Скачать 152.83 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Касплянская средняя общеобразовательная школа» Смоленского района Смоленской области Концепция учителя физической культуры Жубровой Галины Викторовны 2012 год Содержание Введение
Заключение Введение Педагогическая проблема: Формирование культуры здоровья. Повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья. Актуальность проблемы: Образ жизни большинства школьников характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, и др. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Следует учитывать ещё и то, что некоторая часть учащихся имеет вредные привычки: курит, употребляет алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья учащихся, снижению иммунитета, повышению заболеваемости. Цель моей педагогической деятельности: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к своему здоровью. Для реализации цели необходима постановка следующих задач: 1. Укрепление и сохранение здоровья учащихся посредством физической культуры и внеклассных занятий; 2. Поиск творческих приемов и совершенствование навыков базовых двигательных действий, и вариативное использование их на уроках; 3. Расширение границ двигательной активности; 4. Развитие личности ребенка, оказание помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов самореализации. Содержание обучения и воспитания: Содержание предмета ориентировано на качественное обучение учащихся физкультурным знаниям, физическим упражнениям, способам деятельности, повышения уровня функциональных возможностей организма и на этой основе - укрепление физического здоровья. 1.Здоровьесберегающие технологии Осмысливая свой многолетний педагогический опыт, пришла к выводу, что значимость занятий физкультурой и спортом может отрицать только человек малограмотный, человек, лишенный права называться культурным. И бесспорно приоритетное начало отдаю обычному уроку физкультуры. Чтобы воспитать у каждого ребенка потребность к движению и здоровому образу жизни, необходимо помочь осознать персональную ответственность каждого за свое здоровье. Еще в VIII веке французский врач-просветитель Тиссо сказал: "Движение может заменить любое лекарство, и ни одно лекарство в мире не заменит движения". Я абсолютно уверена, что при помощи физических упражнений большая часть людей могла бы обойтись без медицины. Как дереву нужны испарение и чистое освежение при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет, так и человеческому организму необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьёзные упражнения. В этом я стараюсь убедить своих учащихся. В последнее время в педагогике появились технологии, которые помогают учителю в обучении и воспитании. Из ряда педагогических технологий здоровьесберегающие считаю приоритетными в своей работе. Они наиболее значимы по степени влияния на здоровье учеников. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся и уровня физического развития. Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и моей, как учителя физической культуры. Учебно-воспитательный процесс в нашей школе активно реализуется в виде программы “Здоровье”. 2. Здоровье сберегающие технологии на уроках физкультуры Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. При планировании и проведении урока опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
За годы педагогической деятельности накоплен опыт, апробировано много методик, сложилась своя методическая система. Ключевая идея моей методики: каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. Для решения проблемы подбираю упражнения разного уровня для детей основной, подготовительной и специальной группы. Стараюсь активизировать учебный процесс, делать его интересным. Провожу уроки в различной форме. Использую нестандартные формы: урок - презентация, интегрированный, урок- путешествие, метод проектов. В своей педагогической деятельности использую компьютерные технологии. В целях повышения уровня образованности ученика и прохождения теоретической части программы по физической культуре применяю презентации по ЗОЖ на такие темы: «Ортостатическая проба», «Приемы самоконтроля», «Функциональная проба», «Комплексы упражнений по атлетической гимнастике» и т.д. Использую метод проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное время, большей частью внеурочное. Метод проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Темы информационных проектов: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России» «Здоровый образ жизни» и др. Этот метод с успехом применяю при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Провожу уроки с музыкальным сопровождением: как оформление фона урока физической культуры, тихую мелодичную музыку использую в заключительной части урока, т. к она обладает седативным (успокаивающим действием, способствующим развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечнососудистой системы. Ритмичную музыку применяю во вводной части урока при выполнении ОРУ, в старших классах провожу уроки аэробики. Мажорные мелодии на уроке физической культуры придают школьнику бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. С ранней весны и до поздней осени занятия провожу на свежем воздухе: на спортивной площадке, беговой дорожке, стадионе. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью; наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всем учащимся класса. Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – метанием мяча, передача и ловля мяча -верхней передачей мяча в волейболе. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические обручи, теннисные и волейбольные мячи, скакалки. Среди детей нашей школы очень популярны такие игры, как «пионербол», «лапта», в старших классах волейбол, футбол. В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой. Для оценки физической подготовленности учащихся я использую разноуровневые тесты для измерения выносливости, силовых и скоростных способностей, тесты для оценки координационных способностей, позволяющие постоянно отслеживать результативность занятий. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к специальной группе, предлагаю подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ. На некоторых уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»: 1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни". 2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни? 3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам. 4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете? Что касается здоровьесбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием формирую представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета « Физическая культура » с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем. , в районных и областных соревнованиях по туризму, лыжам и.др. 3. Здоровье сберегающие технологии во внеурочное время Одной из задач физкультурно-оздоровительной деятельности является организация досуга учащихся. Вовлечение учащихся в кружки и секции, профилактическая работа с подростками и семьями, беседы о вреде алкоголизма, табакокурения, наркомании являются эффективными формами воспитательной работы учителя физической культуры. В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств. Традиционными стали спортивные праздники "Зарница", "Веселые старты", «Весело о спорте». В нашей школе проводятся Дни Здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. Продуманной и разнообразной является и внеклассная спортивная работа. Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по легкоатлетическому кроссу, волейболу, лыжным гонкам, шахматный турнир. При планировании этих соревнований разрабатываются положения для каждой возрастной группы. Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом. Ученики нашей школы участвуют в районных и областных соревнованиях по многим видам спорта и добиваются успехов В летнее время функционирование школы переходит в новое качественное состояние, выражением которого является пришкольный лагерь дневного пребывания, где дети активно участвуют в различных оздоровительных мероприятиях. «Самый быстрый, ловкий, прыгучий, меткий», «Зов джунглей», «Команда прыг- скок», «Команда быстроногих». По моему глубокому убеждению, учитель физкультуры – это не только урокодатель. Без постоянного общения с детьми не может расти и укрепляться авторитет учителя, нельзя достичь уважения к своему предмету, осознанного отношения к формированию здорового образа жизни. В своей работе я ориентируюсь на развитие личности школьника, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Поэтому сама часто принимаю участие в различных видах соревнований: «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнованиях среди работников образования 4. Результативность В течение каждого года планируется и проводится дважды в год мониторинг, выявляется уровни физической подготовки учащихся. Кроме того, в конце каждого учебного года анализируется частота заболеваний учащихся в школе за год (уменьшение или увеличение числа заболеваний). Как видно из представленной ниже диаграммы, наибольшее количество учащихся имеют заболевания зрения, сердечнососудистые и ВСД (вегето - сосудистая дистания), а так же ортопедические заболевания, в частности нарушение осанки и плоскостопие, астму и кожные заболевания. Необходимо отметить, что данные заболевания у учащихся имеются уже при поступлении в школу. За последние годы уменьшилось количество детей имеющие астму, заболевания кожи, зрения, ортопедические заболевания. Диаграмма заболеваний Изучение заболеваний учащихся через медицинские справки и карты показало, что наиболее часто встречающимися причинами пропусков занятий являются заболевания дыхательных путей – 20%, ОРВИ 72%. Исследования учащихся Касплянской школы по группам здоровья Из данной диаграммы видно, что учащиеся основной группы составляют более 50%, подготовительной от 34 до 40%, специальной от 5% до 3%. В 2010-2011 уровень основной группы понизился на 3%, а уровень подготовительной увеличился на 4 %, уровень спецгруппы значительно понизился. Рост уровня физической подготовки
Из таблицы видно, что рост уровня физического развития увеличивался по всем показателям: в беге на 30 метров, прыжках длину, сгибании разгибании рук в упоре лежа. Динамика роста физической подготовки учащихся 11 класса за 2010 – 2011г
Данная таблица показывает динамику роста физической подготовленности учащихся 11 класса за учебный год в прыжках в длину на 7,5 %, сгибании разгибании рук на 3,1% , в беге а 30м-2,7% Уровень физического развития за 3 года Уровень физического развития за последние 3 года показал, что большинство учащихся имеют средний уровень развития и этот результат стабилен. Высокий уровень физического развития составляет более 15%, а низкий составляет от 7% до 10%. Сравнительный анализ качества знаний и уровня обученности по физической культуре учащихся Касплянской МСОШ за 3 года(2008-2011 год)
Сранительный анализ качества знаний по предметам в Касплянской за 3 года Сравнительный анализ качества знаний за 3года показал, что качество знаний по предмету находится на стабильно высоком уровне и составляет более 90%. Мотивация к изучению предмета По результатам анкетирования можно сказать, что мотивация учащихся к физической культуре как к предмету на высоком уровне. В опросе принимали участие 62 ученика, из них урок физкультуры изучают с интересом - 83%, равнодушны к уроку - 8%, не любят - 2%. Положительной мотивации способствуют многочисленные соревнования - 25%, спортивные праздники – 33%, спортивные секции – 37% проводимые в школе в течении года. На уроке физкультуры детям нравится заниматься волейболом-46%, играть в лапту - 35%, пионербол – 24%, футбол 24%. Применение здоровьесберегающих технологий оказывает общеукрепляющее действие на организм ребенка и, как следствие, дети стали реже болеть. Возросла работоспособность на уроке. У детей наблюдается стабильный эмоциональный фон. Заключение Известно, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления. Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе я применяю здоровьесберегающие образовательные технологии, учу детей охранять свое здоровье, заботиться о нем. |