Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 186.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер186.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ: Основы светской этики

Пояснительная записка  .

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Данная программа включает содержание 6 модулей:

  1. Основы православной культуры

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры

  4. Основы иудейской культуры

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

         Для изучения в 4 классе родители учащихся  выбрали  модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цель учебного курса «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Роль предмета «Основы светской этики» в формировании общеучебных универсальных умений и навыков, ключевых компетенций.

 

Особенности организации учебного процесса

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, проектной деятельности, работе в парах, группах, индивидуальной работе.

Предпочтительные формы стартового, промежуточного, итогового контроля в данном классе: беседа, фронтальный опрос, работа по карточкам, интегрированные задания, понятийные диктанты.

Методы, используемые на занятиях: Репродуктивный, эвристический, проблемный

Используемый учебно-методический комплект

ü    Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов мира. Основы светской этики 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012.     

 

Учебно-тематическое планирование 

Содержание программы.

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Планируемый уровень подготовки выпускников
 на конец 4 класса:
 - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
 - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
 - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
       знать/понимать: 
     -  основные понятия религиозных культур; 
     - историю возникновения религиозных культур; 
     - историю развития различных религиозных культур в истории России; 
     -  особенности и традиции религий; 
     -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

        уметь: 
      - описывать различные явления религиозных традиций и культур; 
      - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 
      - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 
      - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 
      - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
       -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

Требования к личностным результатам: 

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;                                                 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:  

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

-  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;                                                                                     - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;                                                                                                                                         - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                           - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам: 

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по основам светской этики.

4 класс 35 часов



п/п

 

Тема урока

 

 

 

Кол-во часов

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

 

 

Элементы содержания

Что вы узнаете

 

Тип урока

 

Домашнее задание

 

 

Дата проведения

План

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 Россия – наша Родина

 

1

Знать:

- Что такое духовный мир человека;

- Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

 

 

 Знать:

- Что такое этика;

- Что значит светская этика

 

Богатство России. Малая Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

 

Комбинированный урок

1.Традиции, принятые в вашей семье.

2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

12,09

 

2

 Что такое светская этика

 

1

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Светская этика. Религиозная этика.

Урок изучения нового материала

1. Кто был основателем науки «Этика»? (доклад)

2. Что означает слово «мораль»?

3. Что помогает понять светская этика?

 

19,09

 

3

   Культура и мораль

 

1

Знать :

Что означает слово «культура»;

- Почему культуру называют второй природой.

- Как возникла морал

Знать:

- В чем особенности морали; Есть ли единый список моральных правил;

- Кто заботится о соблюдении моральных норм в обществе.

 

Культура. Культура – вторая природа. Мораль.

Урок изучения нового материала

1. Приведите примеры материальной и духовной культуры.

2. Объясните, почему возникла мораль.

3. Составьте перечень моральных норм, принятых в вашей семье.

26,09

 

4

    Особенности морали

1

 

Мораль. Моральные нормы.  

 

Урок изучения нового материала

1. Назовите особенности морали.

2. Кто заботится о морали в обществе?

3. Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры равнодушного и неравнодушного поведения людей.

3,10

 

5 - 6

  Добро и зло

 

2

Знать:

- Что такое добро;

- Что входит в понятие добра;

- Что такое зло;

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла;

- Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

 

Добро. Зло. Поступки.

Урок изучения нового материала

1. Подготовить пословицы о добре и зле.

2. Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми.

3. Почему важно бороться со злом?

 

 

1. Приведите примеры о добре и зле в разные исторические эпохи.

2. Почему знания о добре и зле важны для людей?

 

10-17,10

 

7-8

Добродетель и порок

2

 Знать:

- Что такое добродетель;

- Что такое порок;

- Что такое добродетельный человек;

- Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Добродетель. Порок. Нравственный человек. Моральное развитие человека. Ценности людей.

 

Урок изучения нового материала

1. Приведите примеры добродетельных людей.

2. Какого человека можно считать добродетельным?

 

 

 

1. Расскажите о своих поступках, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные.

24-31,10

 

9

Свобода и моральный выбор человека

1

Знать:

- Что такое свобода;

- Как связана свобода с моральным выбором;

- Что такое ситуации морального выбора.

Знать:-

Что такое ответственность;- -при каких условиях возможно ответственное поведение.

Свобода. Моральный выбор. Нравственное поведение. Безнравственное поведение. Интересы людей.

 

Урок изучения нового материала

1. приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

14,11

 

10

Свобода и ответственность

 

1

Ответственность. Ответственное поведение. Преднамеренность.

Комбинированный урок

1. Приведите примеры дел, за которые отвечаете только вы.
 

21,11

 

 

11

Моральный долг

 

1

Знать:

- Что такое моральный долг;

- В чем особенность морального долга;

- Моральные обязанности человека.

 

 

Знать:

- Что такое справедливость;

- По каким признакам можно судить о справедливости;

- Моральные правила.

Знать:

- Что такое альтруизм;

- Что такое эгоизм;

- Что значит быть разумным эгоисто

 

Долг. Моральный долг. Моральные обязанности. Моральные нормы. Благодарность.

Урок изучения нового материала

1. Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

28,11

 

12

Справедливость

1

 

Справедливость.

 

Комбинированный урок

1. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте сой ответ.

2. Расскажите случай из жизни, когда с вами поступили справедливо/несправедливо. Объясните почему.

 

5,12

 

13

Альтруизм и эгоизм

1

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.

 

Урок изучения нового материала

1. Вспомните сказку Ш. Перро «Золушка». Можно ли назвать Золушку альтруисткой? А кто в этой сказке эгоисты?

2. Как вы понимаете слова «Быть разумным эгоистом»? приведите примеры разумного эгоизма.

 

12,12

 

14

Дружба

1

Знать:

- Какие отношения существуют между людьми;

- Что такое дружба;

Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Взаимная симпатия. Общие интересы.

 

Комбинированный урок

1. Сочинение на тему: «Что значит быть настоящим другом».

 

19,12

 

15

Что значит быть мораным.




Знать:

- Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»

 

 

Мораль. Моральный человек. Правила морали.

Комбинированный урок

1. Что значит быть моральным?

26,12

 

16-17

Обобщение.

2

Знать:

- Основные понятия по разделу.

 

 

 

 

 

 

 

Знать: 

- Что такое род, семья;

- Как возникли фамилии;

- Что такое родословная.

 

 

Урок закрепление

Творческий проект:

1. Россия – Родина моя.

2. Всюду добрые люди вокруг…

3. Я хочу вам рассказать об одном добром человеке.

4. Добро и зло в русских народных сказках.

5. Вот что значит настоящий, верный друг.

6. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

16-23,01

 

18

Род и семья – исток нравственных отношений

1

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Урок изучения нового материала

1. Нарисуйте «генеалогическое древо» своей семьи.

2. Придумайте и изобразите герб своей семьи.

3. Какие обязанности в семье вы выполняете?

30,01

 

19

Нравственный поступок

 

1

Знать:

- Что такое поступок в этике;

- Что такое нравственный поступок;

- Признаки нравственного поступка

 

Поступок. Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка.

Комбинированный урок

1. Согласны ли вы с высказыванием: «Цель оправдывает средства». Обоснуйте свою точку зрения.

2. Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие – поступок»?

6,02

 

20

Золотое правило нравственности

1

Знать:

- Почему появилось золотое правило нравственности;

- Как формируется золотое правило нравственности;

- Как применять

золотое правило нравственности в жизни.

Золотое правило нравственности.

Комбинированный урок

1. Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности.

2. Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

13,02

 

21

Стыд, вина и извинение

1

Знать:

- Что такое стыд;

- Что такое чувство вины;

- Когда принято извиняться.

Стыд. Вина. Извинение.

Комбинированный урок

1. Было ли вам когда-нибудь стыдно? По какому поводу?

2. Как вы понимаете пословицы: «Стыдливый из-за стола голодный встает», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел».

3. Трудно ли вам просить прощение? Как обычно вы это делаете?

20,02

 

22

Честь и достоинство

1

Знать:

- Что такое честь;

- Что такое достоинство.

Честь. Достоинство.

Комбинированный урок

1. Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

2. Какие поступки героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

3. Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях.

27,02

 

23

Совесть

1

Знать:

- Что такое совесть;

- Чем различаются понятия «стыд» и «совесть».

Совесть.

Комбинированный урок

1. Приходилось ли вам испытывать муки совести?

2. С чем это было связано?

6,03

 

24 - 25

Нравственные идеалы

2

Знать:

- О смелых и сильных защитниках Отечества;

- О правилах честного поединка.

Идеалы. Правила честного поединка. Верность.

Комбинированный урок

1. Кто в былинах противостоит русским богатырям?

2. Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?

3. Назовите современных богатырей. Можно ли в классе кого-нибудь назвать богатырем? Какими качествами он обладает?

4. Как вы думаете. Рыцарем, джентльменом или леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник?

13,03

 

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

Знать:

- О нормах-образцах нравственного поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективе.

Культура России. Нормы-образцы нравственного поведения. Труженик. Патриот. Воин.

Комбинированный урок

1. Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников?

2. Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах. Какие чувства вы при этом испытывали?

20,03

 

27- 28

Этикет

2

Знать:

- Что такое этикет;

- Об одежде и этикете;

- О значении речи для этикета;

- Правила этикета.

Этикет. Нормы этикета.

Комбинированный урок

1. Составьте правила этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

3-10,04

 

29 - 30

Семейные праздники

2

Знать:

- Как и когда появились праздники;

- Какое значение имеют праздники;

- Что такое подарок и как его выбирать.

Праздник. Семейный праздник. Подарок.

Комбинированный урок

1. Какие события отмечают в вашей семье?

2. Как выбрать подарок?

3. Что может испортить праздник?

17-24,04

 

31

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

Знать:

- Что жизнь человека – высшая ценность.

Ценности. Жизнь человека. Нравственные ценности.

Комбинированный урок

1. Что такое нравственные ценности?

2. Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения.

1,05

 

32 -33

Любовь уважение к Отечеству

2

Знать:

- Что такое любовь к Отечеству;

- Героев своей страны.

Отечество. Родина. Любовь.

Комбинированный урок

1. Сочинение «За что я люблю свою Родину».

8-15,05

 

34

Обобщающий урок

 

Знать:

Основные понятия по курсу «Основы светской этики.

 

Урок закрепления

 

22,05

 

35

Повторение изученного

 

 

 

 

 

29,05

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск