Дата
| №
| Тема
| Кол-во
часов
| Решаемые проблемы
| Понятия
| Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
|
Искусство в твоём доме (8 ч.)
|
|
5.09
| 1
| Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов.
| 1
| Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
| Композиция, колорит.
| Личностные:
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека;
-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;
- умение радоваться успехам одноклассников;
|
12.09
| 2
| «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов.
| 1
| Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
| Сервиз, гармония, колорит.
|
19.09
| 3
| «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы.
| 1
| Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
| Цветочный рисунок, природные элементы, ритм, периодичность.
| - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
|
26.09
| 4
| «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель).
| 1
| Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический)
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.
Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
| Мотив, акцент.
|
3.10
| 5-6
| «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги.
| 2
| Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.
| Искусство книги, переплёт, суперобложка,
титульный лист, шмуцтитул,
концовка.
|
10.10
| 7
| «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки.
| 1
| Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
| Лаконизм,
изобразительность
| Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
|
17.10
| 8
| «Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
| 1
| Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
| Повторение
пройденных
понятий.
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
|
|
|
24.10
| 9
| «Памятники архитектуры».
Работа с бумагой, красками, ножницами. Составление облика зданий из бумажных заготовок.
| 1
| Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
| Памятник
архитектуры,
зодчество.
|
31.10
| 10
| «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация.
| 1
| Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
| Садово-парковое
искусство.
| -Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные:
Уметь:
-пользоваться языком изобразительного искусства;
-донести свою позицию до собеседника;
-оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать высказывания собеседников;
-выразительно читать и пересказывать содержание текста;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
|
14.11
| 11
| «Ажурные ограды».
Работа в смешанной технике-рисование, объёмная аппликация.
| 1
| Воспринимать, сравнивать, давать
эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
| Ажур.
|
21.11
| 12
| «Волшебные фонари».
Объёмная поделка из бумаги.
| 1
| Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
| Миниатюрность,
колоссальность.
|
28.11
| 13
| «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги.
| 1
| Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
| Эклектика, коллаж.
| Учиться
-согласованно работать в группе: планировать и распределять работу между участниками проекта;
-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
|
5.12
| 14
| «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта.
| 1
| Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными
конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
| Конструктор.
|
12.12
| 15
| «Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.
| 1
| Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов
| Повторение
пройденных
понятий.
|
Художник и зрелище (10 ч.)
| Предметные:
-Конструирование и лепка.
-Рисование с натуры и представлению
-Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. -Работа с акварелью и гуашью;
-художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент.
-Конструирование из цветной и белой бумаги.
-Конструктивное строение: объемное изображение фигур.
-Выполнение эскизов.
-Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
-Декоративно-прикладное творчество.
|
19.12-
26.12
| 16-
17
| «Художник в цирке».
Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации.
| 2
| Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
| Занавес, костюмы,
реквизит, освещение.
|
16.01-
23.01
| 18-
19
| «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки.
| 2
| Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
| Макет, декорация.
|
30.01-
6.02
| 20-
21
| «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью-шитьё.
| 2
| Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
| Пропорции,
утрированность.
|
13.02-
20.02
| 22-
23
| «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной.
| 2
| Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
| Карнавал.
|
|
27.02
| 24
| «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами.
| 1
| Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
|
|
6.03
| 25
| «Праздник в городе».
| 1
| Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
| Контраст, сочетание.
|
13.03
| 26
| «Школьный карнавал». Обобщающий урок.
| 1
| Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
|
|
|
Художник и музей (8 ч)
|
20.03
| 27
| «Музей в жизни города». Рисование на свободную тему.
| 1
| Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
| Оригинал,
репродукция.
|
|
3.04
| 28
| «Картина — особый мир. Картина-пейзаж».
Рисование картины-пейзажа (краски).
| 1
| Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
| Шедевр,
экскурсовод,
Экскурсия.
|
|
10.04-
17.04
| 29-
30
| «Картина-портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши).
| 2
| Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
| Композиция.
|
|
24.04
| 31
| «Картина-натюрморт».
Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши).
| 1
| Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
|
|
|
8.05
| 32
| «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему.
| 1
| Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
|
|
|
15.05
| 33
| «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении.
| 1
| Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
| Уличный дизайн, парковая скульптура.
|
|
22.05
| 34
| Обобщающий урок. «Художник и музей».
|
| Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
|
|
|