Скачать 63.87 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Тема: «Сказки народов мира» 3-а класс учитель: Якубовская Ольга Владимировна Цели и задачи: - Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов. - Закрепление навыков выразительного чтения. - Систематизирование знания о творчестве разных народов. - Развитие творческой активности. - Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре. План урока:
Оборудование: – глобус – карта – карта с изображением национальных каст – карта с названиями стран – карта с названиями сказок – рисунки детей – карта с поговорками – раздаточный материал для команд ХОД УРОКА 1. Давайте поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем! 2. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки, которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки. 3. Учитель показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок. – Яблоко – «Золотое яблоко» – Ковер – «Голубой ковер» – Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке» – Рецепт – «Лентяйка» – Сеть – «Дочь-семилетка» Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки? Это сказки народов мира. Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие? ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от национальности этого народа. 4. Отправляемся в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну необходимо запомнить волшебные слова: «Покручусь, поверчусь! Где окажусь?» Первая остановка. Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку. Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка». Это сказка какого народа? (Африканского). Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат на солнце и калебаса готова (показ). Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты Земля. Понравилась сказка? Пора и честь знать. 5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?» Вторая остановка. Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в бутылке». Откуда эта сказка? (Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы подберите к ней русскую поговорку. – Работать левой рукой – (работать спустя рукава) – Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет) – Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев) – Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе) У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы). – Хорошее никогда не лишне – Кашу маслом не испортишь – В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе – Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда – Под собой разжигать костер – Самому себе рыть яму – Пахать песок – Толочь воду в ступе Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем. Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву. 6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?» Физкультурная минутка. А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода». Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» - все начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.… Отдохнули? В путь! 7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?» Третья остановка. Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (Из Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом – строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем. Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки.
Весело было в Грузии? Едем дальше! 8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?» Четвертая остановка. Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма). – конкурс – армянская игра 9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?» Пятая остановка. Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство – это наш великий, могучий язык. Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.). ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга независимо от национальности, цвета кожи. 10. Давайте вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке? Игра: «Собери книгу» - командам выдается рисунок детей к сказкам, название сказок, название стран. 11. Что сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»). |