Скачать 246.95 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство», специализации 070102.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» Цикловая комиссия Дополнительного инструмента Дисциплина Дополнительный инструмент (фортепиано) Форма обучения дневная Объем дисциплины 124 часа Статус дисциплины специальная Составитель: преподаватель цикловой комиссии дополнительного инструмента колледжа искусств ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ» Домацкая И.Е. Тюмень 2009 Содержание Пояснительная записка………………..…….…………………………………4 Цель и задачи дисциплины...…………….…………………………………….4 Содержание дисциплины..…………………..…………………………………6 Чтение с листа……………………………….………………………………….7 Индивидуальные планы студентов……………………………………………7 Учебно-тематический план………………………………………….………....8 Контроль и учёт знаний………………………………………...………………9 Требования к текущему и итоговому контролю………………………………9 Самостоятельная работа студентов……………………………………………10 Библиографический список……..……………………………………………..11 Примерный репертуарный список…………………………………………….12 Пояснительная записка Основные документы, использованные для составления учебно-методического комплекса Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: – требований ГОСТ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специализации 070102.02 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года, введенного в действие 1.09.2002 года. – «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий» – примерной программы по дисциплине «Фортепиано» для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство», (0501.03 « Духовые и ударные инструменты»), Минкультуры РФ, НМЦ по художественному образованию. – Москва, 2002. – педагогического опыта составителя. Цель и задачи дисциплины Дисциплина «Дополнительный инструмент (фортепиано)» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает развитие навыков игры на фортепиано, чтения с листа, аккомпанемента и игры в ансамбле в объеме, необходимом для будущей практической работы по специальности. В комплексе специальных дисциплин изучение данного предмета способствует воспитанию у студентов сознательного отношения к работе, устойчивого внимания и самоконтроля, формированию широкого кругозора при знакомстве с лучшими образцами классической и современной музыки, народно-музыкальным творчеством. Основной целью дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)» является участие в воспитании высоко эрудированного музыканта. Эта цель достигается посредством решения целого ряда задач, таких как:
Таким образом, выпускник - оркестрант должен владеть игрой на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач, приобрести навыки грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, аккомпанемента, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений. Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)» для специализации 070102.02 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Общая трудоемкость дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)»
Требования к уровню подготовки студентов до начала изучения дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)» К началу освоения дисциплины на уровне среднего профессионального образования студент должен: – обладать музыкальными данными: слухом, чувством ритма, музыкальной памятью. – знать основы нотной грамоты в объеме начального музыкального образования. – обладать навыками игры на фортепиано. Содержание дисциплины Обучение начинается с определения уровня подготовки студента, анализа и оценки перспектив его учебной деятельности в рамках данной дисциплины. Дальнейшая работа подразумевает параллельное развитие разнообразных творческих способностей музыканта, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности. Учебный репертуар подразделяется на 2 раздела – фортепианный (произведения для фортепиано) и профилирующий (аккомпанементы, ансамбли, чтение с листа). Основные требования к владению материалом. По окончании освоения дисциплины выпускник должен уметь:
Требования по технике фортепианной игры. 1 курс. Диезные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 2-4 октавы. Аккорды каждой рукой отдельно. Арпеджио длинные на 2-4 октавы. 2 курс. Бемольные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 4 октавы. Аккорды двумя руками. Арпеджио длинные на 4 октавы. 3 курс. Все гаммы в более подвижном темпе. Хроматические гаммы на 4 октавы. Аккорды, арпеджио. Доминантсептаккорд. Уменьшенный вводный септаккорд. Чтение с листа. Особое внимание нужно обратить на развитие навыка чтения с листа. Эта сторона обучения в своей практической значимости одна из самых важных. Умение читать ноты с листа способствует более быстрому разбору музыкальных произведений и более широкому ознакомлению с музыкальной литературой. Будущий артист оркестра, умея читать с листа, грамотнее и быстрее разберется в своей оркестровой партии, дирижер духового оркестра – в партитуре, а будущий преподаватель музыкальной школы сможет сам аккомпанировать своим ученикам. Поэтому педагог должен на каждом уроке выделять время для чтения с листа. Работа по чтению с листа, чтобы стать достаточно эффективной, нуждается в проверке. Проверка навыка чтения с листа проводится во всех семестрах в рамках технического зачета. (Названия сборников для чтения с листа приводятся в репертуарном списке). Индивидуальные планы студентов Выбор репертуара и продуманное планирование учебной работы способствует всестороннему развитию музыкальных способностей студентов. Индивидуальные планы составляются в начале каждого семестра и утверждаются председателем предметно – цикловой комиссии. При составлении индивидуальных планов важно исходить из индивидуальных особенностей студента, его данных, уровня фортепианной подготовки. Репертуар должен быть разнообразным, включать произведения разных эпох, стилей, чтобы студент как можно более полно освоил бытующий в мире музыкальный язык. Учебно - тематический план Объем курса составляет 124 часа обязательной учебной нагрузки, 1 час в неделю, занятия индивидуальные, что соответствует Государственному стандарту среднего профессионального образования (повышенный уровень).
Контроль и учет знаний Качество исполнения произведений, предусмотренных индивидуальным планом, проверяется на экзаменах (3, 5 семестры), зачетах (2, 7 семестры), контрольном прослушивании (1, 4 ,6 семестры). Критерием оценки успеваемости и степени пианистического уровня игры студента является грамотное прочтение основных элементов фортепианной фактуры, достаточно технически подвинутое, музыкально - выразительное и осмысленное исполнение, верно переданный характер музыки. Итоговая оценка должна характеризовать знания и степень владения пианистическими профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность студента. Требования текущего и итогового контроля. 1 семестр Входной срез знаний. 1-2 произведения из программы вступительных испытаний Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, пьеса, ансамбль, самостоятельно выученное произведение. 2 семестр Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Текущий контроль. Академический концерт: ансамбль, самостоятельно выученное произведение. Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, пьеса. 3 семестр Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Промежуточная аттестация. Экзамен: крупная форма, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение. 4 семестр Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Текущий контроль. Академический концерт: аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение. Промежуточная аттестация. Контрольный урок: пьеса, полифония. 5 семестр Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Промежуточная аттестация. Экзамен: полифония, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение. 6 семестр Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа Текущий контроль. Академический концерт: пьеса, самостоятельно выученное произведение. Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, крупная форма 7 семестр Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, крупная форма, пьеса. Самостоятельная работа студентов Многостильность, разнообразие творческих направлений и концертных форм на профессиональной сцене в настоящее время делает необходимым развитие у студентов творческой инициативы, воображения, фантазии, умения находить неординарные решения и подходы к музыкальному материалу, опираясь на традиционную систему обучения. Поэтому мы считаем целесообразной и эффективной такую форму работы, как самостоятельное разучивание произведений (начиная со 2 курса), участие студентов в зачетах, конкурсах – концертах из самостоятельно выученных произведений. Наряду с сольными выступлениями возможны также различные формы совместного музицирования. Для того, чтобы самостоятельная работа студента была успешной, необходимы определенные привычки, подходы, умения. Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельной работы исключительно велика: он не может ограничиваться лишь словесными объяснениями того, как надо учить дома, он должен значительную часть работы и на самом уроке строить так, чтобы ход, последовательность этой работы были образцом того, что студент должен затем делать при самостоятельных занятиях. Итак, начальный этап самостоятельной работы над произведением характеризуется:
При ознакомлении с новым произведением, при наличии развитого навыка чтения с листа, пьеса играется в темпе, близком к настоящему, с небольшим числом остановок и поправок, с некоторыми упрощениями в трудных местах. Надо помнить о том, что в самом начале работы всякая случайная неточность игры ведет к искажению формирующегося образа, и ошибки, допущенные при первом разборе, нередко прочно укореняются и сильно тормозят разучивание пьесы. При начальном разборе целесообразно дробить пьесу на мелкие звенья (в дальнейшем укрупняемые). Поочередно разбираемые звенья должны частично наслаиваться друг на друга во избежание образования разрывов на границах. Организация самостоятельной работы на следующем, «срединном» этапе является довольно сложным делом. Здесь перед студентом стоит целый ряд задач:
Очень большую пользу приносит выучивание на память партий отдельных рук (сначала – аккомпанирующей партии), а в полифонии также отдельных голосов. Срединный этап работы над произведением может считаться пройденным, если студент может с первого раза сыграть пьесу гладко, выразительно, цельно, с хорошей звучностью. Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться: – умения играть пьесу совершенно уверенно, убедительно; – умения играть ее в любой обстановке. На заключительном этапе важны такие способы , как замедленная мысленная игра, сильно замедленное проигрывание на инструменте, игра с опорных точек. Отнюдь не следует пренебрегать и медленным проигрыванием по нотам. Библиографический список Методическая литература:
Примерный репертуарный список. Полифонические произведения. I КУРС
II КУРС
III КУРС
IV КУРС
НОТНЫЕ СБОРНИКИ.
- 2 класс. – Москва, 1987; - 3 класс. – Москва, 1983.
5 класс. – Москва, 1987 год. – Вып. I
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ. Этот раздел репертуарного списка должен способствовать развитию у студентов чувства формы при исполнении относительно масштабных произведений, умению выстраивать целое из сопоставления тем, разделов, а также ощутить единство различных метаморфоз одной темы, одного образа. На это следует обратить внимание студентов при работе над произведениями данной группы.
6. И. Гайдн - Соната G-dur, часть II, III, IV. III КУРС.
IV КУРС.
НОТНЫЕ СБОРНИКИ:
ПЬЕСЫ. Это миниатюры композиторов 18-20 веков – лирические зарисовки различных настроений, разнообразные по форме и жанровой направленности. Работа над произведениями такого рода способствует развитию музыкального воображения, звуковой и ритмической культуры. Здесь очень важно научить дифференцировать элементы музыкальной фактуры, обратить внимание на характер соотношения мелодии и аккомпанемента, на особую выразительную роль мелодии как главного носителя музыкальной идеи. I КУРС.
II КУРС.
III КУРС.
IV КУРС.
НОТНЫЕ СБОРНИКИ:
- I-II класс. – Москва, 1986;
АНСАМБЛИ. Приобретение навыков ансамблевой игры - одна из важнейших задач в воспитании будущего музыканта- духовика и ударника. I КУРС.
II КУРС.
Ill КУРС.
IV КУРС.
НОТНЫЕ СБОРНИКИ
– класс 1. – Москва, 1986. – класс 2. – Москва, 1987. – класс 3. – Москва, 1987.
АККОМПАНЕМЕНТЫ Исполнение аккомпанементов в классе дополнительного инструмента благотворно влияет на заинтересованное отношение студентов к этому предмету, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает слух. Кроме того, работа над аккомпанементами совершенствует фортепианные навыки, расширяет знание репертуара по специальности, приучает к совместному музицированию. Здесь ставятся новые задачи: умение слышать партию солиста и внимательно следить за ней; понять исполнительские намерения солиста и помочь ему в их воплощении, умение разбираться не только в мелодической линии, но и в гармонии, и в структуре музыкального произведения. Выработка аккомпаниаторских навыков немыслима без идеального знания двух партий: своей и солиста. Предлагаемые аккомпанементы разнообразны по фактуре и содержанию. Аккомпанементы представлены в порядке возрастающей трудности.
II КУРС
III КУРС
11. Д. Кабалевский. «Маленькая полька»;
!3. Л. Бетховен. Немецкий танец; 14. В. Моцарт. Вальс; 15. А. Гречанинов. Вальс / Хрестоматия для флейты.
Список литературы для чтения с листа 1. Альбом легких переложений для фортепиано в 4 руки / сост. Э. Денисов. – Москва,1961. – Вып.1. 2. Хрестоматия для 3 класса ДМШ. – Москва, 1977. 3. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. – Москва, 1974. – Часть 1. 4. Школа игры на фортепиано / ред. А. Николаев. – Москва, 1968. 5. Школа игры на фортепиано для 1-года обучения / ред.-сост. Н. Кувшинников, М. Соколов. – Москва, 1963. 6. Юный пианист / сост. Л. Ройзман, В. Натансон. – Москва, 1975. – Вып. 1. |