Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.07 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер81.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Из опыта работы учителя химии ГОУ средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского административного округа Санкт-Петербурга Шумейко Людмилы Витальевны.

Учителем химии я работаю уже 23 года, учитель высшей квалификационной категории, эксперт по аттестации учителей химии.

Химия это предмет сложный, но чрезвычайно интересный. Когда-то мне на глаза попалось высказывание Альфреда Вернера «Меня часто охватывает экстаз перед красотой моей науки. Чем дальше я погружаюсь в ее тайны, тем более она кажется мне огромной, величественной, слишком красивой для простого смертного». И для меня стало важным показать ученикам эту красоту. К сожалению, сейчас химия для многих это предмет не первостепенной важности. Поэтому вопрос, который ежедневно задаешь себе «Как сделать урок интересным, запоминающимся, чтобы сложность предмета не отпугнула ученика?» Решение было таким - показать , что знания полученные на уроке необходимы в повседневной жизни человека.

Несколько лет назад, школа, в которой я работала (Бокситогорская средняя общеобразовательная школа), была экспериментальной площадкой по созданию модели культуротворческой школы.. Автор идеи культуротворческой школы - А.П.Валицкая, зав. кафедрой этики и эстетики РГПУ им. А.И.Герцена. Научным руководителем школы была Подходова Наталья Семеновна, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена. Главная идея культуротворческой школы - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные особенности мировосприятия ребенка. Эта целостность достигается на путях междисциплинарной интеграции, когда предметы естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов решают общую задачу - построение целостного образа мира и человека в нем на каждом возрастном этапе образовательного процесса. Образовательная программа культуротворческой школы строится по принципу расширяющейся ойкумены: от родной (этно-региональной, городской, сельской) культуры - к культуре отечественной и далее, - к мировой культуре. Такой подход помогает решить основные проблемы современной средней школы: поддержать и развить интерес ребенка к школе и учению, сэкономить время, устраняя повторы, и, что самое главное, - дать выпускнику возможность адекватно ориентироваться в современном социокультурном пространстве, достойно действовать в нем. И для себя я выделила следующие аспекты: знания, полученные на уроке должны быть целостными и ценностными, необходимо возбудить интерес к знаниям и тем самым научить культуре труда.

Как можно решить эти задачи на уроке? Прежде всего, чтобы знание было целостным необходима интеграция, причем как межпредметная так и внутрипредметная.

Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. В моей практике есть такие уроки по биохимии в 10 классе по темам: «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «Жиры», «Углеводы», уроки в 8 классе по теме «Строение атома» (физика + химия), в 11 классе по теме «Электролиз» (физика + химия). Но ведь можно проводить и уроки с элементами интеграции. Например, при изучении темы «Способы получения металлов» в 9 классе ученики опираются на свои знания из курса географии, на уроках «Аммиак», «Галогены» в 9 классе можно использовать знания, полученные на уроках ОБЖ, на уроке в 8 классе по теме «Превращения веществ» опираться на знания из курса природоведения. Такие уроки помогут сознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами. Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна позволяет реализовать интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности. Внутрипредметная интеграция охватывает однородный материал из программы разных лет обучения, что позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их, как для неорганической, так и для органической химии.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Как сделать знание ценностным? Ценность есть всегда значимость, польза. Значит, при изучении химии необходимо пробуждать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к предлагаемому учебному материалу, создавать условия для осознания ими ценности получаемых научных знаний, для возникновения у них познавательного интереса и любознательности к научным фактам, теориям, закономерностям. Важно в содержание урока включать не только научные знания, но и оценочные знания, которые фиксируют в учебном процессе личностное отношение учащихся к научному содержанию, отличное от познавательного отношения. Так, например, необходимо чаще в речи использовать следующие выражения: «красивое решение задачи», «любопытный ход мысли ученика», «смелый выбор решения проблемы», «мы убеждаемся, что мир полон загадок», «не все проблемы решены, еще много белых пятен, которые ждут своего решения» и другие. Включение подобных оценочных суждений создает условия для развития мотивационно-познавательной сферы школьников, что очень важно в процессе усвоения научных знаний.

На своих уроках стараюсь спрашивать ребят « Чем этот материал важен для нас?», «Где мы можем использовать эти знания?» Например урок обобщения знаний в 8 классе по теме «Атомы химических элементов». Почему важны знания об атомах, их строении? И в качестве подтверждения важности этих знаний звучат строчки из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там в космических глубинах,

Все от песчинок малых до планет,

Из элементов состоит единых.
На уроке в 11 классе по теме «Классификация химических реакций» ребята, отмечая важность этих знаний, говорят о том, что наш организм это своеобразная химическая лаборатория, где каждую минуту проходит множество химических реакций. Обращаем внимание на энергетику химических реакций и на то, что каждый человек должен представлять сколько энергии поступает в организм с пищей и сколько расходуется в течении суток. Ребята составляют свое примерное меню и оценивают его с точки зрения рациональности питания.

На уроке в 9 классе по теме «Коррозия металлов» привожу такой пример: «Почему некоторые пациенты стоматологических кабинетов жалуются на неприятные ощущения в области десен, учитывая, что коронки у них выполнены из разных металлов?» А ответ вытекает из материала урока. И связано это с процессом электрохимической коррозии. На этом же уроке обсуждаем вопросы о том, почему лучше не покупать в магазине консервированные продукты в банках с вмятинами, чем опасно применение соли в борьбе с гололедом в зимний период.

Также у школьников необходимо формировать надпредметные умения или их еще называют умениями широкого плана, которые нужны при решении многих жизненных ситуаций. Важно развивать у школьников личностные качества гуманистической направленности, их творческий потенциал. Все это должно происходить в комплексе, в виде единого процесса, направление которого задано ведущим компонентом предмета, в данном примере –  научным знанием. Одним из элементов, позволяющим вызвать эмоционально-ценностное отношение к предмету является учебная доминанта.

Доминанта:

- позволяет настроить на урок

- снять отрицательные эмоции

- показать необходимость изучения данного материала.

Приведу несколько примеров использования учебной доминанты:

1.В начале урока в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» ребятам предлагается ответить на вопрос:

«Существуют данные, что из этого металла изготавливается около 500 000 изделий, что вполне допустимо, ибо каждый из нас сталкивается с ним ежедневно: вилки, ложки, кружки, кастрюли, столы, стулья и т.д. Из некоторых данных следует, что 20% мирового производства этого металла расходуется на изготовление банок для напитков. Но главное предназначение этого металла в другом, ведь не зря же он назван «летающим металлом». О каком металле идет речь?» Только после правильного ответа ребята помогают назвать тему урока.

2. Урок в 9 классе по теме «Галогеноводороды» можно начать с выполнения такого задания: «Определите, какое вещество будет лишним в этом ряду:

Cl2O7, HClO4, Cl2O, Cl2O5, HClO2, HCl, HCLO3.

Определите степень окисления Cl в этом соединении. Назовите это вещество. Какую функцию (окислителя или восстановителя) будет выполнять это вещество? Почему?»

3. Для урока в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек» можно использовать в качестве доминанты такие стихи-загадки:

Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Если в атом он попал – 

То, считай, почти пропал:

Он с утра и до утра.

Носится вокруг ядра.

4. Для урока в 11 классе по теме «Окислительно восстановительные реакции в органической химии» применяю такую доминанту:

KOH+HCl → KCl+H2O 2KClO3 → 2KCl+O2

SO3+H2O → H2SO4 S+O2 → SO2

2HNO3+CaO →Ca(NO3) 2+H2O 2KMnO4 →K2MnO4 + O2+MnO2

+2 -2+1 +2 -2 +1 -2 -3 +6 +3 0

Fe(OH) 2 →FeO+H2O (NH4) 2Cr2O7 →Cr2O3+N2+4H2O
Чем отличаются реакции первой и второй группы? По какому признаку можно классифицировать эти химические реакции?

Во всех реакциях, указанных на слайде, участвуют неорганические вещества. А возможно ли таким образом классифицировать реакции с участием органических веществ?

-2+1-2 +1 +1 -1 -2+1-1 +1 -2 0 -4 -2 -1

CH3OH + HCl → CH3Cl + H2O Cl2 + CH4 → CH3Cl + HCl
C2H5OH + CH3COOH → CH3COOC3H5 + H3O C2H6O + 3O2 → 2CO2 + 3H2O

После ответа ребята помогают назвать тему урока.

5. Урок в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» начинаю такими словами: «Синтез белка сложен, но в организме протекает за 2-3 секунды в мягких условиях, благодаря природным высокомолекулярным соединениям. Эти вещества обнаружены в ядрах клеток. Открытие принадлежит швейцарскому химику Мишеру, который в 1869 году обнаружил в лейкоцитах новое химическое соединение и назвал его “нуклеином”(от латинского “ядро”). Этим веществам принадлежит главная роль в передаче наследственной информации. О каких веществах идет речь?»

Необходимо отметить, что в настоящее время резко возросла роль компьютерных технологий. Проведение уроков с использованием ИКТ это требование времени. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Особенно важно, что с помощью компьютера можно демонстрировать химический эксперимент, который невозможно провести по требованиям техники безопасности в обычном режиме. В моей практике есть уроки с использованием мультимедийных презентаций, уроки на которых использую готовые программные продукты ( «Химия. Цифровая база видео», 1С: Образовательная коллекция.»Общая и неорганическая химия. 10–11 классы» и другие), уроки тестирования знаний в сетевом программном комплексе «Знак». Такие уроки помогают развить интерес учеников к такой сложной и такой красивой науке - химии.

И конечно хорошим результатом моей работы можно считать то, что ученики связывают свое будущее с химией, учатся в Технологическом университете, Горном университете, Химико-фармацевтической академии, выбирают профессию учителя.


Список используемой литературы:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.

2. Валицкая А.П. Метаметодические основания конструирования образовательного процесса культуроттворческого типа // Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средствами интеграции предметных методик обучения): Сб.научных статей.–СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 3.

3. Подходова Н.С., Титова И.М. Метаметодика как новое научное направление // «Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения» Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Вып. 4. - СПб.: «Культ-Информ-Пресс», 2004. – С. 5 – 17.

4. Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности./ И.В. Бурая, О.С. Аранская //Химия в школе. – 2001. - №10. – С.23-32


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск