ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируется его художественно – практические навыки.
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
Воспитание эстетических чувств. Интереса к изобразительному искусству;
Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (УУД), таких как:
формирование социальных, учебных и познавательных мотивов
Осознание ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, характера отношений к нему взрослых, развитие способности адекватно оценивать свои достижения и личностные качества
Осознание принадлежности к сообществу граждан на общекультурной основе. Целостное отношение к социальному и природному миру.
Освоение социальных норм проявления чувств. Способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Развитие высших чувств – нравственных переживаний (стыд, гордость), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических (чувство прекрасного).
Положительное отношение к школе
Интерес к школьному содержанию занятий
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Умение сохранять заданную цель
Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
Умение контролировать свою деятельность по результату
Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
овладение вербальными невербальными средствами общения;
приемлемое (эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества. Общая характеристика курса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетическое и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета.
В начальной школе тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно – выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приёмами использования живописных материалов. демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников - иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ.
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно – прикладного искусства, изучают простейшие приёмы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов, создают декоративные композиции карандашом, кистью и т.д.
Декоративно – прикладное и народное искусство является мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приёмами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира. Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей. Механизм реализации программы
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти и представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий – экскурсий. Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Результаты изучения курса Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье. Уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные рузельтаты:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств ИКТ для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественной творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия:
1. Электронное приложение к учебнику Кузина.
2. Видеофильмы.
3. Презентации.
4. проектор
5. ноутбук с колонками Методическое обеспечение программы:
И.А. Хапилина «Азбука народных промыслов»
| Образцы и шаблоны по изо
| Народное творчество
| Дымковская игрушка
| Хохломская игрушка
| Е.И. Коротеева «Изобразительное искусство»
| Иллюстрации к сказкам
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога:
«Изобразительное искусство. 2 класс . Поурочные разработки к УМК Кузина В.С., Э.И. Кубышкиной» Волгоград, Учитель,2012г..
Примерная основная программа начальной школы
«Изобразительное искусство. Рабочая программа.» Москва, Дрофа, 2012
Для обучающихся:
«Рабочая тетрадь к учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной Изобразительное искусство. 2 класс» В.Я. Богатырёва УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: Директор школы. № 707 зам. директора по УВР на заседании МО
………………………… ……………………….
Т.В. Кутовая Н.Е. Левинтова Протокол № _______от «____» __________ ______г. «______» ________ _____г. «_____» _________г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
____изобразительная деятельность ____
предмет Классы__2 В ____ Учитель: _Озерина В.Н.__( Ф.И.О.) Количество часов на год: __34_________ ; в неделю ______1_________ Контрольных работ _____ ч., зачетов ______ч., тестов ______ ч.; Планирование составлено на основе программы «Школа России»
указать документ
Учебник –
Тематическое планирование составил (а):_________________ (подпись)
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Деятельность учащихся
|
1
|
| «Мы рисуем осень»
Моё лето.
|
Выполнение композиции «Моё лето»
| 2
|
| «…И снова осень к нам пришла»
| Рисование с натуры осенних цветов (карандаш)
| 3
|
| Осень – грибная пора.
| Рисование «Сказка про грибы» (акварель, карандаш)
| 4
|
| Рисование с натуры «Красота осенних листьев»
| Композиция ( акварель)
| 5
|
| Осень. Музыка дождя.
| Рисование осеннего пейзажа. (акварель)
| 6
|
| Осенние подарки природы.
| Лепка овощей и фруктов
| 7
|
| Осенний натюрморт.
| Рисование с натуры «Дары осени» (акварель)
| 8
|
| Сказочная веточка.
| Роспись матрёшки (акварель)
|
9
|
| «Мы рисуем сказку»
Весёлые узоры.
|
Роспись филимоновской игрушки (акварель, гуашь)
| 10
|
| Мы рисуем сказочную птицу.
| На выбор учащихся (хохлома, гжель, городец)
| 11
|
| Мы рисуем сказку.
| Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (акварель)
| 12
|
| Мы рисуем сказочную ветку.
| Рисование по образцам городецкой росписи (гуашь)
| 13
|
| Новогодняя сказка.
| Рисование детей в карнавальных масках
|
14, 15
|
| «Мои друзья»
«Наши зимние забавы»
|
Рисование зимнего пейзажа, рисование зимних игр (акварель)
| 16
|
| Богородская игрушка
| Лепка животных
| 17, 18
|
| Наши друзья – животные.
| Рисование любимых животных, композиция «Рыбки в аквариуме» (акварель)
| 19, 20
|
| Мои друзья – птицы.
| Рисование птицы, иллюстрирование сказки М. Горького «Воробьишко»
| 21
|
| Защитники земли русской.
| Рисование портрета богатыря (карандаш, акварель)
| 22, 23
|
| Моя семья – забота и любовь.
| Рисование «Любимый праздник моей семьи» (акварель)
|
24
|
| «С чего начинается Родина…»
Главные художественные музеи страны.
|
Виртуальное путешествие.
| 25
|
| Весенний солнечный день.
| Рисование весеннего пейзажа (акварель)
| 26
|
| Рисование с натуры натюрморта «Школа»
| (карандаш, акварель)
| 27
|
| Русские народные сказки
| Иллюстрирование любимой сказки (акварель)
| 28
|
| Проект детской площадки
| (пластилин или акварель, по желанию)
| 29, 30
|
| Мы рисуем праздник
| (карандаш, акварель)
| 31
|
| «Цветы нашей Родины»
| (карандаш, акварель)
| 32
|
| Красота окружающего мира. Насекомые.
| Рисование бабочки (карандаш, акварель)
| 33
|
| Рисуем сказку.
| Иллюстрация к сказке «Муха – Цокотуха»(карандаш, акварель)
| 34
|
| Лето красное
| Рисование летнего пейзажа (акварель)
| |