Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлено в соответствии с программой «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. (см. «Школа России»: концепция и программы для начальных классов. М.Просвещение 2003г.) Учебник « Изобразительное искусство. 2 класс» 2006 г.
Программой и учебным планом предусмотрено 34 ч.(1ч в неделю).
Программа построена с учетом интегративного подхода, который отражён в ее структуре:
1 ч - изобразительная деятельность;
1 ч - из образовательной области «Технология» или из вариативной
Цель программы - формирование целостной личности на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда в народных традициях.
Основные задачи курса:
- обеспечить обязательный минимум содержания начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно- эстетической среды общения с изобразительным искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектурой;
-способствовать формированию чувства национального достоинства,
культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Знания и умения учащихся к концу учебного года
учащuеся должны знать/понимать :
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарекой, гжельской керамики, филимоновекой, полх-майданской игрушки; уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешивания акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно, передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе - крупнее и ниже, дальше - мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями ; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственную оценку рассматриваемых произведений искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
|
| Темы беседы и
|
|
| Раздел программы
|
| № урока
|
| творческой работы
|
| Виды изобразительной
|
| Тип урока
|
| деятельности: материалы
| 1. Урок-сочинение
| Лето
| в
| произведениях
| ху-
| Основы
| художественного
|
| дожников
У.с.6-8
|
|
|
|
|
| изображения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рисование
| по памяти: ак-
|
| Нарисуй композицию «Мой
| варель, гуашь, кисти
|
|
| отдых летом»
Т.с.4-5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Урок-образ
|
Полюбуйся
|
многоцветьем
| Основы
| художественного
|
| земли в произведениях жи-
| изображения
|
|
|
|
| вописцев
У.с.9-13
|
|
|
|
|
| Рисование
| с
| натуры
| и
| по
|
|
|
|
|
|
| памяти: акварель, кисти
|
| Нарисуй, какой ты видишь
|
|
|
|
|
|
|
|
| землю своего города, села,
|
|
|
|
|
|
|
|
| поселка осенью
Т.с.6-7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Урок-эксперимент
|
Подивись палитре и форме
| Народный
| орнамент
| Рос-
|
| сокровищ
| земли.
| «Шитый
| сии
|
|
|
|
|
| жемчугом,
| камнями,
| само-
| Декоративная
| композиция
|
| цветами..»
У.с.14-15
|
|
|
|
|
| По
| мотивам узоров народ-
|
|
|
|
|
|
| ных головных уборов:
| ак-
|
| Укрась женские
| празднич-
| варель, кисти
|
|
|
| ные головные уборы драго-
| Подготовка к урокам
| худо-
|
| ценными самоцветами
|
| жественного труда
|
|
|
| Т.с.8 -
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Урок-повтор и ва-
| В
| мастерской мастера-гон-
| Орнамент в искусстве народов
| риация
| чара.
| Узнай
| тайну
| рожде-
| мира
|
|
|
|
| ния древних сосудов
У.с. 16-17
|
|
| Декоративная
| композиция
|
|
|
|
|
|
| по
| мотивам
| росписи
| бал-
|
| Повтори белой гуашью узо-
| харской и греческой
| кера-
|
| ры
| балкарских
| мастеров.
| мики: гуашь, кисти
|
|
|
| Нанеси
| узоры
| на
| кувшин
| Подготовка к урокам
| худо-
|
| для
| воды.
|
|
| жественного труда.
|
|
| Т.с.10-11
|
|
5.Урок – образ
| Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте
У.с.18 -19
Составь натюрморт из понравившихся сосудов.
Т.с.12.
Нарисуй с натуры натюрморт из двух или трёх предметов.
Т.с.13.
| Основы художественного изображения
Рисование с натуры натюрморта: простой или цветной карандаш, фломастеры, тушь, акварель, гуашь, кисти
(по выбору)
| 5нед.
| 6.Урок - образ
| Красота родной земли в произведениях графиков
У.с.20-21
Упражнение – эксперимент с графическими материалами
Т.с.14
Нарисуй с натуры крупные цветы с листьями
Т.с.15
| Основы художественного изображения
Рисование с натуры: карандаш, тушь, перо, фломастер (по выбору)
| 6нед.
| 7.Урок - сочинение на заданную тему
| Осень – пора цветовых контрастов.
Экспериментируй с палитрой осенних цветов контрастов
У.с.22 -25
Рисование праздничного стола с красивыми фруктами и овощами контрастных цветов
Т.с.16 -17
| Основы художественного изображения
Рисование по представлению: акварель,
гуашь, кисти, мозаика
цз цветной бумаги, ножницы, клей.
| 7нед.
| 8.
| В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров У.с. 26—27 Повтори за мастером элементы филимоновских узоров Т.,с. 18 Сочини декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона» Т.,с. 19
| Народный орнамент России Повтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. Декоративная композиция «Хозяйство деда Филимона»: гуашь, акварель, кисти, небольшие листы в форме прямоугольника, круга, квадрата, клей, ножницы
| 8нед.
| 9. Урок-повтор и вариация
| Узнай, почему красный называют прекрасным
У.с.28-30
Повтори за мастером знаки симво-
лы природных стихий
Т.с.20
Считая клеточки, нарисуй крас-
ную птицу- паву
Т.с.21
| Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
Цветные карандаши, фломастеры
Подготовка к урокам худ. труда
| 9нед.
| 10.Урок- образ
| Необычные превращения красного цвета в живописи
У.с.31-33
Экспериментируй: найди оттенки
Красного цвета в декоративном
натюрморте
Т.с.22
Нарисуй красивый натюрморт с натуры
Т.с.23
| Основы художественного изображения
Рисование с натуры
Рисование по памяти: белая гуашь, мелок чёрная гуашь, перо, кисти
| 10нед.
| 11.Урок-
образ
| Узнай, как белый и чёрный цвет, а создают образ.
Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу.
Изобрази любимое домашнее животное
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти: белая гуашь, мелок, чёрная гуашь, перо, кисти
| 11нед.
| 12.Урок – повтор и вариация
| В мастерской художника Гжели.
Узнай секрет рождения синей розы.
У.с.40-43
Повтори за мастером волшебный гжельский мазок
Т.с.26
Укрась гжельский чайник и сахарницу
Т.с.27
| Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи: синяя гуашь, кисти
Подготовка к урокам худ.труда
| 12нед.
| 13.Урок – образ
| Чародейка - зима в произведениях художников
У.с.44
Повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов.
Нарисуй свои варианты композиционных схем зимнего пейзажа
Т.с.28
Нарисуй свою картину зимнего леса
Т.с.29
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти
Рисование по представлению:
синяя гуашь, кисти
| 13нед.
| 14.Урок- импровизация
| Маска, ты кто?
У.с.47-49
Учись видеть и рисовать разные выражения лица (схематические наброски) Заверши роспись масок
Т.с.30.
Нарисуй весёлую маску для новогоднего представления
Т.с. 31
| Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
Карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, акварель.
Подготовка к урокам худ. труда:
Цветные лоскутки, фольга,
фантики, кусочки цветной бумаги, ножницы, клей.
| 14нед.
| 15.Урок- образ
| Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй:
Передай цветом радость зимнего праздника
У.с.50-52
Заверши в цвете новогодний натюрморт
Т.с.31
Рисуя с натуры, заполни лист новогодними цветными шарами
Т.с.33
| Основы художественного изображения
Рисование по представлению. Рисование с натуры : акварель, гуашь,кисти,цветные мелки.
| 15нед.
| 16.Урок -образ
| Знакомься с мастерством русских зодчих
У.с.53-56
Учись читать композиционные
схемы храмов на Руси
У.с.56
Нарисуй белокаменный храм, подивись стройности и красоте его пропорций
Т.с.35
| Основы художественного изображения
Рисование по представлению: акварель, гуашь, кисти, фломастеры.
Использование вырезанок храмов, выполненных на уроках художественного труда: силуэты.
| 16нед.
| 17.Урок – сочинение на заданную тему
| Какого цвета снег?
Зимние пейзажи в произведениях художников
У.с.58-61
Экспериментируй :измени яркий цвет белилами
Т.с.36
Нарисуй зиму такой, какой она тебе больше нравится
Т.с.37
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти
Рисование по представлению: белая гу-
ашь, кисти, акварель.
| 17нед.
| 18..Урок – сочинение на заданную тему
| Завершение темы предыдущего урока
У.с.62-63
Рисование схематических фигурок в движении
Изобрази в зимней картине фигурки ребят
Т.с.36-37
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти
Рисование по представле-
нию: аппликативный материал
| 18нед.
| 19.Урок - вариация и импровизация
| Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей
У.с.64-67
Заверши старинный изразец
Т.с.38
Нарисуй муравленый изразец
С понравившимся тебе сюжетом или орнаментом
Т.с.39; У.с.66-67
| Народный орнамент России
Декоративная компози-
ция по мотивам русских изразцов: акварель, белая гуашь, кисти
Подготовка к урокам худ. труда
| 19нед.
| 20.Урок-импровиза-
ция
| Послушай о чём может рассказать русская печь
У.с.68-71
Закончи «облицовку» печи изразцами
Т.с.42
Нарисуй эпизод сказки, в котором печь была бы одним
из героев
Т.с.40-41
У.с.70-71
| Народный орнамент России
Декоративная компози-
ция по мотивам русских изразцов фломастер, цвет-ные карандаши ,цветные мелки акварель ,кисти,
Подготовка к урокам худ. труда
| 20нед.
| 21.Урок – сочинение на заданную тему
| Русское поле.. Доблестные вои-
ны в работах народных мастеров и
художников
У.с.72-75
Дорисуй композицию «Русское поле». Изобрази воинов, высту-
пивших в поход на боевых конях защищать Русь. Рассмотри изображение воинских доспехов
Т.с.45
У.с.75
| Основы художественного изображения
Рисование по представле-
нию: карандаш, фломастер, тушь, перо, чёрная акварель, кисти, аппликационный материал для схематическо-
го изображения человека.
| 21нед.
| 22.Урок импровизация
| « А сама –то величава, выступа-
ет будто пава…»
Волшебный мир русского народного костюма
У.с.76-77
Нарисуй костюм красной девицы и костюм доброго молодца
Т.с.44
| Народный орнамент России
Декоративная компози-
ция по мотивам декора народного костюма: акварель, гуашь, кисти, карандаш.
Подготовка к урокам худ. труда.
| 22нед.
| 23.Урок –сочинение на заданную тему
| Сказки А.С.Пушкина в произведениях художников Палеха
У.с.78-80
Нарисуй свою иллюстрацию (героев) к «Сказке о царе Салта-
не» А.С. Пушкина
Т.с.45
| Основы художественного изображения
Рисование по представлению: гуашь, аква
рель. кисти, цветные мелки
|
23нед.
| 24.Урок- вариация и
импровизация
| Узнай, как передать радость и веселье в произведении искус-
ства
У.с.82-84
Укрась праздничные саночки по
Мотивам народных узоров
Т.с.46
| Народный орнамент России
Декоративная композиция
(украшение деревянных саночек): гуашь, акварель,
кисти
Подготовка к урокам худ.труда
| 24нед.
| 25.Урок-образ
| Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта
У.с.85-87
Нарисуй с натуры натюрморт с предметом старинного русского быта
Т.с.47
| Основы художественного изображения
Рисование с натуры : гуашь,акварель,кисти,тушь,перо,фломастеры,предметы натурной постановки
Подготовка к урокам худ.труда
| 25нед.
| 26.Урок-образ
| Чёрный не только цвет печали
У.с.88-90
Т.с.48
Нарисуй яркую, по- весеннему
звонкую картину «Увидал грача
весну встречай»
| Основы художественного изображения
Рисование с натуры и или по памяти, по представле-
нию: гуашь, акварель,
пастель.
| 26нед.
| 27.Урок-образ
| Космические фантазии
У.с.91-92
Нарисуй космические дали.
Передай праздник цвета незнакомой планеты
Т.с.50-51
| Основы художественного изображения
Рисование по представлению: самые раз-
нообразные
| 27нед.
| 28.Урок- образ
| Весна разноцветная
У.с.93-96
Выполни весеннюю картину-монотипию в любой цветовой гамме с графической дорисовкой
Т.с.52-53
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти и по представлению:фломастер,перо,тушь.
| 28нед.
| 29.Урок повтор и вариации
| Тарарушки-тарарушки-очень славные игрушки
У.с.98-99
Повтори за мастером из Полховского Майдана элементы
Народной росписи
Т.с.54
Нарисуй нарядную игрушку в подарок
Т.с. 55
| Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам народной роспи-
си: акварель, кисти.
Подготовка к урокам худ.труда
| 29нед.
| 30.Урок – повтор и импровизация
| Гостинец с весенней ярмарки-
Печатный пряник
У.с.100-102
Повтори за мастером рисунок с пряничной доски
Т.с.56
Сочини в эскизе узор своей резной доски для печатного пряника
Т.с.57
| Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам резной прянич-
ной доски:
графические
Подготовка к урокам худ. труда.
| 30нед.
| 31.Урок-образ
| Русское поле. Образ доблестного
Воина в скульптуре
У.с.103-104, Т.с.58-59
Нарисуй эскиз своей рельефной
Плиточки. Передай своё восхи-
щение подвигами бойцов.
Т.с.58-59
| Основы художественного изображения
Рисование по представле-
нию: тушь, гуашь,акварель,
кисти, фломастер.
Подготовка к урокам худ.труда.
| 31нед.
| 32.Урок-образ
| Братья наши меньшие
У.с.105-107.,Т.с.60-61
Нарисуй одного из домашних животных
Т.с.61
| Основы художественного изображения
Рисование по памяти и по представлению: графичес-
кие
| 32нед.
| 33.Урок-повтор
| Цветут цветы в орнаменте народов мира
У.с.108-109,Т.с.62
Повтори за мастером элементы растительного орнамента
Т.с.63
| Орнамент в искусстве народов мира
Рисование элементов орнамента (Франция,Еги-
пет, Россия) на полосе : гу-
ашь,акварель, фломастеры.
| 33нед.
| 34.Урок-повтор
| Всякому молодцу ремесло к лицу
У.с.110-111
Заверши цветом фигуры народ-
ных мастеров
Т.с.64
| Народный орнамент России
Завершение декоративной композиции в цвете: гу -
ашь, акварель, фломастеры.
| 34нед.
| |