Рабочая программа «Музыка»
3 класс, базовый уровень
г
Разработана Геновым Владимиром Васильевичем
учителем музыки высшей квалификационной категории
Москва 2012 год
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 3 классе:
развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
авторская программа Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
CD «Учимся понимать музыку» (Кирилла и Мефодия)
CD «Волшебная флейта» обучающая игра.
Энциклопедия искусств
CD «Музыкальный класс» обучающая программа;
Интернет-ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса:
Афанасьев А. Н. Древо жизни. М: Современник, 1982.
Бондина А. Пение: Учебник для 4-го класса. Музыка, 1966.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб. / Сост. Н. Ч. Атанова, Е. В. Шишкина.
Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание, 1983.
Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 1994
Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Приме-
чание
| Лабора-
тор-
ные
и прак- тические
| Контроль-
ные и
диагности-
ческие
материалы
| Экс-
курсии
| I.
| Тема №1. “Музыка моего народа”
| 9 ч.
|
| 1 ч.
Обобщающий урок по теме «Музыка моего народа».
|
|
| II.
| Тема №2. “Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья нет непереходимых границ”
| 7 ч.
|
| 1 ч. Обобщающий урок по теме «Музыка стран ближнего зарубежья».
|
|
| III.
| Тема №3. ““Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ”
| 10 ч.
|
| 1ч.
Обобщающий урок по теме «Музыка разных стран и народов».
|
|
| IV.
| Тема №4. “Композитор - исполнитель – слушатель”
| 8ч.
|
| 1 ч. Обобщение тем года.
Урок-концерт.
|
|
| Тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс (34 часа).
| Содержание
| Кол-во часов
|
| 1 четверть.
Тема «Музыка моего (русского) народа».
|
9 часов
|
| 1. Введение в тему. Понятие – народная музыка.
Отличительные черты музыки народной и композиторской.
|
1 час
|
| 2. Особенности русской народной музыки, песни.
Понятия – a capрella, распевы.
|
1 час
|
| 3. Виды народных песен (лирическая, хороводная, плясовая).
| 3 часа
|
| 4. Частушка как пример устного народного творчества.
| 1час
|
| 5. Народная тематика в творчестве русских композиторов.
| 1 час
|
| 6 Оркестр народных инструментов.
| 1 час
|
| 7. Обобщение темы «Музыка моего народа».
| 1 час
|
| 2 четверть.
Тема «Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья (СНГ) нет непереходимых границ».
|
7 часов
|
| 1. Введение. Музыка Белоруссии и Украины.
Единство происхождения.
|
2 часа
|
| 2. Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан).
| 1 час
|
| 3. Узбекская народная музыка. Понятие – национальный колорит.
| 1 час
|
| 3. Казахская народная музыка.
| 1 час
|
| 4. Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония).
| 1 час
|
| 5. Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья».
| 1 час
|
| 3 четверть.
Тема «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
|
10 часов
|
| 1. Введение. Путешествие по Америке.
| 1 час
|
| 2. Путешествие по Италии: певческая культура страны.
| 1 час
|
| 3. Путешествие по Норвегии: творчество Э.Грига.
| 1 час
|
| 4. Путешествие по Австрии: венские классики.
| 1 час
|
| 5. Путешествие по Франции: творчество К.А.Дебюсси.
| 1 час
|
| 6. Путешествие по Испании: особенности музыкальных традиций
| 1 час
|
| 7. Путешествие по Польше: творчество М.К.Огиньского.
| 1 час
|
| 8. Путешествие по Японии: особенности музыкального языка.
| 1 час
|
| 9. Путешествие по Африке: музыкальная культура континента..
| 1 час
|
| 10. Обобщение темы «Музыка разных стран и народов».
| 1 час
|
| 4 четверть.
Тема «Композитор-исполнитель-слушатель».
|
8 часов
|
| 1. Введение. Три составляющих искусства.
| 1 час
|
| 2. Мастерство композитора.
| 2 часа
|
| 3. Мастерство исполнителя.
| 2 часа
|
| 4. Мастерство слушателя.
| 2 часа
|
| 5. Обобщение тем года. Урок-концерт.
| 1 час
| |