Описание внеурочной деятельности
в МБОУ - Хотынецкой СОШ
В соответствии с требованиями введения ФГОС НОО в учебном плане отводится 80 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой часть образовательного процесса в школе. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отлична от урочной системы обучения. В рамках кружков используются следующие формы работы: экскурсии, круглые столы, устные журналы, КВН и т.д. Занятия по направлениям внеурочной деятельности в полной мере реализуют требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).
Внеурочная деятельность в МБОУ- Хотынецкой СОШ организуется по направлениям развития личности общеинтеллектуальное, духовно – нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, художественно- эстетическое через ведение регулярных внеурочных занятий (кружков).
При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы.
№ п/п
| Направление внеурочной деятельности
| Реализуемая программа
| Количество часов по классам
| 1а
| 1б
| 1в
| 2а
| 2б
| 2в
| 3а
| 3б
| всего
| 1
| Общеинтеллектуальное
| Удивительный мир книги
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| 11
| Умники и умницы
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| Светофор
|
|
|
|
| 2
|
|
| 1
| Экология и мы
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1
| Информатика и мы
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| Духовно-нравственное
| Моя первая клумба
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| 6
| Старинный русский быт
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1
| Проектная деятельность
Театр «Золотой ключик»
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| 3
| Общекультурное
| Я и мир
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| 4
| Школа хороших манер
|
|
|
| 1
|
|
|
|
| 4
| Спортивно-оздоровительное
| Подвижные игры
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
| 17
| Разговор о питании
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| Азбука здоровья
| 1
| 1
| 1
|
| 1
|
| 1
| 1
| Уроки здоровья
|
|
|
| 1
|
| 3
|
|
| 5
| Социальное
| Мы дружные ребята
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
| 10
| Проектная деятельность
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| 2
|
| Мир общения
|
|
| 1
|
|
|
|
|
| Уроки речевого творчества
|
|
| 1
|
|
|
|
|
| 6
| Художественно-эстетическая
| Бумажное кружево
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
|
| 32
| Модульное оригами
|
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| Вышивка бисером
|
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| Изонить
|
|
|
| 2
| 2
| 2
|
|
| Умелые ручки
|
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| Акварель
|
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| Веселая игла
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1
|
| Итого
|
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| 80
|
Внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Общеинтеллектуальное направление.
Это направление представлено кружками:
- «Удивительный мир книги»,
- « Умники и умницы»,
- « Светофор»,
- « Экология и мы»,
- « Информатика и мы».
«Умники и умницы» — курс, содержание которого вводит младшего школьника в многообразный мир знаний. Курс раскрывает перед обучающимися уникальность и богатство русского языка, математики, окружающего мира, чтения, способствует успешному формированию познавательного интереса и внимательного отношения к данным предметам.
Цель курса «Удивительный мир книги»- помочь детям, делающим первые шаги на пути овладения техникой чтения, войти в мир книг. Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято пронаправленный на расширение читательского пространства и обогащение опыта школьника-читателя.
Главная цель кружка «Информатика и мы» - развитие мышления младшего школьника от его наглядно-образного типа до тактического и творческого. Формирование умений пользоваться компьютером вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания.
Главными задачами курса «Экология и мы» - является формирование у обучающихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней; воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности; формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края и их приумножение. Занятия кружка «Светофор» обеспечивают расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов,
водителей, сотрудников ГИБДД.
Духовно-нравственное направление. Это направление внеурочной деятельности представлено кружками:
- «Моя первая клумба»,
-«Старинный русский быт»,
-«Проектная деятельность Театр «Золотой ключик».
Кружок «Старинный русский быт» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
«Проектная деятельность Театр «Золотой ключик» - это система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. В процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений этического содержания, у младших школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения. «Моя первая клумба» - данный курс представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Предполагает формирование нравственных чувств. Спортивно-оздоровительное направление.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках кружков
- «Подвижные игры»,
-«Разговор о питании»,
-«Азбука здоровья»,
- «Уроки здоровья»
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». В нашей школе уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни.
Цель курса «Разговор о правильном питании» – формирование у ребёнка сознательного отношения к своему здоровью в целом и к питанию в частности. Эта программа интересна и полезна для учеников, даёт им возможность не только узнать что – то новое, но и самим принимать активное участие в заботе о своём здоровье, сознательно выбирая наиболее полезные продукты и соблюдая основные правила рационального питания. Она помогает преодолевать трудности в организации правильного питания наших детей, формировать у детей навыки. Цель курса «Подвижные игры» – развитие физических качеств и совершенствование двигательных потребностей. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно – силовых способностей и др.)
В результате проведённых занятий ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. В предлагаемой программе курса «Уроки здоровья» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека. Основной задачей курса является формирование представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга. Кружок «Азбука здоровья» - курс направлен на подведение обучающихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей, на воспитание бережного отношения к здоровью и пониманию необходимости ведения здорового образа жизни. Содержание курса нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На занятиях обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно игровых ситуациях. Художественно-эстетическое направление. Это направление внеурочной деятельности представлено кружками:
- «Бумажное кружево»,
-«Модульное оригами»,
-«Вышивка бисером»,
-«Изонить»,
-«Умелые ручки»,
- «Акварель»,
-«Веселая игла». Программы, предлагаемые по художественно-эстетическому направлению, дают возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусств, развивать природные задатки и способности. Занятия в кружке «Акварель» способствуют развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения. Обучающиеся получат возможность освоить выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели, и мелков, угля, карандашей.
Основные содержательные линии программ «Бумажное кружево», «Модульное оригами», «Вышивка бисером», «Изонить», «Умелые ручки» «Веселая игла» направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определённых профессиональных навыков. Программы дают возможность ребёнку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Пересечение с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Художественное творчество предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Программы курса предусматривают задания, предполагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социальное направление. Это направление внеурочной деятельности представлено кружками:
-«Мы дружные ребята»,
-«Проектная деятельность»,
-«Мир общения»,
- «Уроки речевого творчества». «Проектная деятельность» Участвуя в проектной деятельности ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Занятия кружка «Мы дружные ребята» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Кружок «Мир общения» призван помочь детям адаптироваться в новых условиях в школе, учиться, правильно знакомиться и общаться.
Через игру, общение, познание создаётся возможность плавного освоение ребёнком социальной жизни. Как показывает опыт, и школьная и вообще социальная адаптация ребёнка осуществляется более успешно, если ребёнку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения. Таким образом, программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватному восприятию социальной жизни. Программа курса «Уроки речевого творчества» представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Занятия способствуют развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся. Цель курса - углубление и расширение знаний обучающихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка. Общекультурное направление. Это направление представлено кружками:
-«Я и мир»,
- «Школа хороших манер».
Актуальность и социальная значимость курса «Школа хороших манер» состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся, родителей, учителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащимся сами ищут ответы на вопросы темы. Занятия кружка «Я и мир» - призваны расширить экологические представления обучающихся начальных классов, которые они получают на уроках предмета Окружающий мир. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе. |