 1 час .
В рабочей программе изменений нет.
Количество часов для проведения проектов – 2ч.
Количество часов для проведения выставок детских работ – 2ч.
Количество часов для проведения экскурсий -1ч.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная роль художественного образования в школе—духовно- нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусстве других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности, фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественну. деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладением умением творческого видения с позиций художника;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании);
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Искусство вокруг нас ( 34 часа) Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художественных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера – интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник. Искусство в твоём доме – 8ч.
Искусство на улицах твоего города – 7ч.
Художник и зрелище – 11ч.
Художник и музей – 8ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы
учебного
времени
| Характеристика учебной деятельности
| Плановые
сроки
прохождения
| Примечания
| Искусство в твоём доме (8 часов)
| 1.
| Твои игрушки. Разнообразие форм и декора игрушек. Лепка игрушки из пластилина.
| 1ч.
| - Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек;
- понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления;
- учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета;
-уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения;
- понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты;
- понимать зависимость характера узора, цветового решения предмета от того, кому и для чего он предназначен;
- знать и называть отдельные элементы оформления книги;
- овладевать навыками коллективной - приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения;
- осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме;
- уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев – Мастеров;
- эстетически оценивать работы сверстников.
| 02.09
|
| 2.
| Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: её формы, силуэт, нарядный декор. Лепка посуды с росписью.
| 1ч.
| 09.09
|
| 3.
| Обои и шторы у тебя дома. Повторяемость узора в обоях. Создание эскизов обоев или штор.
| 1ч.
| 16.09
|
| 4.
| Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка для мамы или бабушки.
| 1ч.
| 23.09
|
| 5.
| Твои книжки. Разработка детской книжки- игрушки с иллюстрациями.
| 1ч.
| 30.09
|
| 6.
| Твои книжки. Разработка детской книжки- игрушки с иллюстрациями.
| 1ч.
| 07.10
|
| 7.
| Открытки. Форма открытки и изображение на ней. Создание эскиза открытки.
| 1ч.
| 14.10
|
| 8.
| Труд художника для твоего дома. Обобщающий урок. Выставка и обсуждение детских работ.
| 1ч.
| 21.10
|
| Искусство на улицах твоего города (7 часов)
| 9.
| Памятники архитектуры. Изображение старинного здания.
| 1ч.
| - Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного села;
- понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь;
- овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта;
- сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники), выявляя в них общее и особенное;
- уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров при создании нарядных обликов фонарей;
- фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина;
- уметь видеть образ в облике машины;
- видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта;
- создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию;
- овладевать приёмами коллективной творческой деятельности.
| 11.11
|
| 10.
| Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Изображение парка, сквера (коллаж).
| 1ч.
| 18.11
|
| 11.
| Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки или ворот (вырезание из бумаги).
| 1ч.
| 25.11
|
| 12.
| Волшебные фонари. Графическое изображение фонаря.
| 1ч.
| 02.12
|
| 13.
| Витрины. Витрины как украшение города. Создание проекта оформления витрины любого магазина.
| 1ч.
| 09.12
|
| 14.
| Удивительный транспорт. Автомобили разных времён. Изображение образа фантастической машины.
| 1ч.
| 16.12
|
| 15.
| Труд художника на улицах твоего города (села) – обобщающий урок. Создание коллективного панно «Наше село».
| 1ч.
| 23.12
|
| Художник и зрелище (11 часов)
| 16.
| Художник в цирке. Выполнение аппликации на тему циркового представления.
| 1ч.
| - Придумывать и создавать красочные выразительные аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами;
- учиться изображать яркое, весёлое, подвижное;
- сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы;
- овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции;
- иметь представление о разных видах кукол;
- придумывать и создавать выразительную куклу;
- применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани;
- использовать куклу для игры в кукольный театр;
- отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу;
- конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику;
- уметь видеть и определять в афишах – плакатах изображение, украшение и постройку;
- объяснять работу художника по созданию облика праздничного города;
- фантазировать о том, как можно украсить город к празднику;
- создавать в рисунке проект оформления праздника;
- понимать роль праздничного оформления для организации праздника;
- овладевать навыками коллективного художественного творчества.
| 13.01
|
| 17.
| Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
| 1ч.
| 20.01
|
| 18.
| Художник – создатель сценического мира. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
| 1ч.
| 27.01
|
| 19.
| Театр кукол. Создание куклы к кукольному спектаклю.
| 1ч.
| 03.02
|
| 20.
| Образ куклы, её конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю.
| 1ч.
| 10.02
|
| 21.
| Маски. Конструирование выразительных и острохарактерных масок.
| 1ч.
| 17.02
|
| 22.
| Условность языка масок и их декоративная выразительность. Конструирование выразительных и острохарактерных масок.
| 1ч.
| 24.02
|
| 23.
| Афиша и плакат. Создание эскиза плаката – афиши к спектаклю.
| 1ч.
| 03.03
|
| 24.
| Праздник в городе. Выполнение рисунка проекта оформления города.
| 1ч.
| 10.03
|
| 25.
| Элементы праздничного украшения города. . Выполнение рисунка проекта оформления города.
| 1ч.
| 17.03
|
| 26.
| Школьный карнавал. Обобщающий урок. Украшение класса работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства.
| 1ч.
| 31.03
|
| Художник и музей (8 часов)
| 27.
| Музей в жизни города. Разнообразие музеев. Посещение школьного музея.
| 1ч.
| - Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием;
- выражать настроение в пейзаже цветом;
- иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах;
- развивать живописные и композиционные навыки;
- изображать натюрморт по представлению;
- развивать композиционные навыки;
- иметь представление о картинах исторического и бытового жанра;
- осваивать навыки изображения в смешанной технике;
- рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры;
- участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность;
- понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
| 07.04
|
| 28.
| Картина – особый мир. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению.
| 1ч.
| 14.04
|
| 29.
| Картина – портрет. Создание портрета хорошо знакомых людей.
| 1ч.
| 21.04
|
| 30.
| Картина – натюрморт. Создание радостного, праздничного натюрморта.
| 1ч.
| 28.04
|
| 31.
| Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье.
| 1ч.
| 05.05
|
| 32.
| Учимся смотреть картины. Изображение в картинах событий из жизни людей.
| 1ч.
| 12.05
|
| 33.
| Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного.
| 1ч.
| 19.05
|
| 34.
| Художественная выставка. Обобщающий урок.
| 1ч.
|
| МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Дополнительная литература
1. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Москва, Просвещение, 2012год.
2. Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. М.: «ВАКО», 2013г.
№ п/п
| Наименование объектов и
средств материально-
технического обеспечения
| Число
| Примечание
| по требованиям
| фактически
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| 1.
| «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». 3 класс, учебник. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2013г.
| К
| 11
|
| Технические средства обучения и оборудование кабинета
| 2.
| Настенная магнитная доска
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экспозиционный экран
Принтер лазерный
| Д
Д
Д
Д
Д
| 1
1
1
1
1
|
| Оборудование класса
| 3.
| Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
| Ф
Д
Д
| 14 мест
1
3
|
| |