Р.А. Еникеева ,
преподаватель по классу фортепиано МОУДОД
«Красногорская детская музыкальная школа»
Методическая работа
«Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано детской музыкальной школы»
Красногорск - 2013 Оглавление Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Глава I.
Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства
Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. Детская музыкальная школа (ДМШ) – основная ступень музыкального образования ребенка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6
Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10
Глава II.
Урок – как основное звено педагогического процесса обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ 2.1. Структура, анализ и оценка эффективности урока с учетом современных образовательных технологий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16
2.2. Особенности предварительной подготовки преподавателя к уроку в исполнительском классе фортепиано _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _23
2.3. Основные пути и способы оптимизации содержания,форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 64
Список использованной и рекомендуемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ 67
Приложение №1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 69
Приложение №2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 70
Приложение №3 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 71
Приложение №4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 76
Приложение №5 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _77
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, современнее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красотах.
Д.Д. Шостакович Введение
Сложные процессы социокультурной жизни современной России, существенные сдвиги во всех основных слоях общественной практики, кризисные явления в сфере воспитания подрастающего поколения – все это актуализирует проблемы нравственного, художественно-эстетического образования, включая, естественно, и музыкальное. Это тем более важно, что господствующая сегодня тенденция к расширению информационных потоков и практически повсеместная ориентация на «технологизацию» обучения ведут в конечном счете к размыванию морально-нравственных, этических норм общественного бытия. В этих условиях возрастает необходимость современной педагогической науке продолжать поиск эффективных решений в области воспитания молодежи. В центре внимания остаются вопросы формирования духовно-богатой, творческой личности. Одними из основных задач, стоящих перед педагогикой, становятся гуманизация личности, раскрытие ее творческого потенциала, формирование общечеловеческих ценностей и идеалов. Значительная роль в их решении принадлежит музыкальному образованию. Удовлетворяя эстетические потребности людей, оно обладает уникальной способностью формировать сознание человека, обогащать его чувственно-эмоциональную сферу, жизненный опыт, влиять на уровень художественно-творческого развития, социально значимые свойства и качества личности.
В современных условиях теория и практика музыкального образования настоятельно требуют:
а) вовлекать в обучение музыке широкий круг детей и подростков, сделать это обучение интересным для них и, что принципиально важно, релевантным их природным данным;
б) разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления и совершенствования различных сторон учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности в соответствии с современными реалиями.
Это в полной мере актуально для урока как центральной базовой категории в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Одним из первых этапов музыкального становления и развития учащихся является обучение и воспитание в ДМШ, где индивидуальная работа занимает важное место. В последнее время наблюдается повышение интереса к индивидуальному исполнительству, которое позволяет решать многие задачи профессионального и личностного развития учеников.
Среди исполнительских классов ДМШ наиболее востребован и популярен класс фортепиано.
Актуальность проблемы обусловлена следующими аспектами:
содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования, обогащаясь и расширяясь с течением времени, опережает в своем развитии перестройку организационных формоструктур обучения. Поэтому одной из первоочередных по важности задач является совершенствование организационных форм обучения, разработка вопросов, связанных с эффективным и целесообразным построением учебно-воспитательного процесса в ДМШ;
современные дидактические разработки сконцентрированы прежде всего на поисках нетрадиционных приемов и способов обучения. Предлагаются разного рода педагогические инновации, связанные с использованием новейших информационных технологий и т. д. В то же время проблемы, сопряженные с оптимизацией форм и способов проведения урока до настоящего времени остаются без должного специального и целенаправленного изучения. Между тем, именно урок в художественно-творческой педагогике является тем основополагающим, базовым компонентом, от которого зависит, в конечном счете, «индекс эффективности» учебно-образовательного процесса в целом;
урок, будучи главной структурной единицей педагогического процесса, дидактическое обоснование которого было дано еще Я.А. Коменским, отнюдь не утратил в наше время своей роли и значения. Из этого следует, что актуальными остаются вопросы, связанные с его совершенствованием, модернизацией в новых условиях в контексте социокультурной ситуации, сложившейся в России за последние два десятилетия;
в музыкальной педагогике индивидуальная работа с учениками, урок в форме диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика, является основной, наиболее распространенной формой обучения, которая, однако, недостаточно разработана в своих теоретических и методических аспектах. В результате разрыв между величиной накопленного музыкального «багажа» преподавателя и ограниченностью в приемах его передачи ученику в последнее время не сокращается, а напротив, даже растет;
проблемы индивидуализации методов обучения в классе фортепиано требует сегодня вести поиск повышения качества учебно-педагогического процесса как через разработку путей и способов оптимизации структуры, форм и методов проведения урока, так и совершенствования подготовки преподавателя. Настало время, когда вопрос о личностных качествах преподавателя, эффективности его музыкально-воспитательной деятельности становится первостепенным;
построение урока в исполнительском классе фортепиано в ДМШ нередко отличает: схематичность, шаблонность, недостаточное разнообразие содержания и методов проведения занятий, отсутствие вариативности в их построении, что в значительной степени тормозит уровень профессионального и личностного развития учащихся.
Цель работы:
проанализировать с позиций сегодняшнего дня проблему урока в классе фортепиано, рассмотреть основные структурные компоненты урока, уточнить представления о его содержании, формах и методах проведения; помощь преподавателю ДМШ в обновлении и повышении качества педагогического процесса через поиск эффективных путей и средств в организации урока как основной формы учебно-воспитательной деятельности.
Задачи:
определить основные психолого-педагогические рекомендации на повышение эффективности занятий в исполнительском классе фортепиано;
раскрыть факторы, способные повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты преподавателя и ученика в ходе индивидуального обучения;
показать синтез общедидактических и музыкально-педагогических условий, определяющих организацию и формы проведения урока в классе фортепиано;
определить основные пути и способы оптимизации содержания, форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика.
Одна из важных задач педагогики, как прикладной науки заключается в применении новых методических идей на практике. «Педагогика, – напоминает Е.Я. Либерман, – становится подлинной, действенной наукой лишь тогда, когда превращается в искусство, то есть, – уточняет он,- когда выходит на уровень индивидуальных решений».1
Поэтому Л.А. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» не случайно отмечает, что «знакомство с различными методами нужно вовсе не для того, чтобы механически переносить их в иные условия».2 Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству преподавателя, обогащает его опыт и дает возможность оптимизировать педагогический процесс, более эффективно влиять на развитие и саморазвитие личности ученика, реализацию его возможностей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
ГЛАВА 1.
Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства 1.1. Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Она явилась приемником внеклассной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название – дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же как другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам.
Дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается, как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации школьников, их социального и профессионального самоопределения.
К основным отличительным чертам педагогики дополнительного образования можно отнести следующее:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, преподавателя;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Система дополнительного образования детей – это своего рода «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя обучающиеся. Дополнительное образование на современном этапе рассматривается как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого лежат идеи педагогики развития.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:
гуманизация;
демократизация образовательного процесса;
индивидуализация;
педагогика сотрудничества.
Сегодня общеобразовательная школа в силу разных причин не может в полной мере удовлетворить потребностям развивающейся личности. Поэтому одна из задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные возможности. Дополнительное образование востребовано детьми, родителями, преподавателями и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. В системе дополнительного образования дети получают возможность освоения и обогащения социальных ролей, базовых социальных способностей.
Ведущими целями образования сегодня становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и специфики свободного времени.
Основное содержание дополнительного образования – практико-ориентированное, исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь , обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
организацию социального опыта;
психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
персонификацию объектов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования. В специальной литературе педагогический процесс определяется как организованное взаимодействие преподавателя и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Взаимодействие преподавателей и учеников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Динамической системе «преподаватель-ученик» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.
Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.
Организационная форма педагогической деятельности – это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности.
По признаку связи преподавателей и учащихся организационные формы подразделяются на массовые (фронтальные), групповые, индивидуальные.
Педагогический процесс, организованный в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:
иметь развивающий характер, то есть должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, которые должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
базироваться на развивающихся методах обучения детей;
давать возможность для свободного самоопределения и самореализации ребенка;
для преподавателя дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Он должен фактически обладать психолого-педагогическими знаниями;
использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и потребностями найти для себя занятие по душе;
основываться на социальном заказе общества;
отражать региональные особенности и традиции.
Перечисленные позиции составляют, в том числе, концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует принципам гуманистической педагогики:
признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция преподавателя и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка.
Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания.
Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое, как ни одно другое искусство, быть может, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь, так как в нем определены человеческие эмоции. А.В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила , рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов»3. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием преподавателя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателя. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для ДМШ это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.
ДМШ сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновления форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.
Поэтому важно, чтобы специфика педагогического процесса в ДМШ была связана не только с прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором может строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.
В настоящее время в области начального музыкального образования существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса – педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.
Задаваясь вопросом: как учить тех детей, у которых отсутствуют яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.
Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»4. Поэтому важной задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процессе начального музыкального развития детей, по нашему мнению, является учет разной степени их одаренности и в этом смысле – создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению преподавателей – новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда – возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.
Рассматривая ДМШ как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:
глубокое уважение к ребенку;
стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;
подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;
стремление связать школу с жизнью;
создание глубокой общности между преподавателями как одной специальности, так и установлением межпредметных связей с коллегами иных музыкальных дисциплин, обмен между ними мнениями и опытом работы – как одно из направлений оптимизации образовательного процесса, развития личности ребенка и реализации его возможностей.
1.2. Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий. Методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата.
Методика преподавания игры на фортепиано не может быть универсальной и пригодной для обучения всех, так как такая методика, по-видимому, не может быть создана никогда. В то же время необходимо признать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществить обучение и воспитание ученика, и без учета которых понятие методики теряет свой смысл и статус.
Традиционная методика обучения игре на фортепиано в ДМШ дает свой эффект при обучении лучших, одаренных детей, однако, процент таких детей не велик, и в основном, преподавателям приходиться работать с «середнячками», а то и с малоподвинутыми учениками. И для этого уже требуются специальные методики, направленные на развитие таких качеств и свойств как, например, интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухово-двигательная координация, музыкальный слух или музыкальное воображение. Именно этим часто занимается преподаватель, поскольку недостаточное развитие данных качеств у ученика тормозит его обучение. Традиционная же методика обучения недостаточна, так как далеко не всегда в состоянии дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Отсюда в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний.
Методика обучения игре на фортепиано предполагает дидактическое творчество.
Дидактическое творчество – это изобретение различных способов отбора, структурирования и подачи музыкального материала. Вариаций здесь великое множество. Самое главное, чтобы применяемая методика способствовала умению плодотворно и эффективно работать над музыкальным произведением и повышала исполнительское мастерство ученика. В идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. Поэтому совершенно обоснованно А.Д. Алексеев постоянно напоминал и настаивал, что исключительно «Важно, чтобы педагог проявлял интерес и к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики»5.
Говоря о технологии обучения, на наш взгляд, надо исходить, прежде всего, из того, что педагогика не только искусство, но и прикладная наука, и подобно всем прикладным наукам она не может не быть технологической. А суть этой технологичности и ее предназначение состоит как раз в том, чтобы создать учебный процесс в ДМШ управляемым. Современное традиционное обучение.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформированных Я.А. Коменским6, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Традиционная классно-урочная технология по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Традиционная технология – авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение. Практической предпосылкой необходимости инновационных технологий и методик в ДМШ явилась необходимость изменения условий обучения, связанная с появлением Концепции художественного образования в Российской Федерации, согласно которой определяющей становится адаптивность процесса обучения к уровням и особенностям развития и подготовки ученика7.
В настоящее время существует проблема – необходимость повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития. Таким образом, на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Диалектические соотношения методик и технологий могут выражаться следующим образом:
методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания;
технологии – входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат.
Если методика обозначает порядок и способы работы над музыкальным материалом с учетом индивидуальности ученика, то технологии – конкретный процесс достижения педагогического результата.
Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов.
Когда речь идет об определенном порядке (алгоритме) выполнения действий с конкретным музыкальным произведением, то под ним мы подразумеваем исполнительскую (не педагогическую) технологию, связанную с процессом создания объекта музыкального искусства. Ее главные закономерности и аспекты входят составной частью в любую методику обучения, поскольку отражают специфику обучения на определенном инструменте.
Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Несмотря на обилие определений в отношении «педагогическая технология», часто противоречащих друг другу, мы придерживаемся точки зрения, что под педагогической технологией следует понимать:
педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых результатов;
определенный алгоритм взаимодействия преподавателя и ученика по достижению запланированных целей.
Отличительные черты педагогической технологии:
повторяемость (возможность ее многократного использования в адекватных условиях);
диагностируемость качества учебно-воспитательного процесса (УВП) при условии поэтапного тестирования;
возможность гарантированного достижения поставленных целей.
Признаками педагогических технологий обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры, в которых предусмотрен определенный, методически обоснованный алгоритм изучения учебного материала. В реальной же практике обучения игре на фортепиано часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии или их совокупность – за редким исключением – недостаточно известны преподавателям, или не разработаны.
Существует три уровня, которые необходимо отражает каждая педагогическая технология:
1. методологический;
2. обобщенных технологий;
3. конкретно-методический.
Методологический уровень отражает в целом степень развития педагогической научной мысли и производительных сил общества, а уровень обобщенных технологий предполагает широкий их спектр. Данные технологии могут использоваться при преподавании любой дисциплины.
Конкретно-методический уровень дает конкретный свод присущих определенной технологии педагогических методов, средств, практических приемов и порядок действий, используемых одним преподавателем, а также пригодных для применения другими. По мнению исследователей первых два уровня технологий представляют общепедагогические теории и только третий уровень – конкретные технологии – могут применяться в практической деятельности.
Точное, адекватное применение преподавателем исполнительского класса фортепиано ДМШ разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок.
К числу условий, определяющих успешность применения технологий, на наш взгляд, необходимо отнести:
психофизиологические особенности учеников (музыкальные способности, темперамент, характер, возрастные особенности и т. д.);
личностные и профессиональные качества преподавателя (компетентность, креативность, подготовленность и т. д.);
психологический микроклимат в ДМШ и в исполнительском классе фортепиано;
способность преподавателя в ходе индивидуального обучения повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты с учеником, мобилизовать, правильно сориентировать и повести его за собой.
Однако надо признать, что создать одинаковые условия для эффективного применения технологий практически очень сложно. Педагогика – необычайно творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства в различных условиях могут иметь различный результат. Это, естественно, значительно осложняет возможность использования конкретных технологий, а также делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. Необходимо также иметь в виду, что из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. На наш взгляд, нельзя забывать о том, что всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.
Выводы по первой главе: Во-первых,
а) дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;
б) дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация; демократизация образовательного процесса; индивидуализация; педагогика сотрудничества.
Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов и специфики свободного времени детей;
в) ведущими целями образования в системе дополнительного образования в настоящее время становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Во-вторых,
а) педагогический процесс – это организованное взаимодействие преподавателей и учеников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач;
б) педагогический процесс в системе дополнительного образования опирается на следующие принципы: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. В-третьих,
а) ДМШ сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновление форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки;
б) главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность. В-четвертых,
а) методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата;
б) в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний;
в) в идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. При этом не менее важно, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, преподаватель должен вести постоянный поиск в области методики преподавания музыки, отыскивать и внедрять в практику такие средства обучения, которые позволяли бы ученику максимально проявлять себя в любых областях музыкального творчества: в слушании, исполнительстве, В-пятых,
а) для наиболее успешного разрешения сегодняшней проблемы – повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика – необходимо, чтобы на смену отдельным формам и методам обучения приходили целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода;
б) диалектические соотношения методик и технологий:
методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания;
технологии входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат.
Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов. В-шестых,
а) точное, адекватное применение преподавателем разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок;
б) из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.
|