№
| Тема урока
| Планируемые результаты
| Формы занятий
(теоретические практические);
традиционные, инновационные
| Приемы и методы преподавания
| Виды деятельности
| Способы и формы
оценки достижения
этих результатов
| предметные
| метапредметные
| личностные
| Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| 1
| Россия – наша страна
| Общее представление об отечествен
ной религиозно
-культурной традиции (мно-
гонациональная, многоконфессиональная)Россия
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,готовность слушать собеседника, вести диалог, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,овладение навыками смыслового чтения текстов
| Формировать чувство гордости за свою Родину; развитие этических чувств и норм.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; коммен-
тированное чте-
ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев РОССИИ
| 2
| Что такое светская этика?
| Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
| Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа; коммен-
тированное чте-
ние; работа с литературным и фольклорным текстами;работа с иллюстративным материалом;творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный,индивидуальный,групповой
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| 3
| Мораль и культура
| Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,овладение навыками смыслового чтения текстов сти.
| Л4,Л6
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный, работа в парах
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы
| 4
| Особенности морали
| Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница
| Уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи
| Л7
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение
| 5
| Добро и зло.
| Формировать навык доброго общения между собой и с другими людьми, убеждения в совершении добрых поступков сознательно, бескорыстно
| Проводить анализ поступков, сравнение и классификацию моральных качеств человека; обобщать прочитанное в учебнике; умение договариваться и приходить к общему мнению
| Формирование представлений об основных этических понятиях добра и зла
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа
| 6
| Добро и зло.
| П1
| М1, М4,М6, М7
| Л4, Л5
| Урок совершенствования знаний, умений , навыков
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах
| Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа
| 7
| Добродетель и порок
| Формировать представление о добре, зле, добродетеле и пороке.
| М1, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары
| 8
| Добродетель и порок
| Закрепить понятия добродетель и порок
| М1, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
| Урок совершенствования знаний, умений , навыков
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары
| 9
| Свобода и моральный выбор человека
| Знакомство с основными терминами:
свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора.
| М1, М4,М5, М6, М7
| Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективныйиндивидуальный групповой
| Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.)
Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся
| 10
| Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности
| М1, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать толерантность уважение друг к другу
| Урок совершенствования знаний
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
| Коллективныйиндивидуальный
групповой
| Чтение статьи с
Выборочным пересказом текста
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
| 11
| Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
| М1, М4,М5, М6, М7
| Л4
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективныйиндивидуальный групповой
| Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением
| 12
| Справедливость
| Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека.
| М1, М4,М5, М6, М7
| Формирование справедливого отношения к людям
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
| Коллективныйиндивидуальный групповой
| Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)
| 13
| Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать желание
стать альтруистом, не быть
эгоистичными по отношению к близким людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
| 14
| Дружба
| Знание, понимание и принятие личностью ценностей:друг, дружба
| М1, М4,М5, М6, М7
| Л4, Л5, Л6
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге
| 15
| Что значит быть моральным
| Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",
| М1, М2, М3, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу
| Урок систематизации знаний. Урок-диспут
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа
| Коллективный, индивидуальный
Групповой, работа в парах
| Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».
| 16
| Творческие работы учащихся
| Развитие способнос-
тей учащихся общаться
друг с другом, со-
блюдая моральные
нормы поведе-
ния
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать уваже-
ние и толерантное отноше-
ние.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала
| 17
| Презента-ция творческих работ
| Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса
| М2, М3, М5, М7
|
| Урок подведения итогов изучения курса.
| Урок-праздник
| Индивидуальный, групповой
| Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание
| 18
| Род и семья
-исток нравственных отношений
в истории человечества
| П4
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Формировать чувство гордости за свою семью,
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; коммен-
тированное чте-
ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации
| 19
| Нравственный поступок
| П4
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
| 20
| Золотое правило нравственности
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Л4, Л5
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный,
работа в
группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| 21
| Стыд, вина и извинение
| П1, П4
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
| Коллективный, индивидуальный
| Работа с понятиями стыд, вина, извинение
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий
| 22
| Честь и достоинство
| П1, П4
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Воспитывать чувство собственного достоинства
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;
сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий
| 23
| Совесть.
| П2
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный,
работа в
группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.
| 24-25
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
| Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Л3, Л5, Л6
| Комбинированный
| Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| 26
| Джентльмен и леди
| П2
| М1, М2,М3, М4,М5, М6, М7
| Развитие способнос-
ти общаться
друг с другом, со-
блюдая моральные
нормы поведе-
ния, воспитывать уваже-
ние и толерантное отноше-
ние.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа
| 27
| Образцы нравственности в культуре Отечества
| П1
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| 28
| Этикет
| П1, П2
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Развитие этических чувств и норм.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа
| 29
| Семейные праздники
| П4
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| 30
| Жизнь человека-высшая нравственная ценность
| Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности,
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Л3,Л5,Л6,Л7
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
| 31
| Любовь и уважение к Отечеству
| П1
| М1, М2, М4,М5, М6, М7
| Формировать чувство гордос
ти за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
| 32
| Подготовка творческих проектов
| Развитие способнос-
тей учащихся общаться
друг с другом, со-
блюдая моральные
нормы поведе-
ния
| Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда
| Воспитывать уваже-
ние и толерантное отноше-
ние.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ.
| Работа в группах,
индивидуальный
| Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом
| 33-34
| Выступления уч-ся со своими творческими работами
| Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса
| Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.
| Л7
| Урок-подведение итогов изучения курса
| Урок-праздник
| Индивидуальный
групповой
| Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|
МКОУ «Фирстовская средняя общеобразовательная школа»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Рабочая учебная программа
4 класс
Составитель программы:
учитель начальных классов
Чернова Алёна Анатольевна
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю (всего 34 часа)
Задачи курса:
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Активизация познавательной активности школьников.
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемый результат:
На уроках «Основы светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2012.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
|