Скачать 156.27 Kb.
|
Абстракция (с лат. отвлечение) - основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий. Аксиология (с гр. учение о ценностях) - как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира возникает на рубеже XIX-XX вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира - предмет острых дискуссий между философами. Амбивалентность (с лат.) - двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия - антипатия, радость - горе и пр. Антиномия (с гр; противоречие в законе) - противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений. Априорность (с лат. предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны. Артефакт (с лат.) - сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей. Аффект (с лат. душевное волнение, страсть) - определенное эмоциональное состояние, обладающее сильными чувствами и волевыми порывами в ущерб ясности мышления. Считается, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества. Архетип (с гр, начало + образ) - прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры. Аутентичность (с гр.) - подлинность, достоверность, соответствие самому себе. Антропоцентризм (с гр.) - воззрение, согласно которому человек - это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Антроподицея (с гр. оправдание человека) - принцип обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире. Абсолютная истинасоответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истины. "Множество цветов покрывало это дерево прошедшей весной" - здесь слово "множество" является вполне указуемым числом, даже если его никто не знает; поэтому предложение, которое т. о. выражает число, является для меня объективной истиной, даже если этого числа никто не знает" (Бернард Больцано). Против старого, идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей, выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без одновременного познания самого соответствия, но это знание было бы суждением, и так до бесконечности. Истинным является суждение, с очевидностью выражающее какое-либо положение дел. Или, говоря иначе, суждение является истинным тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно. Если мы считаем суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное и именно т. о., что сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и представляем себе первое суждение согласующимся со вторым. Предполагается сравнительное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение сравнивается с суждением. Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, "действительность" как целое; из этого следует, что каждая единичная "истина" может претендовать только на относительную ценность, т.е. что она несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она не является всей истиной. Но вероятно, что возможность познания истины в ходе развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время увеличивается, углубляется, мышление все более и более отвечает бытию (однако всегда только как субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно соответствует бытию; Бессознательное - психическая жизнь, происходящая безучастия сознания. По Фрейду это- id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Бытие - философская категория, обозначающая прежде всего сущёствование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия - возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия - объект дискуссий. Витализм (с лат. жизнь) - концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма. Витальность (с лат, жизнь) - жизненная сила, степень жизненности. Виртуальный (с лат. сила, способность) - могущий создать, способный быть, существовать. Верификация (с лат. истина + делать) - подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически. Гедонизм (с гр. удовольствие) - направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами. Герменевтика (с гр.) - истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением. Гетерогенность (с гр.) - разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагающей однородность процесса или явления. Гносеология (с гр.) - учение о познании. Гносеологический - относящийся к процессу познания. Гипостазирование (с гр. сущность) - приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования. Деконструкция (с лат.) - процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла. Деонтология (с гр. учение о должном) - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований в отличие от аксиологии - учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в соответствии с требованиями социально-исторической практики, культурной традиции. Дескриптивность (с лат. описание) - изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно - дескриптивный (описательный) метод в науке. Детерминация (с лат. определять) - причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества. Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и результат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками. Дискурс (с лат. рассуждение) - знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи. Идеография (с гр.) - описательность истории, которая всегда имеет дело с однократным, не повторяющимся явлением, поэтому она описывает, индивидуализирует его, не стремясь найти в явлениях истории логику и закономерность. Термин введен в противовес номотетическому методу, формально-логическому, описывающему повторяющиеся явления природы и принятому всем естествознанием. Имманентность (с лат.) - пребывающий внутри, внутренне присущий. Имманентность означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта. Имморализм (с лат.) - отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, Т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе. Индукционизм (с лат. наведение). Метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов. Интравертность (с лат.) - обращенность человека, на свой внутренний мир, его боязнь мира, грубо вмешивающегося в мысли и чувства человека и подчиняющего воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом). Интерпретация (с лат.) - истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу. Категория (с гр. высказывание) - основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики. В философии различают каттегории бытия и категории познания, соотношение между ними исследуется в теории познания (гносеологии). Картезианство (с лат. имени Декарта) - философия приверженцев и продолжателей Декарта. Последовательный рационализм, дуализм тела и души, дедукция и матетические методы в познании составляют особенности этой философской школы. Код (с фр.) - совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохраняется информация. Культурные коды характеризуют разные типы культур. Коммуникация (с лат.) - совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей. Коммулятивность (с лат. сообщение) - способность речи сообщать другому о переживаниях говорящего, в отличие от риторики, где на первый план выходит эстетическая функция речи, т. е. способность доставлять удовольствие своей красивой формой. Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) - сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии - поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития. Конвенция (с дат.) - договор, регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами на основе целесообразности. Контекст (с лат.) - тесная связь, соединение. Законченный кусок текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз. Креативность - способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности. Легитимность (с лат. законность) - признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий. Либидо (с лат. влечение, желание, стремление) - термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденный инстинктивный сексуальный, по преимуществу, позыв, стихийную силу желания. К.-Г. Юнг расширяет понятие либидо до психической энергии вообще. Ментальность (с лат.) - образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы. Метафизика (с гр. после природы) - со времен Аристотеля - первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире. Мимесис (с гр. подражание) - стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения. Термин введен Аристотелем. Миракль (с фр.) - средневековое религиозно-назидательное представление в Европе, посвященное "чуду", характерному какому-либо святому или Мадонне. Чудо (с лат. миракль) - необычное событие, противоречащее естественному ходу вещей и предписываемое вмешательству сверхестественных сил. Монада (с гр. единица) - термин обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Нередко термином монада обозначают духовную природу в противовес материальной частице атому. Номотетика (с гр.) - законодательное искусство или способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания преимущественно в естествознании. Процедуры научного мышления с точки зрения номотетического метода подчинены формально-логическим законам. Объективация (с лат. предмет) - превращение в объект, опредмечивание. Объективировать - превратить что-либо в объект. Овеществление - понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отношений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличению человека. Онтология (с гр.) - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии. Опредмечивание и распредмечивание - процессы, в которых человеческие способности в процессе деятельности воплощаются в определенном предмете или вещи. Вместе с созданием чего-то нового, человек изменяет и самого себя. Обратный процесс называется распредмечивание, когда свойства предмета в процессе познания становятся достоянием человека. Ориенталистика (с лат. восточный) - совокупность наук, связанных с изучением культуры и языков восточных народов. Отчуждение (с нем.) - одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философскими школами, но не получила убедительного теоретического решения. Пантеизм (с гр.) - учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержателя. Панлогизм (с гр.) - учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу. Парадигма (с гр.) - образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира. Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) - термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным. Паттерн (с анг.) - образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной философии - типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты. Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) - философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторон-ностей" материализма и идеализма. Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) - методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами. Реинкарнация (с лат.) - первоплощение души, возрождение. Релятивизм (с лат. относительный) - учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания. Репрезентация (с фр.)-представительство, достаточное для того, чтобы судить о свойствах генеральной совокупности всех исследуемых процессов. Референт (с лат.) - сообщающий. В лингвистике - это предмет, к которому относится слово или знак. Рефлексия (с лат.) - самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению. Ригоризм (с лат. строгость, суровость) - безусловное повеление какого-либо нравственного принципа. Например, у И. Канта - долг - главный принцип морали. Ригористская этика - этика долженствования. Свобода - категория философии, обозначающая возможность поступать так, как хочется. В XX; в. философами рассматривается свобода "от" и свобода "для". Свобода "от" принуждения, насилия, эковдэмического диктата и т. п., или от смерти, страха, отчаяния, рассматривается как своего рода иллюзия, а свобода "для" есть свобода всестороннего развития сил и способностей человека. Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) - принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок позитивизму. Семитичные (от Сим. сын Ноя) - народы, основоположником которых был Сим (в первую очередь евреи), говорящие на родственных семитических или семитских языках. Символ (с гp.) - отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют. Синология (с лат. названия Китая) - наука о китайском языке и литературе, часть китаеведения. Синтезия (с гр.) - соединять, сочетать, сопоставлять. София (с гр. мудрость) - в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия. Стохастический (с гр. догадка) - случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно. Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) - в философии З. Фрейда обозначает переключение либидозных влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности - политику, искусство, науку. Субстанция (с лат. сущность) - нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Чаще всего субстанция - синоним материи, вещества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному. Сциентизм (с лат. наука) - абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации. Тварность (с гр.) - сотворенное Богом - природа, вещь, человек - созданное, сотворенное, возникающее, т. к. акт божественного творения непрерывен. Тенденция (с нем.; лат.) - стремление, склонность к чему-либо - предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности. Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) - учение об оправдании бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла. Теология (с гр.) - богословие, учение о боге, систематизация вероучения той или иной религии. Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом философской критики. Теизм (с гр.) - вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского. Толерантность (с лат. терпение) - терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей. Тоталитаризм (с лат. целый, полный) - общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих. Трансцендирование (с лат. выходящее за пределы) - недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания. Трансцендентализм - исходное понятие философии И. Канта, означающее систему рассудочных понятий и принципов, которые связаны с предметами, данными нам чувственно, а значит могут быть подтверждены опытом. Трансдентальным могут быть: теория познания, проблема внутри нее, познание, связанное с предпосылками возможного опыта. Феноменология (с тр. явление + наука) - по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет. Филогенез (с гр. "племя, род и происхождение, развитие") - общая эволюция различных родов и видов организмов. Филогенез необходимо рассматривать в единстве с онтогенезом - особенностями индивидуального развития живого организма. Физикализм - философская концепция, считающая, что все должно постигаться при помощи методов физики, в противном случае познание бессмысленно. Холизм (с гр. целое) - учение о целостности мира во всех его главных областях- психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности. Шизоанализ (с гр. расколоть и анализ) - направление современной постмодернистской философии, исследующее маргинальные группы и их поведение, а также их язык как существенную часть их неязыкового поля, которое называется "машинами желания". Мир желания с точки зрения шизоанализа - это мир. где все возможно. Экзистенция (с дат.) - существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность. Экуменическое - движение за объединение всех христианских церквей для усиления влияния религии и борьбы против атеизма. Возникло в XX веке. В переносном смысле - создание на основе консенсуса теории, одинаково пригодной для разных областей звания. Экстравертность (с лат.) - обращенность личности во вне. Такое поведение и образ мысли человека, когда он постоянно открыт для внешних влияний, в отличие от интровертов, обращенных в свой внутренний мир, замкнутых по отношению ко внешним воздействиям. Термины предложены К.-Г. Юнгом, психологом. Элитарность (с фр.)- лучшее, избранное. Свойства людей, делающие их интеллектуальной, военной, экономической, политической или творческой элитой - теми привилегированными слоями общества, которые на деле осуществляют функции управления и творческого развития всех сфер культуры. Эмоция (с фр.) - реакция человека и животных на воздействие каких-либо раздражителей. Термином обозначают все виды чувствительности и переживаний. Эмоциональное мышление находится под влиянием чувства, настроения. Эмпиризм (с гр. опыт) - направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму. Эпистемология (с гр. знание + учение) - теория познания. Эпистемологический синоним - теоретико-познавательный, гносеологический. Эсхатология (с гр. крайний, последний) - представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиозных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофическим. видением мира. Эзотерическое учение (с гp.) - направленное внутрь, тайное учение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятые только этому кругу. Противоположное учение - экзотерическое - доступно и приятно всем, непосвященным и неспециалистам. Элита (с фр. лучшее, избранное) - обозначение высших, привилегированных слоев в обществе. Причина возникновения элит в природной одаренности людей. В современном мире различают 5 элит: политическая, экономическая, административная, военная, интеллектуальная. |
Глоссарий (словарь терминов) по дисциплине «Философия» Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Глоссарий по философии Восточная философия Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 39 Глоссарий 43 Аннотация... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Содержание Глоссарий Введение Теоретические основы темы «Какие бывают... Кристаллы (от греч krystallos, первонач лед), твердые тела, атомы или молекулы которых образуют упорядоченную периодическую структуру... | ||
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... |