Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 185.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.02.2014
Размер185.57 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Культура > Литература
Международный Фестиаль Культуры и Искусства

Я вхожу в мир искусства
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
(Методическая работа. Возраст- 6-17 лет)


Поушева Марина Алексеевна, преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД «АДМШ»

г.Абаза Хакасия

2013г.

Содержание


Введение

Основная часть.

  • Взаимосвязь учебной и внеклассной работы.

  • Участие в конкурсах.

  • Проектная деятельность.

  • Совместное музицирование.

Заключение

Литература

2

Введение

На сегодняшний день ДМШ относятся к дополнительному образованию и, естественно, отношение родителей к музыкальным школам предполагается на уровне общего музыкального образования, лишь бы ребёнок был чем- то занят в свободное от общеобразовательной школы время. Однако новые программы и требования к учебному процессу включают в себя определённый набор знаний и умений, необходимый для профессионального музыканта. Конечно, не все дети могут стать музыкантами-профессионалами в дальнейшем, основная часть будет музыкантами-любителями. Поэтому обучение должно быть в первую очередь, интересным и увлекательным. Как же учить наших детей, чтобы они бежали к нам на уроки с радостью и желанием, чтобы у них появился интерес к классической музыке, чтобы они могли отличить музыку серьёзную от музыки низкого уровня, навязываемую в СМИ и интернете? Конечно же, нужно выбирать наилучшие варианты из множества возможных методик, различных форм обучения, повышать мотивацию детей к обучению через различные формы внеклассной работы. Это и проектная деятельность, и совместное музицирование, и художественно-творческая работа, участие в различных фестивалях, конкурсах, и творческое отношение преподавателя – всё это вместе оптимизирует учебно – воспитательный процесс, повышает мотивацию детей к творчеству и даёт хорошие результаты в обучении юных музыкантов.

В своей работе я хотела бы поделиться своими мероприятиями в этом направлении, благодаря которым мне комфортно работать со своими детьми и удаётся добиваться хороших результатов, позволяющих иметь хорошую успеваемость в классе, а главное - желание детей учиться в школе.

3

Взаимосвязь учебной и внеклассной работы

Для того, чтобы обучение музыке проходило с радостью и интересом обязательно нужно совмещать учебную работу с внеклассными занятиями. Обучение игре на фортепиано – занятия индивидуальные, а дети качественнее и с большим интересом воспринимают обучение, когда учатся вместе. Объединить детей, создать класс как единую систему помогает внеклассная работа. Это и классные концерты, и различные конкурсы, совместное посещение концертов, и общение в классе после уроков. Именно внеклассные мероприятия в полной мере раскрывают творческий потенциал ребёнка, что в дальнейшем благоприятным образом сказывается и на учебной деятельности учащихся. Именно на внеклассных занятиях главным является воспитание, направленное на творческое, позитивное обучение. Важно приобщить юных музыкантов к прекрасному миру музыки, а также привить нормы культурного поведения, навыки трудолюбия, ощущения участия в коллективном творчестве.

Я, например, занимаюсь внеклассной работой постоянно. Ежегодно на классном часе я провожу 4 конкурса. На конкурс «Лучший исполнитель» ребята 1 класса готовят 2-4 пьесы, которые они успели выучить за 2 месяца. Для них это первое выступление. К нему они готовятся очень ответственно, с большим желанием. Приходят очень нарядные и красивые! Юные музыканты исполняют по 3-5 пьесок разного характера. Здесь проявляются эмоциональность, выдержка, умение музыкально исполнить пьесы. В дальнейшем, на «Посвящении в музыканты», где ребята исполняют одну пьеску, первоклашки чувствуют себя уже более уверенно и непринуждённо.

В конкурсе «Маленький виртуоз» участвуют ребята 2-3 классов. Они исполняют этюды К.Черни. Этот конкурс является «генеральной репетицией» конкурса фортепианного отделения на лучшее исполнение этюда К.Черни. И как показывает практика, благодаря участию в конкурсе «Маленький виртуоз», на основном конкурсе ребята всегда занимают 1,2,3 места.

Одним из первых и любимых домашних заданий для ребят является передача собственного отношения о прослушанной пьесе через рисунок и сочинение стихов. Рисовать обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного в стихотворной 4

форме удаётся далеко не каждому ребёнку. Как правило, в начале обучения, стихами радуют в основном, эмоциональные, творческие дети. Для выражения своих эмоций о музыке в стихах и рисунках я провожу конкурс «Вдохновение». Сколько же ярких красок, различного настроения, эмоций, трудолюбия, фантазии можно здесь увидеть! Самый-самый сложный конкурс-хочется всех наградить! Я считаю, что этот конкурс, на котором, казалось бы, не проявляются исполнительские качества учащихся, является не менее важным в творческом развитии юных музыкантов. Именно здесь закладывается умение яркого, эмоционального исполнения и передачи музыкального материала.

Очень важным в работе с детьми является развитие навыков сочинения, подбор аккомпанемента и транспонирование. Это обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным учебный процесс. Детям очень нравится на прослушанный музыкальный фрагмент выбрать наиболее соответствующую характеру музыки картину или рисунок, однако когда просишь ребёнка сочинить музыку на предложенный рисунок или четверостишие, иногда слышишь в ответ: «А у меня не получится, я не умею». И действительно, для некоторых детей выполнить это задание бывает довольно сложно. И здесь ребёнку нужно немножечко помочь, облегчить задачу - дать определённый ритм и 2-3 звука на расстоянии определённого интервала, а вот каким образом расположить эти звуки, в каком порядке - это уже как сработает его фантазия и слух. Заниматься сочинительством детям очень нравится. В зависимости от природной одарённости ребёнка, одни замечательно придумывают четверостишия на заданную тему, другим сравнительно легко удаётся сочинять простейшие мелодии. На одном из уроков ученице 2 класса Алёне я предложила в своём домашнем задании ответить на вопрос «Зачем нужна музыка?» и она совершенно по детски, искренне, восторженно передала свои мысли и чувства:

Музыка нужна нам сильно, чтобы петь и танцевать

И играть на инструментах - музыкантами нам стать!

Музыка нужна, чтоб слушать Баха, вальсы и этюд

Музыка нужна, конечно, музыка – наш лучший друг!

С музыкой знакомы будем, музыку мы не забудем!

5

Мы всё выучим, разучим и пятёрки мы получим!

Музыка - отличный друг, это знают все вокруг!

Мамы, папы, детвора. Музыка нужна, нужна!

С большим интересом ребята учатся подбирать аккомпанемент к знакомым мелодиям, а затем - к сочинённым. Надо отметить, что навыки аккомпанирования дети приобретают с первых занятий, прохлопывая шаги в словах, стихах, названиях предметов, именах. В дальнейшем, в работе над подбором аккомпанемента я предлагаю использовать басовые ноты или квинты, исполняя им разные варианты звучания на инструменте. Задача ребёнка - услышать, где лучше будет звучать тот или иной аккомпанемент, т.е. на начальной стадии обучения детскую фантазию надо направлять и чем-то ограничивать. Ребёнок должен быть поставлен в условия, в которых он оказывался бы вынужденным решать сочинительские задачи. В дальнейшем, когда освоены понятия «тоника» и «доминанта» процесс подбора аккомпанемента становится более осмысленным.

Для того чтобы ребёнок хорошо запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий, песен, ассоциаций из окружающего мира. Например: в куковании кукушки хорошо слышится интервал терция, кварта слышна в песне «Я люблю тебя жизнь», песня «В лесу родилась ёлочка» начинается с интервала секста и т.д. Осваивая с ребёнком интервалы, очень важно, чтобы он их понял, услышал и мог быстро построить на инструменте. Только тогда ребёнок будет хорошо читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент и сочинять. И надо отметить, что ребята с большим удовольствием решают эти творческие задачи.

Для закрепления знаний и умений в этой области я провожу конкурс «Музыкальная фантазия». Ребята сочиняют стихи, простейшие мелодии и подбирают аккомпанемент к любимым мелодиям. Участников в этом конкурсе немного, не у всех получается сочинять. Победители этого конкурса пользуются большим уважением среди учащихся класса. Также с удовольствием ребята участвуют в конкурсах «Стихи о зиме», «Лучшее новогоднее поздравление», «Чудо-ёлочка», «Стихи к юбилею школы», «Открытка ко Дню Матери». Победители во всех конкурсах награждаются грамотами .

6

Очень понравилось ребятам участвовать в музыкальной олимпиаде «Умники и умницы», которую я приготовила на основе телевизионной версии на 1 канале. Ребята готовились 3 недели для участия: искали сведения из книг и в интернете, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах музыки, повторяли термины и музыкальные обозначения. Олимпиада занимает 35-40 минут, проходит интересно, эмоционально, позволяет ребятам проявить свою активность, выявить свой интеллектуальный потенциал. Ведущая игры - классный руководитель. Члены жюри – родители и учащиеся старших классов. Конечно, для участия в ней учащимся требуется определённая подготовка. Тем не менее, полученные знания оправдывают затраченное время. К творческим заданиям можно отнести разгадывание кроссвордов на музыкальные темы, игры – загадки на проверку знаний музыкальных обозначений и нот. Эти задания можно использовать не только индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах. Ежегодно я провожу на классном часе игру «О,счастливчик» на музыкальные темы. Смысл игры - проверка знаний музыкальных обозначений, терминов, музыкального кругозора детей.

Ко Дню Матери я проводила конкурс «Стихи о маме», по результатам которого лучшие стихи я должна была поместить в местную газету «Абазинский вестник». И к моей радости, многие ребята не только моего класса, но и класса скрипки, домры и баяна, аккордеона откликнулись на моё предложение. Оказывается сколько фантазии и творческих способностей присутствует у наших юных музыкантов! Я, конечно, с удовольствием разместила все стихи в газете. А как были довольны мамы!!!А в ожидании Нового Года мы с ребятами сочиняли стихи о первом месяце зимы и разместили на сайте города. Как были довольны дети!!!

Ребята с большим желанием принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих заинтересованности детей участвовать в конкурсах является присутствие родителей в составе жюри и учащихся старших классов. Надо отметить, что жюри всегда объективно оценивает исполнение и работы детей, порой даже строже преподавателей. Из своей практики скажу, что ребята, активно участвующие в конкурсах на лучший рисунок, поделку, стихотворение, в дальнейшем активно принимают участие и в творческих, и в исполнительских конкурсах, что, сказывается на успешном обучении.

7

Участие в конкурсах - залог успешного обучения

Участие в различных конкурсах, пожалуй, самая действенная мотивация в обучении музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателя. Сейчас проводится очень много различных конкурсов, фестивалей различного уровня. В основном, конечно, ребята принимают участие в школьных и межмуниципальных конкурсах, и это является показателем желания детей заниматься исполнительской деятельностью. На школьный конкурс им.А.А.Кенеля и межмуниципальный «Дебют» я всегда готовлю 3-5 человек. Это, конечно, ответственно и сложно. Однако, надо признать, что после участия у ребят появляется желание попробовать свои силы и в других конкурсах. Можно, например, съездить на Международный фестиваль-конкурс. Это очень интересно, познавательно, особенно если совместить с культурной программой. Единственная трудность - найти спонсора для поездки.

В прошлом учебном году мы с Верой Черемновой решили попробовать свои силы в Международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звёзды», учредителем и организатором которого является Фонд поддержки развития детского и юношеского творчества «Планета талантов». На конкурсе Вера участвовала дважды: (г.Кемерово-октябрь 2012г, г.Новосибирск - май 2013г) и привезла 2 диплома 1 степени. Обе поездки очень понравились, в результате которых появилась возможность услышать ребят из других школ с разнообразными программами, желание повышать свой уровень исполнения, остались яркие впечатления от посещения музыкального театра и концерта органной музыки в Кемерово и театра оперы и балета в Новосибирске.

Однако в век интернета теперь есть возможность отправить видеозапись выступления и также поучаствовать во Всероссийском или Международном конкурсе. Для детей - это тоже довольно престижно и является стимулом к исполнительской деятельности. Мы с Верой поучаствовали во Всероссийском конкурсе исполнителей инструментальной музыки в рамках «Звёздного проекта», где для участия требуется видеозапись 2 разнохарактерных произведений и получили диплом лауреата 1 степени. И сейчас учащиеся класса с большим желанием просят меня записать программу исполнения их выученных пьес для участия в конкурсах такого рода.

8

У нас в классе есть уголок поздравлений, где за все победы ребят я поздравляю их. Это положительно влияет на общее настроение класса, у всех появляется желание не отстать от других, показать и свои возможности, проявить себя либо в исполнительской деятельности, либо в написании стихов, красивых рисунках, сочинении простейших мелодий или аккомпанемента к популярным мелодиям.

9

Проектная деятельность

В нашей музыкальной школе проводится много интересных мероприятий в разных направлениях, где учащиеся могут принять участие и проявить свои способности. Это и музыкально-теоретические олимпиады «Музыкальный эрудит», вечера ансамблевой музыки «Вместе весело играть», конкурс «Дебют», музыкальные сказки и многое другое. Однако совместное участие педагога и ученика в различных проектах, концертах с применением современных информационных технологий способствует созданию мотивации к обучению намного успешнее. Доказательством этому является участие Колеевич Ксении (5 класс), Черемновой Веры (3класс) и Шевердук Алёны (5 класс) под моим руководством в конкурсе «Учебный проект» в номинации «Искусствоведение» и «Музыкальное творчество», который проводился в июне 2012 года в г. Москве в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Мы приготовили реферат о творчестве хакасского композитора Татьяны Фёдоровны Шалгиновой, презентацию, внеклассное  занятие, посвящённое творчеству Т. Шалгиновой, и письменный отчёт о  проделанной  работе  по учебному проекту. При подведении итогов мы стали победителями в обеих номинациях.

Целью нашей работы было изучение и анализ творчества Т.Шалгиновой для расширения музыкального кругозора учащихся и получения знаний о музыке Хакасии.

Проектный продукт работы - внеклассное занятие на тему: «Творчество хакасского композитора Т.Шалгиновой» помог нам достичь цели проекта, способствовал представлению о музыке хакасского композитора и раскрытию музыкального образа исполняемых пьес Т.Шалгиновой.

Работать было интересно, потому, что мы такой работой занимались впервые. Сначала мы выбрали тему, наметили задачи и способы для решения этих задач. Затем собирали информацию о жизни и творчестве Т.Шалгиновой из различных источников, включая сайт композитора. Очень интересно было брать интервью у Татьяны Фёдоровны через интернет. Учащиеся класса с удовольствием учили пьесы из фортепианных сборников: «Тёплый ливень», «Хрустальные звёздочки», «Тёплый

10

вечер» и другие.

Работа над проектом завершилась проведением внеклассного занятия, посвящённого творчеству хакасского композитора Т.Шалгиновой. Учащимся мы рассказали о работе над учебным проектом, познакомили со всей изученной информацией, музыкой Т.Шалгиновой, приготовили презентацию.

После участия в проекте все учащиеся класса очень полюбили музыку Татьяны Фёдоровны и всегда с большим желанием разучивают и исполняют произведения из фортепианных сборников на конкурсах, академических концертах и экзаменах. У девочек появилось желание заниматься исполнительской и концертной деятельностью. Одна из них, Вера Черемнова, сначала поучаствовала в школьном конкурсе «им.А.А.Кенеля», заняв 2 место. Затем появилось желание попробовать силы во Всероссийском конкурсе им.Кенеля в апреле 2012г. Ксюша приняла участие в Межмуниципальном конкурсе «Дебют» в номинации «Теория музыки» и заняла 1 место. Меня также заинтересовала возможность проявить свои способности в творческой деятельности. Я с интересом приняла участие во Всероссийских творческих конкурсах «Тонкое искусство» и «Век живи-век учись» в номинации «Мы можем учиться у тех, кого учим» на сайте образовательного портала «Продлёнка», поделилась своим опытом работы, отправив методическую разработку на фестиваль педагогических работ «Открытый урок» в Москву, увлеклась написанием статей в СМИ. В этом году я планирую на фортепианном отделении проведение своего проекта «Творческие встречи в музыкальной гостиной» для реализации учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических рамок.

«Творческие встречи в музыкальной гостиной» - это цикл концертов: «Романса трепетные звуки», «Ступеньки мастерства», «Музыкальная живопись и живописная музыка», а также конкурс идей и рисунков среди учащихся школы «Концертный зал школы».

Первый, «Романса трепетные звуки», будет посвящен этому прекрасному музыкальному жанру. Учащиеся и преподаватели представят зрителям лучшие образцы русского романса. Такой вечер, несомненно, станет прекрасным стимулом

11

для развития эстетического вкуса юных музыкантов, их исполнительского мастерства.

«Ступеньки мастерства» - это музыкальный вечер, на котором выступят лауреаты, дипломанты и участники городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсов. Организация концерта ребят, добившихся успеха, необходима как для них самих, чтобы поддерживать и развивать дальнейшие успехи, так и для остальных учащихся школы. Выступление ровесников поможет им поверить в свои силы, вызовет желание добиться таких же, а может, даже более высоких результатов.

Творческий вечер «Музыкальная живопись и живописная музыка» призван выразить гармоничное сочетание двух видов искусства. Получат приглашение ребята, занимающиеся рисованием в Центре детского творчества, а также смогут продемонстрировать свои способности и юные музыканты, имеющие способности и в этой области искусства. Музыкальный репертуар вечера будет подобран в соответствии с представленными художественными работами. Гармоничное развитие очень важно для юных музыкантов, так как помогает добиться лучших результатов в собственной деятельности.

Повышению заинтересованности в обучении призван послужить конкурс идей и рисунков «Концертный зал моей школы». Ребята должны будут придумать образ концертного зала, в котором им хотелось бы выступать. Свою идею можно будет нарисовать, а можно представить в виде небольшого сочинения-эссе. В дальнейшем лучшие идеи планируется использовать при подготовке зала к музыкальным вечерам. Известно, что чем больше вкладываешь сил, идей и времени в какую-либо деятельность, тем более стимулируешь свой интерес к продолжению занятий этим видом деятельности. Ребята, приложившие свои способности к участию в конкурсе, получат дополнительный интерес к выступлениям в зале, оформленном по их эскизам и идеям.

Посещение и участие в творческих вечерах позволят слушателям и участникам реализовать творческий потенциал, повысить заинтересованность ребят в получении музыкального образования.

12

Совместное обучение

Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения занимаются с большим удовольствием и воодушевлением именно совместно, будь то преподаватель или учащиеся по классу. Совместная деятельность, с одной стороны, осуществляет потребность детей в общении. С другой стороны, оптимизирует обучение. Психологи, говоря о преимуществе совместного обучения, отмечают такие позитивные моменты: возрастает объём усваиваемого материала, растёт познавательная активность и творческая самостоятельность детей, ученики чувствуют себя комфортней и получают большее удовольствие от занятий.

Фортепианный ансамбль, как вид совместного обучения, обладает перечисленными выше преимуществами. В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно, развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, умение слышать партию партнёра и общее исполнение музыкального произведения. Главное - подобрать равноправных участников в плане музыкальных способностей, кругозора, темперамента детей и интересный, разнообразный репертуар, включающий в себя пьесы разные по сложности, и стилю, с преобладанием пьес яркого и образного характера. Тогда в таких условиях ребята смогут реализовать свои возможности и получат удовлетворение от игры. Всё зависит от педагога: его интуиции и умения создать благоприятные условия для совместного музицирования.

Одним из интересных методов ансамблевой игры является использование разных видов фортепианного ансамбля: в четыре, шесть, восемь рук. Довольно зрелищным и привлекательным является выступление трёх пианистов за одним роялем. Прекрасно, если с ребёнком музицирует кто-то из членов семьи в концерте для родителей. Это вдохновляет детей, они чувствуют заинтересованность родителей в их обучении, а родители, в свою очередь, понимают, сколько терпения, сосредоточенности и упорства требуют от ребенка музыкальные занятия. Надо отметить, что украшением концертов всегда являются номера ансамблевой игры. Ребята с удовольствием исполняют классические произведения, джазовую, народную музыку.

13

И особенно им нравится участвовать в конкурсах ансамблевой музыки. В прошлом году Вера и Ксюша выучили Фантазию на тему Е.Медведковского «Чибис», ноты которой привезли с Международного фестиваля - конкурса «Сибирь зажигает звёзды» и настолько она им понравилась, что после участия в школьных концертах и конкурсе «Дебют» они решили поучаствовать в Межрегиональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки в апреле 2013г. в Абакане, за что были награждены грамотой за успешное выступление этой пьесы. Теперь они, воодушевлённые, разучивают более сложную программу для участия в следующем конкурсе. И на всё хватает времени, потому, что появилось желание и стимул для реализации своих возможностей.

На уроках специальности ансамблевая игра преподавателя с начинающими пианистами на уроках специальности также оптимизирует процесс обучения, позволяет учащимся чувствовать себя комфортней на уроке. Процесс разучивания и запоминания происходит намного быстрее и результативней. Игра в ансамбле с педагогом особенно полезна в психологическом отношении, так как способствует установлению доверительных отношений между учеником и педагогом, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка. И это действительно так. Для участия в конкурсе на лучшее исполнение этюдов К.Черни среди 2,3 классов ребята фортепианного отделения разучивают этюд № 15 C-dur и № 23 G-dur.На начальном этапе изучения этюда я использую простейший аккомпанемент, когда ребёнок играет сначала правой рукой мелодию, а затем- 2 руками весь этюд. Это настолько для них интересно, что никаких сложностей для того, чтобы прибавить темп в исполнении этюда не возникает. Потому что им такой процесс нравится и они с большим желанием и, главное, быстро разучивают этюды. И как результат - призовые места в конкурсе. Этот метод работы я решила попробовать при работе над пьесами, менуэтами.

Ребятам очень нравится Менуэт d-moll из нотной тетради Анны Магдалены Бах. При разучивании верхнего голоса я аккомпанировала ребёнку под свой простейший аккомпанемент. И в результате верхний голос учится без особых усилий. Затем учащийся играет нижний голос, а преподаватель - верхний со своим аккомпанементом. Ученику интересно такое звучание и здесь процесс разучивания не

14

затягивается. И, наконец, когда каждый голос проучен - учим одновременно 2 голоса. Я подумала, чем же интересен этот метод для детей и нашла для себя ответ. Во-первых, незатейливый аккомпанемент наполняет дополнительными красками мелодию одного голоса. Это красивее и интереснее, нежели одна мелодия. Во-вторых, ребёнок активней начинает работать и старается играть в ансамбле с преподавателем в нужном ритме, с правильной фразировкой. В - третьих, в результате активности, целеустремлённости удаётся на уроке освоить довольно большой объём музыкального материала. И как результат - удовольствие от занятий и осмысленное, грамотное исполнение.

Таким образом, совместная фортепианная игра может служить тем мотивационным фактором, что позволит активизировать процесс обучения в целом и сформирует познавательный интерес к музыке. В этой форме обучения заключён огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребёнка.

15

Заключение

Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с учащимися через проектную деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, совместное музицирование позволяет оптимизировать учебную и внеклассную работу, что повышает мотивацию учащихся к творчеству, исполнительской деятельности и делает процесс обучения более интересным и результативным.

16

Список литературы

1. Андреева М.П., КонороваЕ.В. Первые шаги в музыке. - Москва: Советский композитор, 1979.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - Москва: Советский композитор, 1992.

3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Ленинград: Советский композитор, 1979.

4. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. (Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано) - Ленинград: Советский композитор, 1989.

5. Бугаева З.Н. Весёлые уроки в школе и дома.- Донецк: АСТ-Сталкер, 2002.

6. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск