Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации»





НазваниеТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации»
страница1/8
Дата публикации19.06.2013
Размер1.11 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Маркетинг > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры менеджмента

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

О.В. Челомбицкая

1 декабря 2011 года


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«МАРКЕТИНГ»

по специальности 080507.65

«Менеджмент организации»
Формы обучения:

очная, заочная

Составитель: Репина Е.А.

Ростов-на-Дону

2011

Репина Е.А.

Маркетинг: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 93 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65. «Менеджмент организации».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

1. Основные сведения о дисциплине

Учебная программа дисциплины «Маркетинг» разработана для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

При очной форме обучения на изучение дисциплины «Маркетинг» отводится учебным планом 180 часов, в том числе аудиторная работа- 90, самостоятельная работа студентов – 90 часов. При заочной форме обучения аудиторная работа- 22, самостоятельная работа студентов – 158 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают экзамен.

Целью курса является рассмотрение методологических основ маркетинга, усвоение базовых категорий маркетинга, формирование у учащихся маркетингового мировоззрения, получение ими базовых знаний в области маркетинговой политики компаний. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий маркетинга, систематизация существующих подходов к маркетингу, рассмотрение генезиса маркетинговых концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов маркетингового управления. Учебная задача: знакомство учащихся с основными положениями теории маркетинга, обучение учащихся приемам и методам функционального маркетинга, ознакомление студентов с методами сбора и анализа маркетинговой информации, подготовка к работе в условиях реального маркетинга.

Формы проведения занятий: основной формой ведения занятий при первичном знакомстве с материалом выступают лекции. Решение задач закрепления и усвоения материала решается преимущественно проведением практических занятий, на которых анализируются конкретные практические ситуации, обобщаются эмпирические результаты в форме методологических обобщений. Групповая работа с материалом позволяет развить навыки решения управленческих задач и обозначить сравнительную эффективность существующих методов управления.


  1. Структура и объем дисциплины

Кол-во часов.

Форма обучения

Всего

Аудиторн.

Самост. работа

Форма отчетности

Очная

180


90

90

Экзамен

Заочная

22

158



  1. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п

Наименование тем

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

Очная

форма

Зочная

форма

Очная форма

Зочная форма

Очная форма

Зочная форма

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

1.

Основные понятия маркетинга. Значение маркетинга в повышении эффективности рыночной деятельности

4

4

1

1

8

13

16

15

2.

Составляющие элементы маркетинговой деятельности

4

4

1

1

8

13

16

15

3.

Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

4

4

1

1

8

13

16

15

4.

Маркетинговая среда предприятия

4

4

1

1

8

13

16

15

5.

Поведение потребителей

2

2

1

1

4

13

8

15

6.

Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента

4

4

1

1

8

13

16

15

7.

Исследование конкурентоспособности предприятия

4

4

1

1

8

13

16

15

8.

Стратегия и планирование маркетинга

4

4

1

1

8

13

16

15

9.

Товарная политика. Жизненный цикл товара

4

4

1

1

8

13

16

15

10.

Разработка ценовой политики

2

2

1

-

4

13

8

14

11.

Маркетинговые коммуникации. Формирование спроса и стимулирование сбыта

6

4

1

1

10

15

20

17

12.

Организация деятельности маркетинговой службы

4

4

1

-

8

13

16

14

Всего часов

46

44

12

10

90

158

180

180



4. Тематический план изучения дисциплины

(методические рекомендации преподавателю и студенту)

4.1. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Основные понятия маркетинга. Значение маркетинга в повышении эффективности рыночной деятельности.

Роль маркетинга в экономическом развитии страны. Понятие маркетинга. Основные этапы в развитии теории маркетинга. Связь маркетинга с другими науками. Основные категории маркетинга: нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.

Понятие концепции маркетинга. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепции интенсификации коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга. Концепция стратегического маркетинга. Роль маркетинга в обеспечении эффективности работы промышленного предприятия

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой понятие «Маркетинг»?

  2. Назовите основные этапы в развитии теории маркетинга?

  3. Какова связь маркетинга с другими науками?

  4. Перечислите основные категории маркетинга.

  5. Дайте определения понятиям нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.

  6. Какие концепции управления маркетингом Вы знаете?

  7. Дайте характеристику каждой из известных концепций управления маркетингом.

  8. В чем выражается основная роль маркетинга в повышении эффективности рабо­ты предприятия?


Тема 2. Составляющие элементы маркетинговой деятельности
Элементы маркетинговой деятельности. Понятие управления маркетингом. Анализ рыночной ситуации. Выбор целевого рынка. Разработка стратегии предприятия. Разработка тактики предприятия. Претворение в жизнь намеченных мероприятий. Контроль результатов рыночной деятельности. Принципы маркетинга.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные элементы маркетинговой деятельности?

  2. Для чего необходимо управление маркетинговой деятельностью?

  3. В чем заключается управление маркетинговой деятельностью?

  4. Какие принципы управления маркетинговой деятельностью Вы можете назвать?

Тема 3. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

Характеристика системы маркетинговой информации. Организация сбора и анализа рыночной информации. Составные элементы системы маркетинговой информации. Маркетинговое исследование. Первичная маркетинговая информация. Вторичная маркетинговая информация. Исследование — конъюнктуры рынка. Исследование контрагентов и конкурентов предприятия. Исследование собствен­ных потенциальных воз­можностей предприятия. Основные этапы проведения маркетингового исследования. Простая случайная выборка, групповая выборка и панель. Методы сбора первичной информации : наблюдение, эксперимент и опрос.
Контрольные вопросы

  1. Для чего необходима рыночная информация?

  2. Какие источники входят в систему маркетинговой информации?

  3. Какая информация в маркетинге называется первичной и вторичной?

  4. Каким образом можно классифицировать маркетинговые исследования?

  5. Перечислите и охарактеризуйте методы сбора первичной информации.

  6. Из каких этапов складывается проведение маркетингового исследования на предприятии?

  7. На какие цели могут потребоваться финансовые вложения в рамках проведения отдельных этапов маркетингового исследования?

Тема 4. Маркетинговая среда предприятия

Понятие маркетинговой среды. Подходы к анализу факторов маркетинговой среды. Подход к анализу маркетинговой среды Ф. Котлера. Классификация факторов маркетинговой среды по Питеру Р. Друкеру. Факторы маркетинговой среды по Дж.Эвансу и Б.Берману. Проведение анализа факторов маркетинговой среды предприятия. Макросреда организации. Экономическая среда. Правовая среда. Социальная среда. Научно-техническая среда. Природная среда. Социально-культурная среда. Микросреда организации. Потребители. Поставщики. Конкуренты. Посредники.

Контрольные вопросы

  1. Что называют маркетинговой средой предприятия?

  2. Как можно разделить все факторы маркетинговой среды?

  3. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы маркетинговой среды

  4. Каким образом приведенные факторы маркетинговой среды могут быть опасными для предприятия?

  5. В каком случае приведенные факторы маркетинговой среды могут быть благотворными для предприятия?


Тема 5. Поведение потребителей
Типы потребителей: промышленные предприятия, предприятия в сфере торговли, индивидуальные пользователи, государственные организации, некоммерческие структуры. Потребительские рынки. Факторы оказывающие влияние на покупательское поведение. Теория поведения потребителей Питера Р. Друкера. Теория поведения покупателя А. Маслоу. Процесс принятия решения о покупке Ф.Котлера. Теория покупательского поведения А. Дейяна. Рынки предприятий и поведение покупателей от имени предприятия. Специфика поведения покупателя от имени предприятия. Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей товаров промышленного назначения. Процесс покупки в промышленной сфере.

Контрольные вопросы

  1. Какой рынок называют потребительским?

  2. Какие факторы могут оказать влияние на поведение покупателей на потребительском рынке?

  3. Из каких этапов можно представить процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке?

  4. Какой рынок называют рынком предприятий?

  5. Какие факторы могут оказать влияние на поведение покупателей от имени предприятий?

  6. Из каких этапов можно представить процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий?

  7. Можно ли управлять поведением покупателей на потребительском рынке и рынке предприятий? Если да, каким образом?



Тема 6. Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента
Сегментация рынка. Рыночная ниша. Принципы сегментирования. Матрица сегментации. Дерево сегментации. Критерии выбора целевого сегмента. Емкость сегмента. Доступность сегмента. Существенность сегмента. Прибыльность. Эффективность работы на выбранном сегменте. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

Контрольные вопросы

  1. Что называют сегментацией рынка?

  2. Для чего осуществляют сегментацию рынка?

  3. Какие принципы используются при сегментации потребительского рынка и рын­ка предприятий?

  4. В чем состоит сущность построения «дерева» и «матрицы» сегментации?

  5. Какие критерии используются в процессе выбора предприятием целевого рынка сбыта?

Тема 7. Исследование конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность товара. Критерии конкурентоспособности товара: качество, цена, престижность. Алгоритм оценки конкурентоспособности товаров. Методы оценки качества товаров: дифференциальный, комплексный, смешанный методы оценки. Методы оценки конкурентоспособности товара. Схема позиционирования. Индексный метод оценки. Табличный метод оценки конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность предприятия. Методы оценки конкурентоспособности предприятия: матричный метод; метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара; методы, основанные теории эффективной конкуренции. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Контрольные вопросы и задания

  1. Что понимают под конкурентоспособностью товара?

  2. Какие критерии используются в оценке конкурентоспособности товара?

  3. Что понимают под качеством товара?

  4. Из каких этапов складывается алгоритм оценки конкурентоспособности товара?

  5. Что понимают под конкурентоспособностью предприятия?

  6. В чем состоит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара?

  7. Для чего необходимо проводить оценку конкурентоспособности товара и предприятия

  8. Какие методы оценки конкурентоспособности предприятия Вы знаете?


Тема8. Стратегия и планирование маркетинга

Разработка маркетинговой стратегии предприятия. Понятие маркетинговой стратегии. Стратегия инновации. Стратегия инновационной имитации. Стратегия дифференциации. Стратегия диверсификации. Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения. Стратегия снижения издержек производства. Стратегия концентрации на сегменте. Матрица «продукт-рынок». Разработка тактики предприятия и оперативное планирование. Разделы маркетингового плана: целевой рынок, товарная политика, политика цен, сбытовая политика, политика продвижения.

Контрольные вопросы и задания

1.Что понимают под маркетинговой стратегией предприятия?

2.Из каких этапов состоит разработка маркетинговой стратегии предприятия?

3.Какие известные стратегии маркетинговой деятельности Вы знаете?

4.Что понимают под тактикой предприятия?

5.Что входит в маркетинговый план?
Тема 9. Товарная политика. Жизненный цикл товара.

Маркетинговое понимание товара. Суть товарной политики. Товар в маркетинговой деятельности. Товар, подходы к определению товара. Маркетинговое понимание товара. Потребительские свойства некоторых товарных групп. Упаковка товара. Маркировка товара. Товарный знак. Жизненный цикл товара. Этап внедрения на рынок. Этап роста. Этап зрелости. Этап упадка. Влияние этапа жизненного цикла товара на планирование комплекса маркетинг-микс. Комплексное исследование товарного рынка. Формирование товарной политики и рыночной стратегии.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику товара как средства удовлетворения потребности, как объ­екта купли-продажи, как элемента комплекса маркетинга.

2. Что понимают под «жизненным» циклом товара?

3. Какие этапы ЖЦТ Вы знаете?

4. Каким образом влияет отдельный этап ЖЦТ влияет на разработку комплекса маркетинг-микс?

5. Какие товары относят к товарам-новинкам?
Тема 10 Разработка ценовой политики

Понятие цены. Стратегия ценообразования. Образование цены продажи. Факторы, влияющие на цену товара. Автономия в образовании цены продажи. Стратегии ценообразования. Классификация видов цен.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните назначение цены как средства организации продажи и обеспечения рентабельности предприятия.

2. Каким образом цена должна решать задачи предприятия, касаю­щиеся его прибыли или возмещения инвестиций?

3. В чем сущность подхода к назначению цены продажи в зависи­мости от эластичности спроса?

4. Что понимается под ценообразованием по психологическому принципу?

5. В каких случаях предприятие сможет придерживаться стратегии «снятие сливок»? Приведите примеры из практики.

6. Какова возможная реакция предприятия на снижение (или уве­личение) цены на товары предприятия-конкурента?

7. На каком этапе жизненного цикла товара обычно начинают уста­навливаться рыночные цены?

8. Как может меняться стратегия ценообразования в зависимости от этапа жизненного цикла товара?

9. В каких случаях предприятие может предоставлять скидки с цены?
Тема 11. Маркетинговые коммуникации
Маркетинговые коммуникации и их функции по продвижению товара. Модель коммуникационного процесса. Мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Функции маркетинговых коммуникаций. Характеристика средств маркетинговых коммуникаций. Формирование комплекса продвижения. Понятие и виды рекламы. Планирование рекламы на предприятии.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что понимают под маркетинговыми коммуникациями?

  2. Что входит в комплекс маркетинговых коммуникаций?

  3. Какие функции выполняют средства маркетинговых коммуникаций?

  4. Дайте характеристику отдельным видам маркетинговых коммуникаций: рекламе, пропаганде, стимулированию сбыта и личной продаже.

  5. Для чего необходимо осуществлять планирование маркетинговых коммуникаций?


Тема 12.Организация деятельности маркетинговой службы

Эволюция функций службы маркетинга на предприятии. Принципы организационного построения службы маркетинга на предприятии. Бюрократические организационные структуры. Адаптивные организационные структуры. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите основные функции службы маркетинга на предприятии

  2. Какие основные принципы организационного построения службы маркетинга на предприятии Вы знаете?

  3. Перечислите основные виды построения структуры службы маркетинга.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Управленческие решения: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. 62 с
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Программа предназначена для студентов экономического факультета всех форм обучения и позволяет определить уровень усвоения выпускниками...
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Теория бухгалтерского учета: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Международные стандарты аудита: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Теория экономического анализа: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconПособие по аннотированию и реферированию для студентов II курса специальности...
Данное пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов II курса специальности 080507 всех форм обучения
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Студенты, обучающиеся по специальности 080507 «Менеджмент организации», выполняют контрольную работу по проблемным вопросам курса...
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507. 65. «Менеджмент организации» iconМетодические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» инаправлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск