Скачать 186.38 Kb.
|
Рабочая программа по ОРКСЭ: Основы светской этики Пояснительная записка . Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Данная программа включает содержание 6 модулей:
Для изучения в 4 классе родители учащихся выбрали модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Цель учебного курса «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса:
Роль предмета «Основы светской этики» в формировании общеучебных универсальных умений и навыков, ключевых компетенций. Особенности организации учебного процесса При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, проектной деятельности, работе в парах, группах, индивидуальной работе. Предпочтительные формы стартового, промежуточного, итогового контроля в данном классе: беседа, фронтальный опрос, работа по карточкам, интегрированные задания, понятийные диктанты. Методы, используемые на занятиях: Репродуктивный, эвристический, проблемный Используемый учебно-методический комплект ü Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов мира. Основы светской этики 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012. Учебно-тематическое планирование Содержание программы. Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец 4 класса: - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - осознание ценности человеческой жизни. Календарно-тематическое планирование по основам светской этики. 4 класс 35 часов
|