Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №23
Рабочая программа «Театральная студия» направленность: дополнительное образование Составитель: Фукс Галина Владимировна педагог дополнительного образования первая квалификационная категория Калининград, 2013 Пояснительная записка Еще древние говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, второй – духовно. Второе рождение – процесс сложный, мучительный и длительный. Театр – это одно из средств воспитания духовного мира ребенка. Искусство – модель жизни, а игра – это модель поведения. Воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка, а значит, наиболее природосообразно и эффективно. Театр – одно из самых древних искусств, возникших на заре человеческой культуры. В основе театрального искусства лежит игра. С нее все начиналось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые “действующие лица” - “добрые” и “злые” силы. В играх рождались диалоги. Но постепенно театр стал своего рода способом осмыслить крупные исторические явления, события, судьбы и характеры людей. Именно в пору тяжких испытаний люди обращались к искусству, в частности, к театру. Он помогал осмыслить происходящее, дарил веру и надежду в наилучший исход, вытягивал людей из обыденности, поднимая их над самими собой, давая людям, возможность взглянуть на свои проблемы со стороны и найти выход и, главное, делал их своими сотворцами. Театр в своих творениях всегда обращался к важнейшим сторонам жизни человека, утверждению высоких чувств – честности, благородства, преданности, товарищества, и т.п… Всегда звучала в театре ненависть к войне и стремление к миру. Все эти мысли доносились до зрителей благодаря искусству актера. Это искусство – создание на сцене образа человека положительного или отрицательного, диалог со зрителем посредством образов. Сила нравственного влияния театра на юного человека огромна. Пожалуй, одна из главных особенностей театрального искусства является то, что, не подвергая себя жизненным испытаниям, исполнитель познает глубину человеческого духа, его взлеты и падения. Основы нравственности, усвоенные через эстетические переживания, составляют огромную силу театрального искусства. Все многообразие этических, гражданских, политических идей выступает в живых эмоциональных образах и, открывая их, подросток осваивает весь опыт человечества, обогащается мыслями, духовной силой, которые заложены в произведениях искусства. Социум за окном диктует свои условия, и мы не имеем права их не учитывать. Анализируя социально- психологическую ситуацию, что сложилась в обществе, следует отметить, что характерной особенностью нашего времени является распад ценностных систем человека. Пустота ценностей заполняется негативом, формируется личность, которой свойственно: сверхагрессивность, повышенная эмоциональная возбудимость, отсутствие душевного психологического комфорта, демотивированность поведения. Семья перестает быть центром духовного воспитания детей. Отсюда одиночество ребенка в обществе, нарушения физического и психического здоровья, развития девиантного (немотивированного) поведения несовершеннолетних, их пассивность, душевный инфантилизм, жестокость, чувство страха и др… С другой стороны – строящийся мир рыночных взаимоотношений – с его открытостью к миру, быстрой сменой технологий и знаний, требующей от молодежи большой мобильности, коммуникабельности, хорошего и разностороннего фундамента знаний, стремления к саморазвитию, высокой самоорганизации, хорошего знания своих прав и обязанностей перед обществом и умение их отстаивать. Поэтому задача дополнительного образования сегодня - помочь подростку в формировании его интересов, расширения культурного кругозора, пространства самореализации личности, совместно с подростком участие в формировании гуманистических ценностных ориентиров, помощь в переходе ребят к созидательной, креативной ступени в их индивидуальной творческой деятельности. Задача наша, как педагогов, рука об руку войти в этот мир, научиться воспринимать его таким, какой он есть, выстоять и не сломаться под натиском бури сложных жизненных обстоятельств, научиться идти вперед вопреки всему и добиваться поставленной цели, сообразуясь с законами нравственности и культуры. Цель, которую мы ставим перед собой: формирование человека культуры и нравственности. И она немыслима без формирования личностного начала в каждом. А так как главный предмет исследования театра – человек, его душа, поступки, их мотивы, то это впрямую отвечает задачам гуманизации воспитания. Более того, театр несет и огромную коммуникативную нагрузку, ибо искусство это, как никакое, - коллективно по своей сути и без освоения основ общения – сосуществование индивидуумов, а тем более их плодотворное совместное творчество невозможно. А без развития самосознания не может быть и развития личности. Очень большое значение имеет то, что ребенок учится соотносить свои интересы, желания и поступки с коллективом и товарищами и поступать не во вред им. Учится жить среди людей. Один из ведущих принципов воспитания – принцип природосообразности. Театр помогает выявлению и развитию всех потенциальных возможностей ребенка, дарит каждому веру в его собственную неповторимость, побуждает его к самовоспитанию: к тому, что бы он стал сам творцом себя и своих жизненных обстоятельств. В наше зыбкое переходное время, когда от человека сплошь и рядом требуется принятие нестандартных решений, способность к творчеству – важнейшее качество современного человека. А учить творчеству необходимо с детства. Занятия театральным искусством невозможны без овладения зрительной культурой и сценической этикой. Данная программа помогает подросткам овладеть эстетическим языком театрального искусства, помочь научиться воспринимать красоту и через нее мысль в искусстве, и в итоге использовать театр как одно из средств воспитания духовного мира ребенка, его социализации. Таким образом, главная цель деятельности – формирование человека Культуры и Нравственности, посредством театра через раскрепощение и узнавание своей природы. Самопознание себя, обретение своего личностного начала, приобретение умения быть свободным и ориентироваться в предлагаемых жизнью обстоятельствах, научиться анализировать людей и их поступки, принимать адекватные решения. Учебно-воспитательный процесс студии «А – Лиса» проходит с учетом возрастных особенностей детей и их жизненного малого опыта. И сходя из этого, подбирается и репертуар студии, когда начинаем прибегать к чужому материалу. Он постепенно усложняется, по форме и содержанию, оттачивается техника владения приемами игры. Режиссер является организатором всего творческого процесса студии, он подбирает репертуар исходя из возможностей ребят, направляет усилие педагогов по танцу и вокалу на достижение единого творческого результата. В процессе работы над спектаклем он же корректирует время, отдаваемое тому или иному педагогу, в зависимости от задач стоящих перед ним. За счет актерского мастерства увеличивать уроки танца или вокала в зависимости от необходимости, или сосредоточиться на работе над словесным действием. Программа обучения в студии рассчитана на 3 года по следующим дисциплинам:
Данная программа является адаптированной и рассчитана на три года занятий с детьми от 6 до 17 лет. Набор учащихся осуществляется свободный. Программа рассчитана на 144 часа в год, 17 недель в первом полугодии и 19 недель во втором. В студии занимается 3 группы (8, 13 и 14 человек). Занятия делятся на общие, групповые (по 3-5 человек) и индивидуальные. Общие проходят 2 раза в неделю по 2 часа (1 и 2 группы) и 2 раза в неделю по 3 часа (3 группа). Групповые 2 раза в неделю по 30 минут, и индивидуальные с учеником по мере необходимости по 30 минут. Проводится работа с одаренными детьми. Воспитательно - педагогические задачи общих занятий:
Воспитательно-педагогические задачи индивидуальных занятий:
Воспитательно-педагогические задачи групповых занятий:
Тренинги, пополняемые новыми упражнениями, проводятся постоянно до 30 минут ежеурочно. Они направлены на сосредоточение внимания, развитие памяти, воображения, фантазии, развитие гибкости, подвижности, совершенствование артикуляционного аппарата, постановки правильного сценического голоса, – т.е. на подготовку к плодотворному творческому процессу. Тренинги проводятся в игровой форме, вырабатывая в ученике навыки и автоматизм исполнения. Результатом обучения в студии «А – Лиса» является приобретение следующих навыков и умений, знаний:
На протяжении всего периода обучения доминирующей являются следующие ценности:
Контроль за усвоением полученных знаний осуществляется обычно в итоговых творческих показах, контрольных опросах, беседах, дискуссиях, в спектаклях, зримо демонстрирующих уровень актерского мастерства и общий уровень культуры. Программа сроится на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику и взаимодействии с группой. Воспитательно-педагогические задачи работы с одаренными детьми: Воспитательные - способствовать воспитанию человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Обучающие - развивать талант одаренных детей, формировать творческие способности личностей, осваивать систему знаний, умений, навыков. Развивающие - содействовать развитию творческих качеств личности воспитанников в русле прогрессивного личностно-ориентированного подхода по всем направлениям программы. Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов: Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах. Формы работы. Индивидуальные:
Групповые:
Межгрупповые:
Первый год – это своеобразный “фундамент” театральной школы. “Действие” – основа сценического искусства. Обучаясь преодолевать неблагоприятные условия публичного одиночества, ребята учатся действовать в условиях собственного вымысла и оставаться такими же естественными (органичными) в чужих для них предлагаемых обстоятельствах. Отсюда в первом полугодии основное внимание уделяется развитию сенсорных способностей ребят, и делаются первые попытки сочинительства, исходя из жизненного собственного опыта студийцев. Рождаются работы, основанные на наблюдениях за животными (“Зоопарк”), истории из собственной жизни (“Мой мир”, “Наша школьная вселенная”), чтецкие композиции (“О правилах хорошего поведения в шутку и всерьез”, сказки собственного сочинения). Во 2-ом полугодии приступаем к освоению чужого материала. Сочиняется на основе прозаической сказки своя версия – это дает простор воображения, фантазии, дает возможность каждому участвовать в сочинительстве – тем дороже становится общее “детище” – спектакль. Потом следует переход к небольшим драматическим произведением, где осуществляется попытка “оживить” чужой материал, влезть в “шкуру” чужих персонажей, понять логику их поведения и научиться действовать с помощью “если бы” в предлагаемых автором обстоятельствах. В.Сухомлинский говорил: “Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу”. |