Скачать 91.27 Kb.
|
Управление образования мэрии г.Череповца Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой» Дополнительная образовательная программа «Серебряные струны» Возраст обучающихся – 14 – 18 лет Срок реализации – 2 года Автор: Никитинская Екатерина Вадимовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ ДОД ДДЮТ имени А.А. Алексеевой Программа принята на методическом совете МОУ ДОД «Дворца детского и юношеского творчества им. А.А.Алексеевой», Протокол № 2 от 26.09. 2013 года г.Череповец, 2013 Пояснительная записка. На сегодняшний день акустическая гитара является одним из самых востребованных музыкальных инструментов. Особенно популярна гитара среди подростков и молодежи. Многие молодые люди пытаются освоить ее самостоятельно, обращаются за помощью к педагогам или идут в музыкальную школу. Интерес к данному виду музыкального творчества обусловлен доступностью инструмента в материальном отношении, а также относительной простотой постижения основ исполнения. Существует и некоторый психологический аспект в стремлении подростков научиться играть на гитаре. Обучающиеся, добившиеся определенных успехов в творческой деятельности, часто пользуются большей популярностью среди своих сверстников, отчего повышается их самооценка. Это связано с всеобщим интересом к гитарной музыке, различным новым современным музыкальным направлениям. Данная программа предполагает освоение гитары на любительском (непрофессиональном) уровне, достаточном для того, чтобы обучающиеся могли аккомпанировать себе, исполняя свои любимые песни. В проведении занятий широко используются методы активного обучения, актуальные для ребят подросткового возраста. Вместе с развитием навыков исполнения растут коммуникативные способности подростков. Это обеспечивается благодаря созданию особенной атмосферы в коллективе, где часто исполняют песни под гитару, и организации постоянного межличностного взаимодействия между обучающимися. Огромное количество информационных ресурсов для гитаристов также способствует постоянному общению и обмену знаниями. Произведения, изучаемые в процессе обучения, соответствуют современным тенденциям молодежной музыкальной культуры и выбираются исходя из интересов и потребностей подростков. Направленность образовательной программы: социально-педагогическая. Цель: создание условий для творческой самореализации и социализации подростков через обучение их игре на шестиструнной гитаре. Задачи:
Тип программы. Программа образовательная, адаптированная. Её содержательная часть разработана на основе следующих учебных пособий: «Гитара. Уроки мастерства для начинающих» Д.Агеева и «Школа игры на гитаре» Е.Медведева. Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение каждого нового варианта аккомпанемента или приема звукоизвлечения выполняется не только на примере упражнений, но и сопровождается разучиванием музыкальных композиций, в которых данный прием используется. Уровень усвоения программы: общекультурный. Программа ориентирована на учащихся 14 – 18 лет. Срок реализации – 2 года. Группы обучающихся комплектуются путем свободного набора через информирование обучающихся в школах и во время дней открытых дверей. Требования к претендентам не предъявляются, за исключением наличия устойчивого интереса к инструменту и готовности к регулярным домашним занятиям. Наличие гитары обязательно. Кроме обучающихся школ принимаются также учащиеся колледжей и профессиональных училищ. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (всего 4 часа в неделю, 144 часа в год). Смешанные группы включают учащихся разных возрастов, от 14 до 18 лет. Присутствие в группе молодых людей разных возрастов способствует развитию коммуникативных навыков. Снижается конкуренция за лидерство в коллективе. Старшие ребята оказывают поддержку и помощь младшим (помогают настраивать гитару, поменять струны и т.д.). Таким образом, благодаря разновозрастному составу в группе выстраиваются более эффективное сотрудничество между подростками, что благоприятно влияет на процесс обучения. Организация занятий и формы обучения. Основная форма – учебное занятие. Форма организации занятий – групповая, в кабинете. Предусмотрены индивидуальные занятия (которые организуются в ходе группового). Индивидуальные занятия планируются, исходя из потребностей конкретной группы обучающихся: для отработки сложных приемов и упражнений либо для изучения дополнительных музыкальных произведений по желанию, а также при работе с компьютерными программами и сетью Интернет. Уровень знаний и умений подростков в начале обучения может существенно отличаться. В группе могут присутствовать владеющие инструментом обучающиеся, которые хотят усовершенствовать свои навыки, а также ребята, впервые взявшие гитару в руки. Поэтому, реализуя индивидуальный подход в обучении, необходимо учесть интересы и тех, и других. Начинающие осваивают основной курс программы, а те, кто уже знаком с базовыми способами аккомпанемента, получают дополнительные задания и изучают новые, более сложные песни. Им предоставляется возможность продемонстрировать их исполнение на занятии после изучения нового материала. Это способствует повышению уровня мотивации остальных обучающихся в группе. В системе работы объединения используются методы активного обучения, обеспечивающие активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Активное обучение реализуется в групповых обсуждениях, дискуссиях, регулярной рефлексии и обратной связи. Применяя технологию сотрудничества, в объединении создаются условия для изменения роли обучающегося в образовательном процессе. Подросток становится субъектом своей учебной деятельности и совместно с педагогом постоянно отслеживает ее ход и результаты. Широко используются информацинно-коммуникационные технологии. Воспитанники применяют компьютер как средство получения и передачи информации (Интернет). Обучение работе в глобальной сети имеет большое значение, так как данный ресурс содержит исчерпывающее количество компьютерных программ для игры на гитаре, партий и табулатур музыкальных произведений разных жанров. Для отслеживания результативности реализации образовательной программы осуществляется мониторинг, который проводится по следующей схеме:
Мониторинг осуществляется три раза в год: в начале учебного года, после первого полугодия и в конце года. Данные заносятся в электронный журнал мониторинга. По окончанию реализации программы педагогом анализируются результаты мониторинга. В зависимости от динамики показателей мониторинга образовательного процесса планируется корректировка образовательного процесса, отдельных частей предложенной программы (тем занятий, используемых методов и т.д.) Прогнозируемый результат. По окончанию освоения программы обучающиеся должны:
Подведение итогов программы. Итоговой формой реализации программы является зачет, организация и проведение мероприятия внутри объединения, на учрежденческом или городском уровне (в зависимости от способностей обучающихся). Это может быть концерт акустической гитары, музыкальные гостиные, посвященные творчеству известных музыкальных коллективов и др. Учебно-тематический план 1-ый год обучения
Учебно-тематический план 2-ой год обучения
|