Скачать 1.55 Mb.
|
Утверждаю: Директор МОУ «ООШ № 8» _________ Е.В.Киреева «____»___________20___ г. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «ООШ № 8» г. Ухта 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
разработана на основе нормативных документов:
1.2. Образовательная программа начальной школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», где в статье 32 (п.6) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов относятся к компетенции образовательного учреждения». В качестве средства реализации начального общего образования программа ориентирована на использование УМК «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова), Устава МОУ «ООШ№8». 1.3. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. (ФГОС НОО п.14) 1.4. Целевое назначение: Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов. Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
Для введения ФГОС выбран УМК «Школа России», который представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык. В нем реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием. Принципиальная особенность комплекта - его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное. В данном УМК реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Рассматривая УМК «Школа России», как целостную модель начальной школы, построенную на концептуальных основах, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, где в системе учебных заданий реализованы:
Ожидаемый результат:
Образовательная программа начальной школы предназначена для осуществления преемственности дошкольного, начального обучения и основной школы, популяризации наук, развития интереса учащихся к изучению предметов различных циклов, развития индивидуальных способностей учащихся. Преемственность образовательных программ, обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии. Технологии, используемые в образовательном процессе. 1. Личностно-ориентированные технологии, 2. Дифференцированное обучение 3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся. 4. Технологии традиционного обучения 5. Технология игрового обучения 6. Здоровьесберегающая образовательная и обеспечение безопасности жизнедеятельности 7. Проектные методы обучения; 8. Информационно-коммуникативные технологии; 9. Технология создания портфолио. Методы и формы работы в начальной школе Классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: - объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный, - проблемное изложение, - частично-поисковый, - исследовательский метод. Классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы объединены в три группы. 1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы. Содержание каждого предмета определяет в значительной степени и методы его изучения. При выборе метода обучения учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывает характер материала урока, возраст учащихся, их особенности и уровень готовности к изучению учебного материала. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных способностей используются разнообразные формы учебных занятий:
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА Образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5 -7 лет, достигшим любого уровня школьной зрелости, I - IV группы здоровья. Прием обучающихся в 1-4 классы Образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе правил приема обучающихся в образовательное учреждение, санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиНа 2.4.2.2821-10; Уставом ОУ. В первый класс принимаются все дети, проживающие в п. Ветлосян, п.Подгорный, ст.Ветлосян и достигшие возраста 6,5 - 7 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы, по заявлению родителей (законных представителе). Принцип комплектования классов, выбор УМК осуществляется в соответствии с социальным заказом родителей, согласно Уставу ОУ. В ОУ созданы условия для доступного качественного образования: - выбор образовательных программ (для родителей и учащихся); - обучение на современной учебно-материальной базе; - бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами; - поддержка наиболее талантливых детей; - получение дополнительного образования; - социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования; -обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка. Образовательная программа индивидуального обучения с недельной нагрузкой 8 часов по учебному плану индивидуального обучения предоставляется детям по медицинским показаниям на основании медицинской справки и заявления родителя (законного представителя) и оформляется приказом директора об организации обучения на дому. 1.6.Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
начального общего образования;
программы начального общего образования.
начального общего образования;
начального общего образования;
требованиями Стандарта. ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Образовательная программа ориентирована на реализацию основных задач ФГОСт и создает социальные и организационно-педагогические условия для реализации в полном объеме права детей на образование и предназначена удовлетворить потребности: - ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров. В этом аспекте образовательная программа реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в статье 8 «Конвенции о правах ребенка»; - родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в статье 3 «Конвенции о правах ребенка»; - учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий; - школы, поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»; - общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации, что также соответствует статье 6 «Конвенции о правах ребенка».
Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ «ООШ№8», к концу начального этапа образования. 2.1. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные, внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, - осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; - эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом процессе; - основы экологической культуры, бережное отношение к природе; - установка на здоровый образ жизни. У выпускника могут быть сформированы: - понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес; - способность выделять нравственный аспект поведения, - патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; 2.2. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебно-познавательную задачу до окончательного её решения; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей; - действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; 2.3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу) - осознавать учебно-познавательную задачу, - различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.); - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; - дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы); - анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков, описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана; - владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами; - под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения; - использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач; Выпускник получит возможность научиться: - пользоваться различными дополнительными источниками информации осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять; - преобразовывать информацию из одной формы в другую - осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; - выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования; - анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах - создавать собственные простые модели; - участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время. 2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; - под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: - строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. 2.5. Метапредметные результаты. Чтение и работа с текстом Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации. С точки зрения поиска, освоения и использования информации выпускник научится: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства; - делить текст на смысловые части, составлять план; - вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - пользоваться известными ему словарями, справочниками; - воспроизводить текст, устно и письменно; - составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием; - высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ученик получит возможность научиться: - понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение); - осмысливать и сопоставлять различные точки зрения; - делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования. |