Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 246.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.02.2014
Размер246.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070102 «Инструментальное исполнительство»,

специализации 070102.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Цикловая комиссия Дополнительного инструмента

Дисциплина Дополнительный инструмент (фортепиано)

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 124 часа

Статус дисциплины специальная

Составитель: преподаватель цикловой комиссии

дополнительного инструмента колледжа искусств

ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ» Домацкая И.Е.


Тюмень 2009
Содержание

Пояснительная записка………………..…….…………………………………4
Цель и задачи дисциплины...…………….…………………………………….4
Содержание дисциплины..…………………..…………………………………6
Чтение с листа……………………………….………………………………….7
Индивидуальные планы студентов……………………………………………7
Учебно-тематический план………………………………………….………....8
Контроль и учёт знаний………………………………………...………………9
Требования к текущему и итоговому контролю………………………………9
Самостоятельная работа студентов……………………………………………10
Библиографический список……..……………………………………………..11
Примерный репертуарный список…………………………………………….12

Пояснительная записка

Основные документы, использованные для составления

учебно-методического комплекса

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

– требований ГОСТ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специализации 070102.02 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года, введенного в действие 1.09.2002 года.

– «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий»

– примерной программы по дисциплине «Фортепиано» для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство», (0501.03 « Духовые и ударные инструменты»), Минкультуры РФ, НМЦ по художественному образованию. – Москва, 2002.

– педагогического опыта составителя.
Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «Дополнительный инструмент (фортепиано)» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает развитие навыков игры на фортепиано, чтения с листа, аккомпанемента и игры в ансамбле в объеме, необходимом для будущей практической работы по специальности.

В комплексе специальных дисциплин изучение данного предмета способствует воспитанию у студентов сознательного отношения к работе, устойчивого внимания и самоконтроля, формированию широкого кругозора при знакомстве с лучшими образцами классической и современной музыки, народно-музыкальным творчеством.

Основной целью дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)» является участие в воспитании высоко эрудированного музыканта. Эта цель достигается посредством решения целого ряда задач, таких как:

  1. Овладение начальными и элементарными навыками выразительного интонирования. В этом плане дисциплина должна рассматриваться как возможность дополнительной практики интонирования на другом инструменте (фортепиано). Подзадачи этого раздела включают формирование навыков правильной фразировки, динамического и агогического интонирования, элементарной интонационной грамотности. Воспитание общих принципов правильного произнесения музыкальной речи – первостепенная задача дисциплины.

  2. Изучение различных по стилю и жанру произведений для фортепиано, в работе над которыми осуществляется музыкальное и пианистическое развитие студента.

  3. Ознакомление с симфоническими, камерными и другими произведениями непосредственно в процессе исполнения на фортепиано. Для этого используются переложения для фортепиано в 4 руки.

  4. Развитие у студентов навыков чтения нот с листа (домашнее задание с последующей проверкой в классе). Оптимальная организация навыка чтения с листа происходит на занятиях в классе под руководством педагога.

  5. Развитие у студентов навыков аккомпанемента и ансамблевой игры. В этом разделе репертуара совершенствуется ансамблевая техника исполнения, которая так необходима студентам оркестрового отделения.

Таким образом, выпускник - оркестрант должен владеть игрой на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач, приобрести навыки грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, аккомпанемента, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений.
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины

«Дополнительный инструмент (фортепиано)» для специализации

070102.02 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»


Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки

В том числе обязательных учебных занятий

СД. 04

Приобретение основных навыков игры на инструменте; развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы; последовательное освоение учебного репертуара; применение в работе над произведениями для избранного инструмента; приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать инструмент для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений.

166 часов

124 часа



Общая трудоемкость дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано)»


Виды занятий

Всего часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальные

практические занятия


124


18



18


18


18


18


18


16

Самостоятельная учебная нагрузка студентов

42

6

6


6


6


6


6


6


Итоговый контроль

Контр.

урок

Зачет

Экзамен

Контр.

урок

Экзамен

Контр.

урок

Зачет


Требования к уровню подготовки студентов до начала изучения дисциплины

«Дополнительный инструмент (фортепиано)»
К началу освоения дисциплины на уровне среднего профессионального образования студент должен:

– обладать музыкальными данными: слухом, чувством ритма, музыкальной памятью.

– знать основы нотной грамоты в объеме начального музыкального образования.

– обладать навыками игры на фортепиано.
Содержание дисциплины

Обучение начинается с определения уровня подготовки студента, анализа и оценки перспектив его учебной деятельности в рамках данной дисциплины.

Дальнейшая работа подразумевает параллельное развитие разнообразных творческих способностей музыканта, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности.

Учебный репертуар подразделяется на 2 раздела – фортепианный (произведения для фортепиано) и профилирующий (аккомпанементы, ансамбли, чтение с листа).


Основные требования к владению материалом.

По окончании освоения дисциплины выпускник должен уметь:

  • сыграть любую из 24 гамм, арпеджио, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд (длинный) – двумя руками в параллельном движении на 4 октавы, аккорды трехзвучные с обращениями, хроматическую гамму;

  • владеть минимальными техническими приемами, исполняя этюды различной направленности;

  • понимать и уметь передавать смысл, характер, стилистику и форму исполняемых произведений;

  • уметь полифонически слышать музыку;

  • владеть различными приемами звукоизвлечения и педализации, необходимыми для исполнения конкретного произведения;

  • играть в ансамбле с другими инструментами, связанными с основной специальностью студента;

  • уметь самостоятельно выучить несложное произведение и исполнить его в законченном виде;

  • уметь читать с листа легкие пьесы и аккомпанементы из репертуара ДМШ;

  • уметь свободно играть гармонические последовательности, задания по сольфеджио и теории, музыкальные фрагменты и темы произведений, изучаемых по курсу музыкальной литературы.


Требования по технике фортепианной игры.

1 курс. Диезные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 2-4 октавы. Аккорды каждой рукой отдельно. Арпеджио длинные на 2-4 октавы.

2 курс. Бемольные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 4 октавы. Аккорды двумя руками. Арпеджио длинные на 4 октавы.

3 курс. Все гаммы в более подвижном темпе. Хроматические гаммы на 4 октавы. Аккорды, арпеджио. Доминантсептаккорд. Уменьшенный вводный септаккорд.

Чтение с листа.

Особое внимание нужно обратить на развитие навыка чтения с листа. Эта сторона обучения в своей практической значимости одна из самых важных. Умение читать ноты с листа способствует более быстрому разбору музыкальных произведений и более широкому ознакомлению с музыкальной литературой. Будущий артист оркестра, умея читать с листа, грамотнее и быстрее разберется в своей оркестровой партии, дирижер духового оркестра – в партитуре, а будущий преподаватель музыкальной школы сможет сам аккомпанировать своим ученикам. Поэтому педагог должен на каждом уроке выделять время для чтения с листа. Работа по чтению с листа, чтобы стать достаточно эффективной, нуждается в проверке. Проверка навыка чтения с листа проводится во всех семестрах в рамках технического зачета. (Названия сборников для чтения с листа приводятся в репертуарном списке).

Индивидуальные планы студентов

Выбор репертуара и продуманное планирование учебной работы способствует всестороннему развитию музыкальных способностей студентов. Индивидуальные планы составляются в начале каждого семестра и утверждаются председателем предметно – цикловой комиссии. При составлении индивидуальных планов важно исходить из индивидуальных особенностей студента, его данных, уровня фортепианной подготовки. Репертуар должен быть разнообразным, включать произведения разных эпох, стилей, чтобы студент как можно более полно освоил бытующий в мире музыкальный язык.

Учебно - тематический план

Объем курса составляет 124 часа обязательной учебной нагрузки, 1 час в неделю, занятия индивидуальные, что соответствует Государственному стандарту среднего профессионального образования (повышенный уровень).


Программные требования


Практические (индивидуальные) занятия


Самостоятельная работа студентов

I курс

2 полифонических

произведения

2 пьесы

2 ансамбля

2 этюда

Гаммы диезные мажорные и минорные, аккорды, арпеджио

Чтение с листа

2 пьесы для самостоятельного изучения


36 часов



12 часов


II курс

Полифоническое произведение

2 пьесы

Крупная форма

Ансамбль

Аккомпанемент

2 этюда

Гаммы бемольные мажорные и минорные, аккорды, арпеджио

Чтение с листа

2 пьесы для самостоятельного изучения


36 часов


12 часов

III курс

2 полифонических произведения

Крупная форма

2 пьесы

2 этюда

Аккомпанемент

Гаммы диезные и

бемольные мажорные и

минорные, аккорды,

арпеджио

Чтение с листа

Пьеса и аккомпанемент для самостоятельного изучения


36часов


12 часов


IV курс

Полифоническое произведение

Крупная форма

Пьеса

Аккомпанемент для самостоятельного изучения

16 часов

6 часов

Всего:

124 часа

42 часа


Контроль и учет знаний
Качество исполнения произведений, предусмотренных индивидуальным планом, проверяется на экзаменах (3, 5 семестры), зачетах (2, 7 семестры), контрольном прослушивании (1, 4 ,6 семестры).

Критерием оценки успеваемости и степени пианистического уровня игры студента является грамотное прочтение основных элементов фортепианной фактуры, достаточно технически подвинутое, музыкально - выразительное и осмысленное исполнение, верно переданный характер музыки.

Итоговая оценка должна характеризовать знания и степень владения пианистическими профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность студента.

Требования текущего и итогового контроля.

1 семестр
Входной срез знаний. 1-2 произведения из программы вступительных испытаний

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, пьеса, ансамбль, самостоятельно выученное произведение.

2 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: ансамбль, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, пьеса.

3 семестр

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Экзамен: крупная форма, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

4 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: пьеса, полифония.

5 семестр

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Экзамен: полифония, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

6 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: пьеса, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, крупная форма

7 семестр

Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, крупная форма, пьеса.
Самостоятельная работа студентов
Многостильность, разнообразие творческих направлений и концертных форм на профессиональной сцене в настоящее время делает необходимым развитие у студентов творческой инициативы, воображения, фантазии, умения находить неординарные решения и подходы к музыкальному материалу, опираясь на традиционную систему обучения. Поэтому мы считаем целесообразной и эффективной такую форму работы, как самостоятельное разучивание произведений (начиная со 2 курса), участие студентов в зачетах, конкурсах – концертах из самостоятельно выученных произведений. Наряду с сольными выступлениями возможны также различные формы совместного музицирования.

Для того, чтобы самостоятельная работа студента была успешной, необходимы определенные привычки, подходы, умения. Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельной работы исключительно велика: он не может ограничиваться лишь словесными объяснениями того, как надо учить дома, он должен значительную часть работы и на самом уроке строить так, чтобы ход, последовательность этой работы были образцом того, что студент должен затем делать при самостоятельных занятиях.

Итак, начальный этап самостоятельной работы над произведением характеризуется:

  1. осознанием контуров звуковой формы (высотность, ритмика);

  2. прочтением и осмысливанием ремарок;

  3. анализом основных технологических моментов (аппликатура, штрихи);

  4. выявлением наиболее заметных элементов выразительности.

При ознакомлении с новым произведением, при наличии развитого навыка чтения с листа, пьеса играется в темпе, близком к настоящему, с небольшим числом остановок и поправок, с некоторыми упрощениями в трудных местах.

Надо помнить о том, что в самом начале работы всякая случайная неточность игры ведет к искажению формирующегося образа, и ошибки, допущенные при первом разборе, нередко прочно укореняются и сильно тормозят разучивание пьесы.

При начальном разборе целесообразно дробить пьесу на мелкие звенья (в дальнейшем укрупняемые). Поочередно разбираемые звенья должны частично наслаиваться друг на друга во избежание образования разрывов на границах.

Организация самостоятельной работы на следующем, «срединном» этапе является довольно сложным делом. Здесь перед студентом стоит целый ряд задач:

  1. «Сцепление игры», т. е. достижение гладкого, незатрудненного исполнения произведения (и по нотам, и на память).

  2. Усиление выразительности игры: выполнение контрастов и нюансов, точные кульминации, цезуры, окончания.

  3. Уточнение звучности: распределение силы звука, нахождение нужных колоритов.

  4. Уточнение ритмики: распределение мельчайших агогических изменений.

Очень большую пользу приносит выучивание на память партий отдельных рук (сначала – аккомпанирующей партии), а в полифонии также отдельных голосов.

Срединный этап работы над произведением может считаться пройденным, если студент может с первого раза сыграть пьесу гладко, выразительно, цельно, с хорошей звучностью.

Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:

– умения играть пьесу совершенно уверенно, убедительно;

– умения играть ее в любой обстановке.

На заключительном этапе важны такие способы , как замедленная мысленная игра, сильно замедленное проигрывание на инструменте, игра с опорных точек. Отнюдь не следует пренебрегать и медленным проигрыванием по нотам.
Библиографический список

Методическая литература:


  1. Ныркова, В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей / В. Д. Ныркова. – Москва : Музыка, 1988.

  2. Курс фортепиано в системе музыкального образования / ред.–сост. Н. П. Толстых. – Москва, 1997.

  3. Вопросы музыкальной педагогики / сост. В. Понятовский. – Москва, 1995.– Вып. 5.

  4. Программа по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей. – Москва, 1997.

  5. Вопросы методики курса фортепиано для студентов разных специальностей /сост. В. Д. Ныркова. – Москва, 2003.

  6. Методические записки по вопросам музыкального образования / ред.–сост. А. И. Лагутин. – Москва : Музыка,1991. – Вып. 3.

  7. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. – Москва : Классика – ХХI, 2001.

  8. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. – Москва : Классика – ХХI, 2007.

  9. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. – Москва, 1996.


Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

I КУРС

  1. С. Шевченко-Дуэт

  2. А. Пахмутова - Канон

  3. Б. Барток - Менуэт

  4. В Агафонников - «Смеркается», «Наигрыш»

  5. А. Пахмутова - Маленький дуэт

  6. А. Бантин - Дуэт

  7. Л. Моцарт - Буррэ

  8. И. Бах - Менуэт соль-минор

  9. Г. Гендель - Менуэт соль-минор

II КУРС

  1. И. Бах - Менуэт ре-минор

  2. В. Моцарт - Ария

  3. Г. Гендель - Ария ре-минор, Ригодон соль-мажор

  4. С. Ляпунов - Пьеса

  5. Д. Тюрк - Аллегро

  6. В. Бланжини - Ариозо

  7. Д. Фрескобальди - Канцона

  8. С. Павлюченко - Фугетта ля-минор

  9. Ж. Арман - Фугетта

  10. И. Бах - Маленькие прелюдии до-мажор, ре-минор

  11. Г. Гендель - Куранта

  12. М. Глинка - Фуга ля-минор


III КУРС

  1. Д. Циполи - Фугетта ми-минор

  2. Н. Мясковский - «Элегическое настроение»

  3. Д. Циполи - Сарабанда

  4. Б. Паскуини - Токката

  5. Г. Гендель - Прелюдия соль-мажор

  6. И. Бах - Ария, Менуэт из французской сюиты соль-минор

  7. Д. Циполи - Фугетта ре-минор.


IV КУРС

  1. С. Майкапар - Фугетта до диез-минор

  2. Д. Фрескобальди - Токката ля-минор

  3. И. Бах - Французская сюита ми-мажор, Гавот, Менуэт

  4. Ц. Франк – Канон.

  1. С. Николаи - Пассакалья;

  2. И. Брамс - 2 сарабанды;

  3. В. Кирнбергер - Прелюдия.


НОТНЫЕ СБОРНИКИ.

  1. Хрестоматия педагогического репертуара. – 1 класс. – Москва, 1986;

- 2 класс. – Москва, 1987;

- 3 класс. – Москва, 1983.

  1. Полифонические произведения 1-4 класс. – Москва, 1987;

  2. Хрестоматия педагогического репертуара, 4класс. – Москва, 1987;

5 класс. – Москва, 1987 год. – Вып. I

  1. Хрестоматия педагогического репертуара. Полифонические пьесы, 5-ый класс. – Москва, 1978. – Вып 2.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ.

Этот раздел репертуарного списка должен способствовать развитию у студентов чувства формы при исполнении относительно масштабных произведений, умению выстраивать целое из сопоставления тем, разделов, а также ощутить единство различных метаморфоз одной темы, одного образа. На это следует обратить внимание студентов при работе над произведениями данной группы.

  1. КУРС.

  1. Д. Тюрк - Сонатина, C-dur;

  2. Н. Сильванский - Вариации;

  3. Ю. Чичков - Сонатина;

  4. А. Андрэ - Сонатина I часть, a-moll;

  5. Д. Чимороза - Соната, d-moll, часть I;

  6. Э. Меллартин - Сонатина, d-moll;

  7. М. Клементи - Сонатина, C-dur, часть И.

  1. КУРС.

  1. В. Моцарт - Сонатина, C-dur, часть II;

  2. Л. Бетховен - Сонатина для мандолины, e-moll;

  3. И. Плейель - Сонатина D-dur, часть I, II, III;

  4. Д. Чимороза - Сонаты, C-dur; Соната, q-moll; Соната, G-dur;

  5. И. Гайдн - Соната-партита, C-dur, часть I;

6. И. Гайдн - Соната G-dur, часть II, III, IV.

III КУРС.

  1. И. Гайдн - Сонатина, G-dur, часть II;

  2. К. Вебер - Сонатина, C-dur;

  3. А. Глазунов - Сонатина, a-moll;

  4. Г. Гендель - Сонатина, B-dur;

  5. Д. Скарлатти - Соната, d-moll;

  6. И. Гайдн - Сонатина, D-dur, часть I;

  7. И. Гайдн - Пасторальная сонатина, часть I, II, III.

IV КУРС.

  1. Л. Моцарт - Сонатина, C-dur;

  2. К. Рейнеке - Маленькая сонатина;

  3. А. Диабелли - Сонатина, G -dur;

  4. Я. Кепейнс - Сонатина;

  5. А. Хачатурян - Сонатина, C-dur, часть II;

  6. Обработка В. Выгодского - Вариации на тему Паганини.

НОТНЫЕ СБОРНИКИ:

  1. Хрестоматия педагогического репертуара. Произведения крупной формы:

  • I класс. – Москва, 1986;

  • II класс. – Москва, 1987;

  • III класс. – Москва, 1987;

  • IV класс. – Москва, 1986;

  • V класс. – Москва, 1988.

  1. Альбом сонатин, средние и старшие классы. – Москва: Музыка, 1979 год.


ПЬЕСЫ.

Это миниатюры композиторов 18-20 веков – лирические зарисовки различных настроений, разнообразные по форме и жанровой направленности. Работа над произведениями такого рода способствует развитию музыкального воображения, звуковой и ритмической культуры. Здесь очень важно научить дифференцировать элементы музыкальной фактуры, обратить внимание на характер соотношения мелодии и аккомпанемента, на особую выразительную роль мелодии как главного носителя музыкальной идеи.

I КУРС.

  1. Д. Тюрк - Ариозо, F-dur;

  2. Д. Тюрк - «Грустное настроение;

  3. Э. Денисов - «Ласковая песенка», «Веселая песенка»;

  4. Г. Ф. Телеман - Пьеса;

  5. Б. Барток - Пьеса, a-moll, «Крестьянский танец»;

  6. Э. Тетцель - Прелюдия, C-dur;

  7. А. Логшамп- Друшкевич - Из бабушкиных воспоминаний;

  8. Э. Эксопишвили - «Грустная песенка»;

  9. А. Фрейер - Прелюдия, e-moll;

  10. П. Хиндемит - 2 пьесы;

  11. А. Баграмян - Хорал

  12. Н. Мясковский - «Весеннее настроение».

II КУРС.

  1. Б. Барток - пьесы D-dur, q-moll, F-dur;

  2. Э. Денисов - Русская песня;

  3. А. Хачатурян - Андантино;

  4. Р. Шуман - «Первая утрата»;

  5. Г. Свиридов - «Парень с гармошкой»;

  6. А. Хачатурян - «Вечерняя сказка»;

  7. Д. Кабалевский - «Токкатина»;

  8. Г. Пахульский - Прелюдия;

  9. С. Прокофьев – Марш, «Сказочка», «Прогулка»;

  10. Э. Григ - «Народная мелодия».

III КУРС.

  1. Б. Барток - Пьесы e-moll, h-moll;

  2. Г. Сигмейстер - « Блюзы улицы Лоредо», «Песня ковбоя» и другие;

  3. И. Гурпик - 6 легких пьес для фортепиано;

  1. А. Эшпай - Прелюдия cis -moll, «Веселая игра», «Старый мотив», прелюдия q-moll;

  2. Г. Мак-Доуэлл - «Бутон», «К дикой розе»;

  3. Е. Кассерн - 2 пьесы, «Сладкие карамельки для молодых и старых пианистов».

IV КУРС.

  1. А. Рыбицкий - Танго;

  2. В. Купревич - «У Баха в Томаскирхе»;

  • «Красные маки»;

  • «В пещере Гарца»;

  1. И. Якушенко - «Первое знакомство»;

  2. В. Купревич - «Элегическая серенада» ор. 156;

  3. М. Кажлаев - «Караван»;

  • Прелюдия;

  • «Восточный танец»;

  1. О. Питерсон - джазовые этюды;

  • Баллада;

  1. Д. Ширинг - «Не трогайте моего Баха»;

  2. А. Шульман - «Оттенки голубого»;

  3. 3. Эрхард - «Свит»;

  4. И. Мортенс - Пьеса.

НОТНЫЕ СБОРНИКИ:

  1. Хрестоматия педагогического репертуара:

- I-II класс. – Москва, 1986;

  • III класс. – Москва, 1979;

  • IV класс. – Москва, 1987;

  • V класс. – Москва, 1987;

  1. Сборник пьес для фортепиано. – Москва : Музыка, 1987;

  2. Фортепианная игра. – Москва, 1977;

  3. Сигмейстер, Г. Избранные произведения для фортепиано;

  4. Гурпик, И. Сборник пьес «Джаз-пикколо». – Москва, 1987;

  5. Мак-Доуэлл, Г. Пьесы для фортепиано. – Москва, 1987;

  6. Купревич, В. Цикл для фортепиано «Путевые эскизы». – Москва, 1978;

  7. Якушенко, И. Джазовый альбом. – Москва : Музыка, 1981;

  8. Кажлаев, М. Цикл «10 фортепианных миниатюр». – Москва, 1988.

  9. «Джаз для детей» : сборник пьес. – Москва, 1988.


АНСАМБЛИ.
Приобретение навыков ансамблевой игры - одна из важнейших задач в воспитании будущего музыканта- духовика и ударника.

I КУРС.

  1. А. Гречанинов. Пьеса;

  2. Обработка П. Неедлы - Чешская песня;

  3. П. Чайковский. 5 русских народных песен для фортепиано в 4 руки;

  4. Ф. Шуберт. Вальс;

  5. М. Глинка. «Кавалерийская рысь»;

  6. Л. Бетховен. Три немецких танца;

  7. Ф. Шуберт. Лендлер;

  8. Обработка А. Флярковского. «Уж как по лесу», русская народная песня;

  9. Обработка Р. Щедрина. «Как по сеням» русская народная песня;

  10. Обработка В. Берковича. «Как ходил, гулял Ванюша», русская народная песня.

II КУРС.

  1. В обработке И. Гольденберга. «Пастух», чешская народная песня;

  2. Обработка А. Когуровой. «Рулате», финская народная песня;

  3. Обработка Н. Любарского. Индонезийская народная песня;

  4. В. Оякэяр. «В прибрежном колхозе»;

  5. Обработка Н. Любарского. «Лесорубы» австрийская народная песня;

  6. Обработка А. Когуровой. Аргентинская народная песня;

  7. Обработка А. Когуровой. «Молдовеняска»;

  8. Обработка Н. Любарского. Марш;

  9. Обработка Н. Любарского. «Мать родная моя», украинская народная песня;

  10. В. Соловьев-Седой, обработка М. Готлиба. «Подмосковные вечера»

Ill КУРС.

  1. M. Глинка. «Песня Ильиничны»;

  2. Ф. Шуберт. Немецкий танец;

  3. В. Моцарт. «Колыбельная песня»;

  4. С. Прокофьев. «Русский танец»;

  5. В. Калинников. «Сосны»;

  6. В. Золотарев. «Дождик, дождик», украинская народная песня;

  7. А. Фолькопьери. «Виланелла»;

  8. Ф. Госсек. Гавот;

  9. В. Моцарт. Адажио из сонаты N 2 для фортепиано в 4 руки;

  10. Ф. Шуберт. «Пряха».

IV КУРС.

  1. Р. Шуман. Вальс;

  2. И. Брамс. Колыбельная;

  3. Ж. Бизе. Отрывок из оперы «Кармен»;

  4. Б. Барток. Венгерская песня;

  5. Б. Барток. Словацкий танец;

  6. М. Балакирев. «Птицы и звери»;

  7. М. Балакирев. «Ты река ли, моя реченька»;

  8. И. С. Бах. Менуэт и «Шутка» из второй оркестровой сюиты;

  9. М. Глинка. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»;

  10. Ж. Металлиди. «Веселое шествие»;

  11. Ж. Металлиди. «На пони в зоопарке».



НОТНЫЕ СБОРНИКИ

  1. Хрестоматия педагогического репертуара

– класс 1. – Москва, 1986.

– класс 2. – Москва, 1987.

– класс 3. – Москва, 1987.

  1. Сборник песен народов мира. Ансамбли в 4 руки / сост. Н Ляховицкая. – Музыка, 1980.

  2. Пьесы для фортепиано в 4 руки / сост. Л. Ройзман. – Музыка, 1980.

  3. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки / сост. О. Загурская. – Музыка, 1968.

  4. Пьесы в 4 руки / сост. М. Бакулова. – Музыка, 1980.

  5. Мое концертное выступление : сборник пьес. – Москва, 1998.


АККОМПАНЕМЕНТЫ
Исполнение аккомпанементов в классе дополнительного инструмента благотворно влияет на заинтересованное отношение студентов к этому предмету, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает слух.

Кроме того, работа над аккомпанементами совершенствует фортепианные навыки, расширяет знание репертуара по специальности, приучает к совместному музицированию. Здесь ставятся новые задачи: умение слышать партию солиста и внимательно следить за ней; понять исполнительские намерения солиста и помочь ему в их воплощении, умение разбираться не только в мелодической линии, но и в гармонии, и в структуре музыкального произведения. Выработка аккомпаниаторских навыков немыслима без идеального знания двух партий: своей и солиста. Предлагаемые аккомпанементы разнообразны по фактуре и содержанию. Аккомпанементы представлены в порядке возрастающей трудности.


  1. КУРС

  1. Т. Салютринская. Пастух играет.

  2. А. Гедике. Маленькая пьеса.

  3. А. Гедике. 2 маленькие пьесы.

  4. В. А. Моцарт. Песенка – Школа игры на кларнете / сост. В. Розанов

  5. Обработка русской народной песни. Во поле береза стояла.

  6. Обработка грузинской народной песни «Сулико» – Школа игры на фаготе / сост. Р. Терехин.

  7. А. Тегнар. Шведская детская песня.

  8. Б. Барток. из сборника «Детям» – Хрестоматия для валторны 1-2 класс / сост. В. Полех;

  9. Д. Кабалевский. «Ночью на реке»;

  10. Б. Барток. Песня;

  11. Н. Мясковский. «Беззаботная песенка» // Школа игры на трубе / сост. С. Баласанян.

II КУРС

  1. А. Гедике. Русская народная песня / Хрестоматия для гобоя, I, II класс;

  2. А. Хачатурян. Андантино – Школа игры на кларнете / сост. В. Розанов;

  3. Обработка русской народной песни «Как на тоненький ледок»;

  4. Обработка русской народной песни «Как во горнице- светлице»;

  5. Обработка русской народной песни «Там за речкой, там за перевалом»;

  6. Л. Бетховен. «Страстное желание» // Начальная школа игры на тромбоне / сост. Б. Григорьев;

  7. И. Брамс - Колыбельная;

  8. Б. Дварионас - Прелюдия;

  9. А. Гречанинов. «Грустная песенка» // Хрестоматия для флейты I-II класс. – Вып.1.

III КУРС

  1. Ж. Б. Люлли. Песенка;

  2. Русская народная песня. Виноград в саду цветет / Школа игры на тромбоне;

  3. В. Моцарт. «Майская песня»;

  4. И. Гайдн. Песенка / Школа игры на трубе;

  5. А. Гречанинов. Мазурка / Школа игры на фаготе;

  6. Ф. Шуберт. Колыбельная / Хрестоматия для флейты;

  7. Русская народная песня «Сиротинушка»;

  8. М. Глинка. «Признание»;

  9. П. Чайковский. Итальянская песенка / Хрестоматия для гобоя;

  10. В. Моцарт. Колыбельная / Школа игры на тромбоне;

11. Д. Кабалевский. «Маленькая полька»;

  1. В. Моцарт. Менуэт;

!3. Л. Бетховен. Немецкий танец;

14. В. Моцарт. Вальс;

15. А. Гречанинов. Вальс / Хрестоматия для флейты.

  1. КУРС

  1. М. Глинка. Полька;

  2. К. Вебер. Bubare;

  3. В. Моцарт. «Песня пастушка»;

  4. Б. Барток. «Вечер в деревне»;

  5. Ж. Рамо. «Тамбурин» / Хрестоматия для флейты;

  6. Я. Дюссек. «Старинный танец»;

  7. Канэда Бин. «После полуночи летом»;

  8. В. Калинников. «Грустная песенка»;

  9. Р. Шуман. Новеллетта / Школа игры на трубе.


Список литературы для чтения с листа
1. Альбом легких переложений для фортепиано в 4 руки / сост. Э. Денисов. – Москва,1961. – Вып.1.

2. Хрестоматия для 3 класса ДМШ. – Москва, 1977.

3. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. – Москва, 1974. – Часть 1.

4. Школа игры на фортепиано / ред. А. Николаев. – Москва, 1968.

5. Школа игры на фортепиано для 1-года обучения / ред.-сост. Н. Кувшинников, М. Соколов. – Москва, 1963.

6. Юный пианист / сост. Л. Ройзман, В. Натансон. – Москва, 1975. – Вып. 1.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск