МБОУ «Молодёжнеская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директором школы
Железновой Н.Г. Киликельдина Т.В.
______________ ________________
«____»_________2013 г. « ____»___________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования
3 класс
2013-2014 учебный год
Автор: Б.М. Неменский
Составитель программы
учитель начальных классов
Батищева Марина Георгиевна
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе («Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 20132год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников: «Искусство вокруг нас», Б.М. Неменский, М. «Просв», 2012г. «Поурочные разработки по изобразительному искусству» М.А.Давыдова,
для учащихся («Хохломская роспись» Ю. Г. Дорожкин, «Росписи Хохломы», Репродукции известных художников, )
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения ИЗО.
Развитие способности к эмоционально- ценностного восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний основ художественной грамотности;
-овладение способами деятельностей использование приобретенных знаний и умений;
-освоение компетенций ценностносмысловая, ценностно–ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной, компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитиях художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культур и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 3 классах,.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 3 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и тп. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция),
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения,
наиболее крупные художественные музеи России известные центры народных художественных ремесел России
должны уметь:
-применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
-различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
-применять основные средства художественной выразительности рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению);
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображения), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-владеть компетенциями: коммуникативный, личностное саморазвитие, ценностно- ориентационная, рефлексивная.
Способны решать следующие жизненные практические задачи:
-для самостоятельной творческой деятельности
-для обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) пр посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.
Владеть компетенциями: личностное саморазвитие, коммуникативное ценностно-ориентационная, рефлексивная
Цели курса:
| Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
| Задачи курса:
| Развивать у школьников интеллектуальных способностей, пространственного воображения, творческих видов деятельности.
| Развитие художественно-образного мышления
| Активное приобщение школьников к миру искусства планируется через познание художественного смысла окружающего предметного мира, через предметы, которые имеют не только утилитарное назначение, но и служат носителями духовной культуры.
| Методы и формы
| Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно- поисковый, интерактивный, метод стимулирования и мотивации.
Использование индивидуальных и групповых видов работ.
| Межпредметные связи
| Литература, музыка, история, естествознание, технология,
| Проектная деятельность
| Создание и защита самостоятельно созданных творческих и компьютерных презентаций, что формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний.
| Форма контроля
| Организация выставок лучших работ учащихся, работы выполненные на уроках. Могут быть использованы в качестве подарков родным и друзьям, могут применяться в оформлении класса и школы.
| Знания
| Технику работы акварелью, гуашью, карандашом, фломастерами;
Приемы работы с некоторыми видами материалов (бумага, бумажные трафареты, пластилин);
Роль цвета, композиции, фактуры материала при создании художественной работы;
Ряд произведений изобразительного искусства и фамилии их создателей;
Назначение музеев в жизни людей;
Названия и суть средств художественной выразительности в изобразительном искусстве;
Технику безопасности при работе на уроках изобразительного искусства.
| Умения
| Представлять любой предмет с точки зрения в его участии создании братьев –Мастеров;
Различать предметы народного творчества по их специфическим особенностям и материалу;
Характеризовать и эстетически оценивать разные образцы художественного творчества, представленные на уроках;
Владеть специальной искусствоведческой терминологией;
Пользоваться приемами анализа в оценке художественных произведений;
Моделировать роль экскурсовода при показе школьной выставки.
| Объём программного материала (суммарно в год) и количество часов в неделю.
| 34 часа в год ( по 1 часу в неделю) в соответствии с базисным образовательным на 2013 – 2014 учебный год
| Материально – техническое обеспечение курса
| Книгопечатная продукция:
Учебники:
Е.И.Коротеева Изобразительное искусство 3 класс Просвещение
Методические пособия:
Рабочие программы 1 – 4 классы
Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».. Составитель М.А. Давыдова М.: Просвещение Москва – «Вако»-2013
Технические средства обучения:
Классная доска.
Магнитная доска.
Компьютер с принтером
Мультимедийный пректор
Оборудование класса:
Ученические столы с комплектом стульев.
Шкафы для хранения дидактических материалов
|
№
п/п
| Дата прове-дения
| Тема урока
| Кол-во часов
| Оборудование
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовленности учащихся
| Вид контроля
(П/р)
| Элементы дополнитель-ного содержа-ния
| Искусство в твоем доме
| 1-2
|
| Тема: Твоя игрушка (создание формы роспись).
| 2
| Игрушки, посуда, Гжель, Хохлома, презентация
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Богатство и разнообразие художественной культуры России.
| Учащиеся должны знать:
- образцы игрушек Дымкого, Филимонова, Хохломы, Гжели;
- работу мастера по изготовлению посуды: конструкция- форма – украшение, роспись; Учащиеся должны уметь: - выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки;
- расписать посуду используя элементы Хохломской росписи;
- изобразить посуду по своему образцу.
| индивидуальный
| Отличительные черты Гжели от Хохломы (цвета)
| 3-4
|
| Тема: Твоя посуда
| 2
| Посуда, Гжель, Хохлома презентация, рисунки
| 5
|
| Тема: Мамин платок
| 1
| Русские платки, ткань с растительным орнаментом.
| Разнообразие композиционных вариантов построения узора на цветном поле платка
| Учащиеся должны знать:
- в общем искусство росписи тканей;
- разнообразие художественных росписей платков, назначение платков Учащиеся должны уметь:
- составить простейших орнамент;
- отличать платок от ткани.
| «Создание эскиза росписи платка»
|
| 6
|
| Тема: Обои, шторы, в твоем доме,
| 1
| Образцы обоев разного назначения.
| Разнообразие композиционных вариантов построения узора на цветном поле бумаги.
| Учащиеся должны знать:
- Роль художников в создании обоев, штор; Учащиеся должны уметь:
- разработать эскиз для создания образа будущей комнаты и ее назначение (детская, спальня и т.п.) - создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа)
| «Создание орнамента для обоев»
|
| 7
|
| Тема: Твоя книжка.
| 1
| Выставка книг.
|
| Учащиеся должны знать:
- роль художника в создании книги;
- роль обложки, шрифта, буквицы. многообразие видов книг. Учащиеся должны уметь:
- отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации; - самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт.
| «Книжка- малышка»
|
| 8
|
| Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка).
| 1
| Образцы гравюр
|
| Учащиеся должны знать:
- виды графических работ Учащиеся должны уметь:
- выполнить простую графическую работу; - выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.
| Сделать поздравительную открытку
| Отличие литографии от линогравюры.
| Искусство на улицах твоего города.
| 9
|
| Тема: Памятники архитектуры – наследие веков
| 1
| презентация
| Памятники архитектуры имеют своё неповторимое «лицо».
| Учащиеся должны знать:
- основные памятники города, где они находятся. Учащиеся должны уметь:
- узнавать памятники ВОВ, гражданской войны; - изобразить один из памятников
| индивидуальные рисунки для кол-го панно
| Скульптора Е. Вучетича, его работы
| 10
|
| Тема: Парки, скверы, бульвары.
| 1
| Дворцовые парки Петродворца, современные мемориалы,
| Составляющие части парков и скверов. Их проектирование художником на рисунок.
| Учащиеся должны знать:
- в чем заключается работа художника- архитектора Учащиеся должны уметь:
- изобразить парк или сквер - изобразить детскую площадку или бульвар для раздумий.
| Рисовать разные парки, скверы – по характеру.
| Что такое ландшафтная архитектура
| 11
|
| Тема: Ажурные ограды
| 1
|
| Орнаментальное построение ограды на основе строгих вертикалей.
| Учащиеся должны знать:
- что такое ограда, ажурная для чего она нужна.
Учащиеся должны уметь:
- создавать ограду по собственному замыслу.
| Проекты ажурных оград.
|
| 12
|
| Тема: Фонари на улицах и парках
| 1
| Отрывок сказки Г.Х. Андерсена «Старый фонарь»
| Конструирование на уроке объемных фигур.
| Учащиеся должны знать:
- виды и назначение фонарей Учащиеся должны уметь:
- придумать свои варианты фонарей для детского праздника
| Проекты фонарей
|
| 13
|
| Тема: Витрины на улицах
| 1
| картины
| Главный принцип построения композиции витрин.
| Учащиеся должны знать:
- оформление витрин по назначению и уровню культуры города Учащиеся должны уметь:
- отличать разные витрины;
- составить проект оформления витрины
| Индив. оформление своей витрины
| Витрины как украшение улицы
| 14
|
| Тема: Транспорт
| 1
| Презентация, картины
| Использование, виды, конструирование транспорта.
| Учащиеся должны знать:
- разные виды транспорта Учащиеся должны уметь:
- изобразить разные виды транспорта
| Проекты машины
| Многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью
| Тема: Художник и зрелище
| 15
|
| Тема: Художник в цирке
| 1
| Прослушивание музыкального фрагмента (ария Леля, ария Шемаханской царицы)
| Передача пропорций и динамики человеческой фигуре и пластике животных
| Учащиеся должны знать:
- что такое «цирк»;
- композиционное построения здания. Учащиеся должны уметь:
-выражать свои чувства через рисунок.
| Индив. циркового зрелища
| Истоки циркового искусства.
| 16
|
| Тема: Художник в театре.
| 1
| Слайды с изображением выразительных характеров, сказка по выбору
| Художественно-декоративное оформление театра. Цветные декорации, освещение… Актерский коллектив-труппа.
| Учащиеся должны знать:
- истоки театрального искусства Учащиеся должны уметь:
- создать эпизод театральной сказки; - нарисовать арену древнего театра
| Создание театра на столе
| Каким был древний античный театр
| 17-18
|
| Тема: Театральные маски
| 2
| Слайды о карнавале, рисунке.
| Передача в маске мимики, различных эмоциональных состояний персонажа.
| Учащиеся должны знать:
- историю происхождения театральных масок Учащиеся должны уметь:
- конструировать маску из бумаги; - конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика);
- расписать подчеркивая ее характер
| индив. изготовление масок
| Роль художника в создании маски, об условности языка масок
| 19-20
|
| Тема: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм
| 2
| Слайды с изображение театральных масок, репродукции из книг о кукольном театре
| Разные конструкции актеров кукол.
| Учащиеся должны знать:
- отличие кукольного театра от других видов театра;
- театр кукол-пример видового разнообразия театра.
- что такое перчаточная куклы Учащиеся должны уметь:
- создать эскиз театральных кукол-персонажей
- изготовить голову перчаточной кукле.
| индивид. изготовление кукол
|
| 21-22
|
| Тема: Афиша
| 2
| Плакаты, афиши, ЭЭ, ПК,
| Компоновка изображения по отношению к бумаге.
| Учащиеся должны знать:
- назначение афиши;
- различие между плакатом и афишей Учащиеся должны уметь:
- создать эскиз афиши к спектаклю.
| Индив. составления эскиза афиши
| Создавать эскиз афиши группой без помощи учителя.
| 23-24
|
| Тема: Художник и цирк. Праздник в городе
| 2
| С.Маршак «Цирк», слайды с клоунами, цирка
| Атрибуты городского праздника.
| Учащиеся должны знать:
- отличие и сходство театра и цирка Учащиеся должны уметь:
- создать эскиз циркового представления - изобразить цирковой персонаж в движении
| Индив. рисунок своего праздника
| Элементы оформления созданные художником в цирке: костюм, реквизит
| 25.
|
| Тема: Школьный карнавал.
| 1
|
| Праздник «Ура, мы подросли»
|
| Урок-праздник
|
| Художник и музей
| 26
|
| Тема: Музеи в жизни города
| 1
| Третьяковская галерея, Эрмитаж. презентация, фильм
| Интерьер музея. Содержание музеев.
| Учащиеся должны знать:
- что в музеях хранятся лучные произведения искусства . Учащиеся должны уметь:
- изобразить интерьер музея - создать образ музея (работа в паре)
|
| Из чего состоит интерьер музея. Крупнейшие музеи страны
| 27-28
|
| Тема: ИЗО, картина пейзаж
| 2
| Репродукции картин Шишкина, Куинджи, Айвазовского
| Станковое искусство шедевры мирового искусства. Цветовая гамма, ритм, форма. Сюжетная линия, её раскрытие автором.
| Учащиеся должны знать:
- что такое картина-пейзаж;
- роль цвета в пейзаже. Учащиеся должны уметь:
-изобразить пейзаж по представлению;
| Изобразить два разных пейзажа по настроению
| Знаменитые картины-пейзажи Айвазовского, Шишкина
| 29
|
| Тема: Картина натюрморт
| 1
| Репродукции натюрмортов Петрова-Воткина, В.Стожарова, В.Ван-Гога и др
| Натюрморт- это своеобразный рассказ о человеке. Отличия натюрморта от пейзажа.
| Учащиеся должны знать:
- что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт Учащиеся должны уметь:
- изобразить натюрморт по представлению
| Изобразить по памяти натюрморт.
|
| 30-31
|
| Тема: Картина портрет
| 2
| Портреты: Ф.Рокотова, В.Серова, И. Репина, эпохи Возрождения
| Портрет - изображение именно конкретного человека. Фрагменты составляющие портрет.
| Учащиеся должны знать:
- жанр портрета. Учащиеся должны уметь:
- нарисовать портрет близкого человека;
- создать самостоятельно живописный портрет близкого человека
| Изобразить портрет интересного человека
| Знаменитые картины, портреты
| 32
|
| Тема: Картины исторические и бытовые
| 1
| Слайды «Мамаев курган», «колокола Хатыни» и тп,
| Рассматривание картины в целом, так и по отдельным частям
| Учащиеся должны знать:
- отличие исторических и бытовых картин Учащиеся должны уметь:
- изобразить сцену из повседневной жизни людей
| Изобразить композицию исторических событий, будней человеческой жизни
| Мемориал Воинской славы в Волгограде
| 33
|
| Тема: Скульптура в музеи и на улице
| 1
| известные скульптурные памятники, парковая скульптура разных эпох
| Назначение скульптур в мире.
| Учащиеся должны знать:
- что такое скульптура; Учащиеся должны уметь:
- смотреть на скульптуру .
| Вылепить из глины, пластилина фигурку человека, животного
| Разнообразие скульптурных материалов, парковая скульптура
| 34
|
| Тема: Художественная выставка, обобщение темы четверти
| 1
| Лучшие работы учащихся, оформление панно
| Что бы было бы, если не было бы художника и его помощников Братьев-Мастеров
| Учащиеся должны знать:
- что такое выставка Учащиеся должны уметь:
- подготовить к выставке лучшие работы
| Итоговая выставка
|
|
|