Скачать 198.45 Kb.
|
Ф.И.О.: Кирсанова Евгения Александровна. Место работы: МБОУ ДОД «ДШИ с. Б.Уча». Должность: преподаватель художественного отделения специализации ДПИ. Тема педагогического опыта: программа по предмету «Лепка из полимерной глины» для учащихся художественного отделения специализация «Декоративно – прикладное искусство». с. Большая Уча, 2014 год. Пояснительная записка. Учебный курс отделения декоративно – прикладного искусства Детской школы искусств по лепке из полимерной глины рассчитан на один год для детей с 10 лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков в лепке полимерной глиной. Этот учебный курс предполагает очень тесную связь с цветоведением и композицией, именно поэтому в программе уделяется большое внимание смешиванию цветов, разработке цветных эскизов. Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в лепке из полимерной глины. Это дает импульс для творческой инициативы, развивает мелкую моторику, воображение, эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание пластичных материалов, а также даёт и закрепляет знания цветоведения и композиции. Весь год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы всех видов искусств. Все занятия построены по нарастающей сложности, от простого к сложному, от работы под руководством преподавателя (по образцу) к самостоятельно выстроенному проектированию и работе в материале. Немаловажно отметить, что этот курс предполагает начальное обучение основам дизайна, что в наше время очень актуально. Занятия начинаются с простейших цветовых растяжек в материале, что даёт учащимся понятие основных цветовых возможностей полимерной глины, её пластичности и формообразования. Программа основана на изучении самых значимых декоративных эффектах пластики, что в результате даёт учащимся большую возможность реализовать свои художественные идеи в полной мере. В ходе изучения каждого технического приёма закреплением является изготовление изделие в виде украшения (бижутерия). Форма изделия на прямую связана с декором. За основу формы взяты круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб. Темы, связанные с лепкой бусин на первый взгляд очень просты, но именно в них появляется понятие вариативности. Как декорировать бусину, что взять за основу декора (круг, овал, квадрат, треугольник и т.д.). Как собрать бусины (классика, от большой к маленькой или с большой посередине). На что нанизать (на шнурок, на нить, на платок, на шарф). Поэтому каждая тема урока это знакомство с творчеством современных дизайнеров, с классикой моды. В теме «Декоративный эффект «Камушки» форма элементов колье обтекаемая, производная от овала. Также в программу включены анималистические элементы, что даёт дополнительную возможность в стилизации животного мира, изучения основных цветовых предпочтений применяемых в современном мире дизайнеров (анималистические принты). Кроме того тема «Декоративный эффект «Ракушка» основана на выполнении подвески в виде черепахи. В результате этого задания получается мини скульптура декоративной черепахи. Черепаху можно заменить на рыбину, птицу и т.д. В этой теме очень важно передать правильные пропорции и объём фигурки, именно это нужно учитывать при стилизации черепахи. Детям младшего возраста раздаются готовые шаблоны основ изделий (на выбор, соответственно теме). Учащиеся старшего возраста формируют основу самостоятельно. Объёмные цветочные композиции отличаются от других работ тем, что именно в них учащиеся вплотную сталкиваются с проблемой лаконичности изделия. Зачастую детям хочется «перегрузить» декором цветы, увлекаясь мелкими элементами в большом количестве. Поэтому необходимо дать базовые навыки стилизации цветочных мотивов их особенности в лепке, взаимосвязь с цветом. Самостоятельная работа в виде творческого проекта даёт учащимся и педагогу возможность увидеть результат всех занятий. Насколько хорошо или плохо был усвоен материал. Каждый из педагогов ждёт от своих учеников результатов своей деятельности. Идея творческого проекта состоит в том, чтобы показать не только практические навыки работы в данной технике, но и попытаться донести свои творческие задумки до окружающих. Не только образно видеть картинку изделия, но и выполнить свою идею в материале. В конце работы над творческим проектом каждый учащийся готовит презентацию своего изделия, делиться с одноклассниками своими творческими идеями и планами. Программа синтезирует такие понятия как: цветоведение, стилизация, ритм, декоративность, лаконичность, формообразование, пропорциональность, обобщённость, декоративный элемент, вариативность, декоративный эффект, фактура и др. В занятия внесены упражнения по композиции. Программа предполагает использовать на занятиях демонстрационное сопровождение (презентации), что побуждает к творчеству. Урок это общение с учащимися в ходе, которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано и его маленькие творческие победы не останутся без внимания. На каждом занятии перед практической работой, когда дети переминают глину, провожу небольшую вступительную беседу с разъяснением заданием и последовательностью этапов выполнения изделия. Детям предлагаю зрительный ряд, включающий иллюстрации профессиональных дизайнеров и ювелиров, свои работы. Такая организация становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет и выставочные стенды оформляются лучшими детскими работами. Таким образом, последовательность работы проходит в три этапа: 1 – работа над целым, 2 – от общего к частному, 3 – от частного к целому. Данная последовательность ведения работы в лепке является общей для всех заданий. Очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течении 5 минут подвожу итоги проделанной работы, даю общую характеристику достижения всего класса и демонстрирую удачные изделия, выделяю лучшие моменты в работах учащихся, а также каждому учащемуся даётся возможность поделиться своими впечатлениями о проделанной работе. Таким образом, методические основы программы определяют следующие задачи образовательного процесса: - обучение учащихся стилизации малых и больших форм; - обучение составлению эскиза работы; - обучение учащихся разнообразным художественным техникам в работе с полимерной глиной; - лепка изделия из одного куска; - лепка при помощи пласта, жгута и др.; - декорирование изделия объёмного, плоского и т.д.; - комбинирование лепки с другими техниками (роспись, фальцевание, бисероплетение и др.). - знакомство с работами ведущих дизайнеров мира. Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
Доступность материала, мгновенное получение декоративных эффектов, незатруднительное закрепление декоративного эффекта, позволяют каждому учащемуся получить скорый результат проделанного упражнения, закрепить знания на практической работе, в работе над конкретным изделием и увидеть результат своей деятельности. Именно это стимулирует их воображение и творческое начало. Учебно – тематический план.
Словарь терминов.Композиция – построение художественного произведения, его структура, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Композиция – важный, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность. Эмаль - (по-французски email — плавить) Стекло-эмали, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на... Подробнее >> Словарь >>легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазуриСтекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал, или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или… Подробнее >> Словарь >>, применяемые для покрытия и художественной росписи керамических и стеклянных, а также ювелирных изделий. (по-французски email — плавить) Стекло-эмали, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на... Подробнее >> Словарь >> Экструдер (от лат. extrudo — выталкиваю), машина для размягчения (пластикации) материалов и придания им формы путём продавливания через профилирующий инструмент (т. н. экструзионную головку), имеет вид шприца. Цветоведение – наука о цвете, она рассказывает о том, как правильно сочетать цвета в композиции. Имитация – изображение под конкретный образец, обманка, подделка. Бижутерия – женские украшения из недрагоценных материалов. Динамика – изображение предмета в движении. Статика – изображение предметов в состоянии покоя, равновесия и лучше всего это состояние реализуется с помощью правильных симметричных геометрических мотивов. Контур – внешние очертания предмета. В технике рисования контуром называют совокупность внешних линий, обозначающих важнейшие очертания изображаемого. Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух сравнимых свойств, качеств, особенностей. Показателен пример цветового и светотеневого контраста. Контраст – важнейшее специальное средство в композиции практики изобразительного искусства. Фактура – характер поверхности предмета, его обработки. Ощущается зрительно и осязательно. Фактура как метод позволяет передать материальность изображаемого предмета. Пропорция – это определённая соразмерность частей произведения между собой и целым. Пропорционально верное решение помогает точно выразить замысел произведения. Пластика – определённый автором ритмический рисунок, организующий пластически композицию. Художник в ДПИ не может обойтись без приёмов пластической организации пространства. Пластика придаёт контрастность сопрягаемых форм, организует гармоничные переходы композиционной структуры. Перечень учебно – методического обеспечения или необходимые условия для реализации программы.
Материалы и инструменты:
Ножи. Выпускаются специальные ножи для работы с полимерной глиной, обычно в комплект входит: гибкое лезвие, 2 фигурных лезвия и классическое лезвие. Можно работать с канцелярскими ножами (ножами для бумаг).
Экструдер и насадки. Инструмент типа шприца для выдавливания пластики через одно или несколько отверстий в насадке. Позволяет получить интересные цветовые эффекты, а также просто сэкономить время. Экструдер используется в технике «Филигрань». Паста машина. Этот инструмент используется для: - раскатки пластики в ровные пласты определённой толщины; - создания плавного перехода цвета – смесь Скиннер; - изготовление текстурной поверхности; - подготовки пластики для разнообразных техник. Текстурные листы. Придают поверхности пластики определённую текстуру. Наждачная бумага. Используется для полировки изделий: 600, 800, 1000, 1250. Можно использовать и полировщик для ногтей. Рабочая поверхность. Досочки для лепки из пластики (оргстекло, стекло), вощёная бумага (пекарская), кафельная плитка. Легко чистить и отклеивать от них готовые изделия из пластики. Техническая безопасность. Будьте осторожны, когда используете при работе ножи, шило и другие острые предметы при работе с пластикой, всегда режьте «от себя». Нужно соблюдать температуру и время запекания указанные на упаковке. При повышении температуры запекания – изделия моментально темнеют. Полимерная глина содержит токсичные вещества, поэтому после работы с этим материалом, обязательно мойте руки. Нельзя давать полимерную глину маленьким детям, которые берут руки в рот, так как на руках могут остаться частички глины. Не используйте полимерную глину для декорирования посуды, столовых приборов, и прочих предметов, которые напрямую соприкасаются с едой и губами. Все инструменты и рабочую поверхность так же протирайте после работы с пластикой. Для работы с полимерной глиной используются отдельные инструменты и посуду, которые не будут использоваться вами для приготовления пищи. Изделия можно варить в герметичных контейнерах, чтобы большая часть токсичных веществ оседала в воду, а не в воздухе. Большие хитрости маленьких мастеров.
Убрать отпечатки можно с помощью вощеной бумаги, для этого нужно положить нужный кусочек глины на такую бумагу и сверху её так же накрыть бумагой и немного прижать «промокать» нужно осторожно, чтобы не деформировать своё изделие. Можно в особых случаях работать в медицинских перчатках.
Можно самим сделать нужную формочку. Например, для формочки используйте металлическую мягкую банку или пластиковую бутылку. Скреплять формочки можно стиплером или скотчем.
Для поддержания в процессе работы чистой поверхности, можно использовать белую глину. Скатать небольшой шарик белой глины, прокатывать инструменты и рабочую поверхность. Белая глина вбирает в себя все частицы другой глины и убирает пыль и волоски.
Оставшуюся глину не нужно выбрасывать. При работе часто остаются срезы от колбасок или от выровненных краёв. Всю эту глину можно держать в холодильнике, а при необходимости использовать, например, как бусину – основу для оклеивания другой глиной. Некоторую глину можно запускать в специальном шприце. В результате может получиться очень необычный узор. Так же можно просто перемешать разноцветные остатки до однотонного цвета, который пригодиться в работе.
Очень удобно использовать разлиновочный лист под основой (стекло или оргстекло). Можно разлиновать лист так, как будет удобнее всего, и положить его под стекло, на котором можно работать с пластами и жгутами. Очень удобна разметка и не надо деталь измерять линейкой.
В первую очередь нужно всегда работать со светлой пластикой, если есть белые элементы, то всегда начинайте с них. С чёрной лучше работать в конце. Белая и светлая пластика вписывает в себя любые частицы с рук и особенно кусочки пластики другие цвета. После работы с новым цветом лучше мыть руки. 9. Нельзя использовать деревянную скалку для раскатки, потому что полимерная глина к ней прилипает, поверхность остаётся неровной, что портит изделие. 10. Обычные пищевые ножи толстые и во время работы они не только не помогают работать, но и портят изделие. |